Гражданское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:43, реферат

Описание работы

До недавнего времени отечественная правовая система, развивавшаяся как система советского права, представляла собой комплекс весьма многочисленных самостоятельных правовых отраслей, количество которых насчитывало несколько десятков. Ее главной особенностью было многообразие составляющих элементов при принципиальном отказе от их общего, традиционного деления на сферы частного и публичного права.
К числу известных преимуществ такого подхода можно было отнести возможность максимального учета специфики разнообразных видов общественных отношений, регулируемых правом, тщательность и разветвленность их регламентации. Однако при этом неизбежными стали сложности и громоздкость сложившейся системы, необходимость последовательного размежевания правовых комплексов, затрудняющие их взаимную согласованность. Это было особенно заметно в «пограничных», переходных ситуациях, складывавшихся «на стыке» отдельных правовых отраслей. Решение проблемы нередко искали в создании новых, «комплексных», или «вторичных» правовых отраслей наряду с прежними, общепризнанными, что еще более усложняло всю систему.

Содержание

1. Гражданское право в системе правовых отраслей
2. Место гражданского права в правовой системе
3 Предмет гражданского
4 Метод, функции и принципы гражданского права

Работа содержит 1 файл

Гражданское право.docx

— 49.31 Кб (Скачать)

1. Гражданское  право в системе правовых отраслей

1. Особенности системы  отечественного права

 До недавнего времени отечественная  правовая система, развивавшаяся  как система советского права,  представляла собой комплекс  весьма многочисленных самостоятельных  правовых отраслей, количество которых  насчитывало несколько десятков. Ее главной особенностью было  многообразие составляющих элементов  при принципиальном отказе от  их общего, традиционного деления  на сферы частного и публичного  права.

 К числу известных преимуществ  такого подхода можно было  отнести возможность максимального  учета специфики разнообразных  видов общественных отношений,  регулируемых правом, тщательность  и разветвленность их регламентации.  Однако при этом неизбежными  стали сложности и громоздкость  сложившейся системы, необходимость  последовательного размежевания правовых комплексов, затрудняющие их взаимную согласованность. Это было особенно заметно в «пограничных», переходных ситуациях, складывавшихся «на стыке» отдельных правовых отраслей. Решение проблемы нередко искали в создании новых, «комплексных», или «вторичных» правовых отраслей наряду с прежними, общепризнанными, что еще более усложняло всю систему.

Однако главной задачей правовой системы является не разграничение  правовых отраслей и их сфер (хотя очевидно, что без этого просто нельзя говорить об их системе), а обеспечение их единого, комплексного воздействия  на регулируемые общественные отношения. Поэтому система права должна характеризоваться внутренней согласованностью всех входящих в нее подсистем (элементов), опирающейся на социально-экономические  и организационно-правовые факторы.

Прежний правопорядок в той или  иной мере достигал этих целей с  помощью построения системы правовых отраслей по иерархическому принципу. Она представляла собой некую  «пирамиду», во главе которой находилось конституционное (государственное) право. Затем следовали подчиненные  ему «основные» отрасли — гражданское, уголовное, административное, процессуальное право, — в свою очередь возглавлявшие  группы правовых отраслей, большей  частью выделившихся из базовых, «материнских» (например, из гражданского права выводилось семейное и трудовое право, из административного  — финансовое и т. д.). Таким образом, всю эту систему пронизывали  публичные начала, оформлявшие безграничное, по сути, вмешательство государства  в любые сферы жизни общества и его членов и обеспечивавшие преимущественную защиту государственных  и общественных (публичных) интересов. Данный подход вполне соответствовал и административно-плановому характеру  огосударствленной экономики, и  реальной роли тогдашнего государства  в общественной жизни.

 Кардинальное реформирование  экономического и общественного  строя в качестве одного из  неизбежных следствий имело изменение  данной системы. Восстановление  частноправовых начал и переход  к принципиальному делению всей  правовой сферы на частноправовую  и публично-правовую привели к  тому, что место «пирамиды» соподчиненных  отраслей заняла новая их система,  основанная на равенстве частноправового  и публично-правового подходов. В  этой системе две взаимодействующие,  но не соподчиненные сферы  частного и публичного права  поглощают множество отдельных  правовых отраслей и их групп.

 Система частного права уже  была охарактеризована ранее.  Более сложную структуру должна, очевидно, приобрести сфера публичного  права, в основном сохраняющая  многообразие правовых отраслей (хотя, возможно, и требующая их  известного «укрупнения», например, за счет расширения сферы действия  классического конституционного  и административного права). Очевидно  также, что в этой системе  не остается места для «комплексных  правовых образований», представлявшихся  иногда в виде новых правовых  отраслей. Однако обе составляющие  ее сферы пока еще находятся  в состоянии формирования и  окончательные ответы на возникающие  при этом вопросы должна дать  наука теории государства и  права, учитывая также состояние  и выводы отраслевых правовых  наук.

 Ясно также, что новая система  права в большей мере соответствует  задачам формирования правового  государства и гражданского общества, которое не должно более находиться  под постоянным и всеобъемлющим  государственным воздействием. Единство  и согласованность этой системы  обеспечиваются не иерархической  соподчиненностью ее элементов,  а единством лежащих в ее  основе общих правовых принципов,  а также критериев выделения  (обособления) правовых отраслей, определяющим функциональные особенности  каждой из этих подсистем. Социально-экономическую  базу такого положения составляют  признание ключевой роли неотъемлемых  прав и свобод личности, федеративная  система государственного устройства, основанная на возрастающей роли  регионов и местного самоуправления, а также рыночная организация  хозяйства.

 Основными общепризнанными  критериями самостоятельности отраслей  права являются наличие самостоятельного  предмета правового регулирования,  т. е. особой области общественных  отношений, и метода правового  регулирования, т. е. известной  совокупности приемов, способов  воздействия на данную группу  общественных отношений, соответствующих  их особому характеру. В качестве  дополнительных критериев указывается  также наличие особых, самостоятельных  функций отрасли права, что  связано с ее положением элемента  общей системы права, и общих  положений (Общей части), свидетельствующих  о юридической однородности составляющих  отрасль правовых институтов  и норм. Гражданское право как  самостоятельная правовая отрасль  в полной мере отвечает всем  перечисленным критериям.

 

2. Место гражданского  права в правовой системе

 Гражданское право составляет  основу частноправового регулирования.  Тем самым определяется его  место в правовой системе как  основной, базовой отрасли, предназначенной  для регулирования частных, прежде  всего имущественных отношений.

 Из этого следует, что общие  нормы и принципы гражданского  права могут применяться для  регулирования любых отношений,  входящих в частноправовую сферу,  если на этот счет отсутствуют  прямые предписания специального  законодательства (т. е. в субсидиарном, восполнительном порядке). Это касается  прежде всего сферы семейного  права, где такое положение  получило прямое законодательное  закрепление (ст. 4 Семейного кодекса  РФ), но также и частноправовых  отношений, затрагиваемых институтами  трудового, природоресурсового, экологического  права. Именно на этом, в частности,  базируются небезосновательные  попытки судебной практики использовать  в отношениях, возникающих при  необоснованном расторжении или  изменении трудового договора, гражданско-правовые  нормы о возмещении морального  вреда.

 Напротив, нормы трудового или,  например, семейного права не  могут использоваться для восполнения  пробелов в сфере гражданско-правового  регулирования ни при каких  условиях.

 В настоящее время происходит  известное расширение сферы действия  гражданского права. Так, к  нему теперь относится ряд  отношений землепользования и  природопользования, изменивших свою  экономическую и юридическую  природу в связи с признанием  права частной собственности  на некоторые земельные участки  и другие природные объекты.  Гражданско-правовые начала все  больше проникают в сферу семейных  отношений. Взаимоотношения индивидуального  управляющего с нанявшей его  компанией (например, акционерным  обществом) строятся по нормам  акционерного (гражданского), а не  трудового законодательства. Все  это свидетельствует о возрастании  социальной ценности гражданского  права как наиболее эффективного  регулятора формирующихся рыночных  отношений.

 Таким образом, гражданское  право занимает центральное, ключевое  место в частноправовой сфере  и в целом в регламентации  большинства имущественных и  многих неимущественных отношений.  Косвенным показателем этого  являются даже распространенные, хотя и необоснованные попытки  применения гражданско-правовых  норм к имущественным отношениям, входящим в предмет публичного, а не частного права.

