Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:45, контрольная работа
целью моей контрольной работы стало определение гражданского общества в политической системе, а для этого я поставила перед собой следующие задачи:
1.разобраться в истоках гражданского общества;
2.изучить понятие, структуру и функции гражданского общества;
3.непосредственно выявить связь политической системы с гражданским обществом и рассмотреть ее отдельно;
4.определить становление гражданского общества в России.
I.Введение…………………………………………………………...2 стр.
II.Основная часть:
1.Истоки гражданского общества…………………………………..4 стр.
2.Гражданское общество: понятие, структура функции…………10 стр.
3.Политическая система и ее связь с гражданским обществом….21 стр.
4.Становление гражданского общества в России…………………24 стр.
III.Заключение………………………………………………………..26 стр.
IV.Список использованной литературы……………………………27 стр
В духовной сфере структурными элементами гражданского общества являются объединения писателей, актеров, литераторов, научных работников, учителей и др. Например, Союз писателей, Союз журналистов, Союз кинематографистов и др. сюда же входят многочисленные организации, выполняющие национальный и человеческий долг. Например, группа «Поиск» - народный союз по охране памяти о погибших; союз солдатских матерей; благотворительные, религиозные объединения и др.
Признаки гражданского общества:
Функции гражданского общества:
Гражданское
общество не исключает взаимодействия
с государством. Более того, сбалансированное
взаимовлияние и взаимодействие
государства и гражданского общества
являются необходимыми. Формы и варианты
этого взаимодействия различны: государственная
регистрация организаций
Глава 3. Политическая система и ее взаимосвязь с гражданским обществом
Политическая
система общества - целостная, упорядоченная
совокупность политических институтов,
политических ролей, отношений, процессов,
принципов политической организации
общества, подчиненных кодексу
Политическая
система представляет собой одну
из частей или подсистем совокупной
общественной системы. Она взаимодействует
с другими ее подсистемами: социальной,
экономической, идеологической, этической,
правовой, культурной образующими ее
общественное окружение, ее общественные
ресурсы наряду с ее природным
окружением и природными ресурсами
(демографическими, пространственно-
Политическая
система конкретного общества определяется
его классовой природой, социальным
строем, формой правления (парламентского,
президентского и т.п.) , типом государства
(монархия, республика) , характером политического
режима (демократического, тоталитарного,
деспотического и др.) , социально-политических
отношений (стабильных или нет, умеренно
или остроконфликтных либо консенсусных
и т.п.) , политико-правового статуса
государства (конституционного, с развитыми
или не развитыми правовыми
Политическая
система, управляющая обществом, не
должна доминировать в нем за счет
подавления и ослабления других систем
(деспотический и тоталитарный тип
политической системы) и быть достаточно
жизнеспособной, чтобы не входить
в длительные кризисные состояния,
которые нарушают функционирование
других систем общества. Политическая
система существует в политическом
пространстве общества, которое имеет
территориальное измерение (очерченное
границами страны) и функциональное,
определяемое сферой действия политической
системы и ее составных частей на разных
уровнях политической организации общества.
В этом смысле будут различаться пространства
влияния тех или иных ассоциаций (партий,
общественных организаций), действия политических
институтов (власти политического центра
и местного самоуправления), границ политического
и экономического управления, сферы политической
жизни общества и личной жизни человека
и т.д.. Определение границ различного
рода функциональных пространств политической
системы - ответственный и сложный политико-правовой
и культурный процесс. Он формализуется,
юридически фиксируется (в конституции,
законе), эта фиксация составляет одну
из задач демократического процесса, определяющего
прерогативы власти, партий, органов управления
и др. элементов политической системы,
а также отношений между ними, включая
такие существенные взаимодействия, как
согласование управления и самоуправления,
пространства централизованной концентрированной
власти и децентрализованной и т.д..
Существование
политической системы во времени
характеризуется как процесс
изменения, развития или деградации
политических отношений и институтов.
Он включает исторический масштаб смены
форм власти, становления государства
какого-либо нового типа, например, переход
от политической системы феодального
общества (с отношениями личной зависимости,
деспотическим абсолютизмом, централизованной
бюрократией монархического центра)
к политической системе буржуазного
общества (с обезличенной системой
аппаратов управления, демократическими
институтами и т.д.) . Исторический
процесс эволюции политической системы
включает ряд закономерностей: тенденции
концентрации и деконцентрации власти,
ее централизации и
Конкретные пути эволюции политической системы различны в разные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее пространственно-временных изменений постоянен. Такими же постоянными являются принципы ее организации, или принципы политической организации общества. Политическая система в каждый данный момент или период ее истории представляется как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать в конечном счете за счет общества.
В
древности в отдельных регионах
подобные системы (деспотического азиатского
типа, связанные с т. н. азиатским
способом производства) существовали
неограниченно долго и
Политическая
система также представляет собой
процесс политических отношений
и политической деятельности и их
институциализации, т.к. неинституциональные
формы политической жизни (группы по
интересам, инициативные движения, самоуправление
разных видов и т.п.) в процессе
их самоорганизации неизбежно
Глава 4. Становление гражданского общества в России.
Россия
в своей истории пережила не одну
волну переструктуирования
Особенность
нынешней ситуации в России состоит
в том, что элементы гражданского
общества предстоит создавать во
многом заново. Выделим наиболее принципиальные
направления становления
Идеи гражданского общества оказались в посткоммунистической России в том своеобразном контексте, который отличает нашу страну как от западных государств (с их сильнейшими механизмами рациональных правоотношений), так и от стран Востока ( с их спецификой традиционных первичных групп). (Политология: учебник/под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2007. – 160с.)
В
современной России созданы условия
для формирования и функционирования
гражданского общества. Конституция
РФ, гражданский Кодекс и гражданское
законодательство закрепили экономические,
социально-политические и духовные основы
гражданского общества, а также принципы
его развития. Становление гражданского
общества в нашей стране имеет свою специфику,
но в целом развивается в том же направлении,
по которому прошли демократические страны
Запада. Основные направления становления
гражданского общества в России следующие: