Гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

целью моей контрольной работы стало определение гражданского общества в политической системе, а для этого я поставила перед собой следующие задачи:

1.разобраться в истоках гражданского общества;
2.изучить понятие, структуру и функции гражданского общества;
3.непосредственно выявить связь политической системы с гражданским обществом и рассмотреть ее отдельно;
4.определить становление гражданского общества в России.

Содержание

I.Введение…………………………………………………………...2 стр.
II.Основная часть:
1.Истоки гражданского общества…………………………………..4 стр.
2.Гражданское общество: понятие, структура функции…………10 стр.
3.Политическая система и ее связь с гражданским обществом….21 стр.
4.Становление гражданского общества в России…………………24 стр.
III.Заключение………………………………………………………..26 стр.
IV.Список использованной литературы……………………………27 стр

Работа содержит 1 файл

реферат по политологии дополн..docx

— 55.44 Кб (Скачать)

     В духовной сфере структурными элементами гражданского общества являются объединения  писателей, актеров, литераторов, научных  работников, учителей и др. Например, Союз писателей, Союз журналистов, Союз кинематографистов и др. сюда же входят многочисленные организации, выполняющие национальный и человеческий долг. Например, группа «Поиск» - народный союз по охране памяти о погибших; союз солдатских матерей; благотворительные, религиозные объединения и др.

     Признаки  гражданского общества:

  1. Наличие в обществе свободных частных владельцев средств производства.
  2. Развитость и разветвленность демократии, самоуправления.
  3. Правовая защищенность граждан.
  4. Высокий уровень гражданской культуры, правового и политического сознания.
  5. Формирование нового человеческого типа. Личность гражданского общества – это человек, обладающей всей полнотой прав и свобод, ориентированный на созидание, творчество, гражданские отношения, способный и желающий рассчитывать на собственные силы, на соревнование и конкуренцию, на выделение себя как индивидуума из общей массы.

     Функции гражданского общества:

     Гражданское общество не исключает взаимодействия с государством. Более того, сбалансированное взаимовлияние и взаимодействие государства и гражданского общества являются необходимыми. Формы и варианты этого взаимодействия различны: государственная  регистрация организаций гражданского общества; оказание им помощи (финансовой и информационной); создание законодательного поля для их функционирования; участие  представителей организаций гражданского общества в различных парламентских  и правительственных комитетах  и комиссиях; создание службы парламентского уполномоченного по правам человека; изучение государством гражданских  инициатив.

  1. Защита прав и свобод граждан и их объединений от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность государства и его органов.
  2. Организация общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и правил добросовестной конкуренции.
  3. Участие в формировании органов демократического правового социального государства
  4. Повышение профессионализма и деловой квалификации членов объединения.
  5. Участие в управлении различными социальными учреждениями (домами отдыха, спортивными комплексами и др.).
  6. Выработка оптимальной стратегии взаимодействия с государством и его органами. (ПолитологияУчебное пособие/К.П. Петрова. 2-е изд. перераб. и доп. – Братск: БрГТУ, 2001.-46с.)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Политическая система и ее взаимосвязь с гражданским обществом

     Политическая  система общества - целостная, упорядоченная  совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации  общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям  и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом  и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию  власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического  участия, неинституциональных политических отношений.                                    

     Политическая  система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует  с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным  окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными) , а также внешнеполитическим оружием. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной  ролью самой политики.

     Политическая  система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.) , типом государства (монархия, республика) , характером политического  режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.) , социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных и т.п.) , политико-правового статуса  государства (конституционного, с развитыми  или не развитыми правовыми структурами) , характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых) , историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и  т.п.) , исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным  населением, с кровнородственными связями  или без них, с развитыми или  не развитыми гражданскими отношениями  и т.д.) .                                                 

     Политическая  система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип  политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить  в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества. Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет  территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций (партий, общественных организаций), действия политических институтов (власти политического центра и местного самоуправления), границ политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т.д.. Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы - ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в конституции, законе), эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и др. элементов политической системы, а также отношений между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и т.д..                                                         