 Так, при возврате налогоплательщикам  неправильно удержанных сумм  налогов на них иногда начисляются  проценты, предусмотренные за нарушение  денежного (гражданско-правового)  обязательства ст. 395 ГК. Между тем  никаких гражданско-правовых, в том  числе обязательственных, отношений  между налогоплательщиком и налоговым  органом не возникает, а потому  нет и оснований для применения  частноправовых правил. (Иное дело, что эту ситуацию можно рассматривать  как деликт, т. е. причинение  налогоплательщику имущественного  вреда государственным налоговым  органом, в силу которого последний  обязан возместить потерпевшему  все причиненные убытки.) В действительности  же изложенная ситуация свидетельствует  о необходимости учета в нормах  публичного (налогового) права содержания  соответствующих частноправовых  отношений, а не только фискальных (публичных) интересов.

§ 2. Предмет  гражданского права

1. Отношения, регулируемые  гражданским правом

 Общественные отношения, которые  регулируются гражданским правом, составляют его предмет. К ним  относятся две группы отношений.

 Во-первых, это имущественные  отношения, которые представляют  собой отношения, возникающие  по поводу имущества — материальных  благ, имеющих экономическую форму  товара. Во-вторых, личные неимущественные  отношения, связанные с имущественными, а в некоторых случаях и  не связанные с ними.

 Обе эти группы отношений  объединяет то обстоятельство, что  они основаны на равенстве,  автономии воли и имущественной  самостоятельности участников, т.  е. возникают между юридически  равными и независимыми друг  от друга субъектами, имеющими  собственное имущество. Иначе  говоря, это частные отношения,  возникающие между субъектами  частного права1.

 Имущественные, а также и  неимущественные отношения, не  отвечающие указанным признакам,  не относятся к предмету гражданского  права и не могут регулироваться  его нормами. Прежде всего это  касается имущественных отношений,  основанных на административном  или ином властном подчинении  одной стороны другой, в частности  налоговых и финансовых отношений,  участники которых не являются  юридически равными субъектами. По этой же причине из сферы  действия гражданского права  исключаются отношения по управлению  государственным и иным публичным  имуществом, возникающие между государственными  органами.

1 В литературе предлагается считать признаком, объединяющим имущественные и неимущественные отношения, которые входят в предмет гражданского права, их «взаимооценочный характер» По мнению отстаивающего эту идею Н Д Егорова, имущественные отношения предполагают взаимную оценку их участниками количества и качества труда, воплощенного в соответствующем материальном благе, а неимущественные — взаимную оценку индивидуальных качеств участвующей в них личности (см Гражданское право Ч 1 Учебник / Под ред Ю К Толстого, А П Сергеева СПб ,1996 С 7—8)

 Предлагаемый признак вряд  ли можно считать обусловленным  исключительно особенностями регулируемых  отношений, а не их субъектного  состава (что рассматривается  автором как порок всех других  критериев) Вместе с тем следует  иметь в виду, что предмет правового  регулирования — научная категория,  разработанная для целей юридического  анализа, а потому и критерии  его определения, признаваемые  для отдельных правовых отраслей, всегда рассчитаны на эти же  цели и не могут иметь сугубо  экономический или иной неправовой  характер

 Имущественные отношения, входящие  в предмет гражданского права,  в свою очередь разделяются  на отношения, связанные с принадлежностью  имущества определенным лицам  и (или) с управлением им  либо с переходом имущества  от одних лиц к другим. Юридически  это различие оформляется с  помощью категорий вещных, корпоративных  и обязательственных прав (отношений).

 Личные неимущественные отношения  как предмет гражданско-правового  регулирования также подразделяются  на отношения, связанные с имущественными, и отношения, не связанные с  таковыми. Первая из указанных  групп отношений обычно получает  гражданско-правовое оформление  с помощью категории исключительных  прав. Вторая группа отношений  касается неотчуждаемых нематериальных  благ личности, в определенных  случаях подлежащих гражданско-правовой  защите.

2. Имущественные отношения,  регулируемые гражданским правом

 Имущественные отношения составляют  основную, преобладающую часть предмета  гражданского права. Они складываются  по поводу конкретного имущества  — материальных благ товарного  характера.

 К таким благам относятся  не только физически осязаемые  вещи, но и некоторые права,  еще в римском праве называвшиеся  «res incorporates» — «нетелесные вещи»  (например, банковский вклад, представляющий  собой не деньги, а право требования  вкладчика к банку). Имущественные  отношения возникают и по поводу  результатов работ и оказания  услуг, в том числе не обязательно  воплощающихся в вещественном  результате (например, перевозка, хранение, услуги культурно-зрелищного характера), поскольку такие результаты также  имеют товарную форму.

Информация о работе Гражданское право