     Существование политической системы во времени  характеризуется как процесс  изменения, развития или деградации политических отношений и институтов. Он включает исторический масштаб смены  форм власти, становления государства  какого-либо нового типа, например, переход  от политической системы феодального  общества (с отношениями личной зависимости, деспотическим абсолютизмом, централизованной бюрократией монархического центра) к политической системе буржуазного  общества (с обезличенной системой аппаратов управления, демократическими институтами и т.д.) . Исторический процесс эволюции политической системы  включает ряд закономерностей: тенденции  концентрации и деконцентрации власти, ее централизации и децентрализации, борьбу этих тенденций, которая завершается  на рубеже эпохи при смене формаций кризисом централизма, децентрализацией власти и новым циклом противоречий этих двух начал (при переходе от античных империй к ранней феодальной раздробленности, от феодальных монархий к буржуазному  государству, от империализма конец 19-первая половина 20 века к прогрессу демократизации) , общий процесс усложнения системы  и ее подсистем (появлением и умножением партий, развитием ассоциаций и т.п.) , формализацию системы, ее юридическое  оформление, расширение политического  участия, т.е. более полное включение  членов общества в политическую жизнь, в частности, формирование демократических  институтов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление и пр., более полное сочетание гражданских и политических отношений, реорганизацию отношений  власти и народа (переход от командно-приказных  деспотических и конфликтных  отношений сверху - вниз к договорным конституционным и консенсусным), развитие конституционного процесса и системы суверенитетов (власти, народа, права, государственно-территориальных образований и пр.), формирование в структуре политической системы массовых процессов (крупных политических мобилизаций в поддержку общественных преобразований или против них, в периоды выборов и т.д.. Разрастание аппаратов управления, органов принуждения, армии, пропагандистских, образовательных, воспитательных учреждений, осуществляющих политическую социализацию и пр.), развитие ассоциативных форм политической жизни - формирование различных групп единомышленников, союзов, народных движений и т.п.

       Конкретные пути эволюции политической системы различны в разные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее пространственно-временных изменений постоянен. Такими же постоянными являются принципы ее организации, или принципы политической организации общества. Политическая система в каждый данный момент или период ее истории представляется как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения. Жесткие статичные системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать в конечном счете за счет общества.

     В древности в отдельных регионах подобные системы (деспотического азиатского типа, связанные с т. н. азиатским  способом производства) существовали неограниченно долго и разрушились  главным образом в результате нашествий извне и гибели государства. В Новое время срок жизни таких  систем, как правило, очень ограничен  и завершается общественными  и политическими кризисами, революциями  или глубокими реформами. Ускорение  исторического процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного человечества привели  к образованию нового динамичного  типа политической организации общества с более свободными отношениями  между частями и элементами политической системы.

     Политическая  система также представляет собой  процесс политических отношений  и политической деятельности и их институциализации, т.к. неинституциональные  формы политической жизни (группы по интересам, инициативные движения, самоуправление разных видов и т.п.) в процессе их самоорганизации неизбежно выделяют управляющие центры, лидеров, их окружение, формируют правила поведения  и институциональные органы. Процесс  институциализации включает формирование и поддержание центров власти. Политическая система обеспечивает их связь с функциональной политической периферией.  
 

Глава 4. Становление гражданского общества в России.

     Россия  в своей истории пережила не одну волну переструктуирования социального  пространства, когда рушилось прежнее  социальное устройство, менялся ценностный мир, формировались новые ориентиры, образцы и нормы поведения, гибли  целые слои, рождались новые общности. На пороге XXI в. Россия вновь переживает сложный и противоречивый процесс  обновления.

     Особенность нынешней ситуации в России состоит  в том, что элементы гражданского общества предстоит создавать во многом заново. Выделим наиболее принципиальные направления становления гражданского общества в современной России:

    • формирование и развитие новых экономических отношений, включающих плюрализм форм собственности и рынок, а также обусловленной ими открытой социальной структуры общества;
    • появление адекватной этой структуре системе реальных интересов, объединяющих индивидов, социальные группы и слои в единую общность;
    • возникновение разнообразных форм трудовых ассоциаций, социальных и культурных объединений, общественно-политических движений, составляющих главные институты гражданского общества;
    • обновление взаимоотношений между социальными группами и общностями (национальными, профессиональными, региональными, половозрастными и др.);
    • создание экономических, социальных и духовных предпосылок для творческой самореализации личности;
    • формирование и развертывание механизмов социальной саморегуляции и самоуправления на всех уровнях общественного организма.

     Идеи  гражданского общества оказались в  посткоммунистической России в том  своеобразном контексте, который отличает нашу страну как от западных государств (с их сильнейшими механизмами  рациональных правоотношений), так  и от стран Востока ( с их спецификой традиционных первичных групп). (Политология: учебник/под ред. М.А. Василика. –  М.: Гардарики, 2007. – 160с.)

     В современной России созданы условия  для формирования и функционирования гражданского общества. Конституция  РФ, гражданский Кодекс и гражданское  законодательство закрепили экономические, социально-политические и духовные основы гражданского общества, а также принципы его развития. Становление гражданского общества в нашей стране имеет свою специфику, но в целом развивается в том же направлении, по которому прошли демократические страны Запада. Основные направления становления гражданского общества в России следующие: 

  1. Развитие  новых экономических отношений  на базе плюрализма форм собственности  и, прежде всего, на базе частной собственности  и рыночных отношений.
  2. Становление новой структуры общества.
  3. Обновление взаимоотношений между социальными обществами, а также между государством и гражданским обществом.
  4. Формирование и развертывание механизмов социальной саморегуляции и самоуправления на всех уровнях общества.
  5. Создание экономических, социальных и духовных предпосылок для творческой самореализации личности.
  6. Массовое возникновение разнообразных форм общественных объединений, самодеятельных организаций, общественно-политических движений.

Информация о работе Гражданское общество