Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:45, контрольная работа
целью моей контрольной работы стало определение гражданского общества в политической системе, а для этого я поставила перед собой следующие задачи:
1.разобраться в истоках гражданского общества;
2.изучить понятие, структуру и функции гражданского общества;
3.непосредственно выявить связь политической системы с гражданским обществом и рассмотреть ее отдельно;
4.определить становление гражданского общества в России.
I.Введение…………………………………………………………...2 стр.
II.Основная часть:
1.Истоки гражданского общества…………………………………..4 стр.
2.Гражданское общество: понятие, структура функции…………10 стр.
3.Политическая система и ее связь с гражданским обществом….21 стр.
4.Становление гражданского общества в России…………………24 стр.
III.Заключение………………………………………………………..26 стр.
IV.Список использованной литературы……………………………27 стр
Аристотель, по сути, подчеркивал тот факт, что жизнь отдельного человека и экономически, и политически, и социально определялась его принадлежностью к полису как к основополагающей реальности. Иначе и не могло быть, поскольку государству-полису придавалось самодовлеющее значение. Как утверждал Аристотель, «государство принадлежит к тому, что существует по природе». Оно выше как отдельно взятого индивида, так и семьи, которые составляют лишь части единого целого в лице государства, без которого человек – худшее из животных. Очевидно, что древнегреческий философ не оставляет человеку места вне государства, полагая, что жить вне государства могут лишь боги и животные.
Полновластие
полиса в отношении своих подданных
проявлялось, в частности, в том,
что он был носителем не только
высшей светской, но и высшей духовной
власти. По представлениям, например, древнегреческих
мыслителей, утверждение полисной жизни
на началах справедливости и законности
связано с установлением власти
олимпийских богов во главе с
Зевсом. В древневосточном и греко-
В этом контексте интерес представляет тот факт, что в Древнем Риме государственная власть господствовала во всех сферах публичной жизни, и никакая другая власть не ограничивала и не оспаривала ее полновластия. Ей же принадлежали прерогативы надзора за религиозным культом. При этом не приходится говорить о существовании каких-либо серьезных антагонизмов между представителями религиозного культа – жрецами и представителями светской власти – магистратами. Жрецы были должностными лицами, на которые возлагались соответствующие публично-правовые функции в области религиозного культа. О каком либо противопоставлении духовной власти светской не могло быть и речи. Это значит, что в период античности (а затем и в Средневековье) политическая и религиозная сферы в структурах государства теснейшим образом были органически слиты друг с другом.
Все
сказанное позволяет сделать
вывод о том, что в древности
все формы самоорганизации
К тому же в эпоху античности отсутствовало понятие права, предшествующего политическому строю и стоящего выше него, идеи прав личности, призванных определить четкие границы государственной власти. Конфликт между отдельным индивидом и государством не обнаружился в то время именно потому, что мысль противопоставить их друг другу не получила признания. Хотя это отнюдь не говорило о гармоничности жизни или отсутствии в ней противоречий и конфликтов.
Очевидно, что понятия «полис» у древних греков и «республика» (res publica, т.е. дело народа) у древних римлян, которое, как правило, в русском переводе передается термином «государство», никоим образом не предполагали противопоставление государства и общества – такое разграничение чуждо античной философской мысли. Показательно, что римское право называлось гражданским правом. Здесь само общество, все его сферы пронизаны политическим, государственным началом. У античных мыслителей речь, по сути, идет об обществе-государтсве как единой целостности. Современным эквивалентом понятий «полис» и «республика» правильнее считать не «государство», а «страна», «сообщество» или какое-либо иное понятие, адекватно выражающее реальное содержание этого исторического феномена.
Такой
подход почти в неизменном виде сохранился
вплоть до Нового времени. В Средние
века такие важнейшие социальные
институты, как собственность, семья,
организация труда и др., приобрели статус
элементов государственной жизни. Судьба
каждого человека была неразрывно связана
с сословием, корпорацией, общиной. Особенно
отчетливые формы эта нераздельность,
слитность приобрела в тех странах, где
существовала крепостная зависимость
и сохранялась сельская община, и прежде
всего в России, в которой крепостное право
было отменено лишь во второй половине
XIX в. (Гаджиев К.С. Политология(основной
курс): Учебник – М.: Высшее образование,
2007.-88с.)
Глава
2. Гражданское общество: понятие, структура,
функции.
Основная задача современных демократических государств – достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп, смягчение противоречий между ними, поиск гражданского согласия. Функции «сцепления» социума, соединения частного и общественного интересов, посредничества между личностью и государством выполняет гражданское общество.
Гражданское общество существует в двух основных и взаимосвязанных измерениях: социальном и институциональном. Социальная составляющая гражданского общества – это его исторический опыт. В свою очередь, исторический опыт косвенно очерчивает «коридор возможностей» для действия основных участников политического процесса – отдельных личностей, групп, объединений и т.д. социально-исторический опыт – коллективный и индивидуальный – в конечном счете определяет политическое поведение личности, образ ее мыслей и многие другие аспекты межличностных отношений.
Институциональное измерение гражданского общества можно представить как совокупность самодеятельных организаций неполитического и политического характера, выражающих интересы различных сегментов общества и реализующих их независимо от государства.
В
теоретических исследованиях
Как уже говорилось выше термин «гражданское общество» можно найти и у античных авторов, и в литературе европейского средневековья, и в трактатах Нового времени. Исходные категории в осмыслении гражданского общества заимствованы из обихода Древней Греции и Древнего Рима – «politia» (греч.) и «societas civilis» (лат.). Однако самого этого явления в античном мире не было и быть не могло – «полития» по определению представляла собой нерасчленимо слитное существование общества и государства, гражданина и политика. В недрах средневекового общества уже вызревали субъекты будущего гражданского общества: монашеские ордены, ремесленные корпорации, купеческие гильдии и т.д.
Переход
от средневековья к Новому времени
ознаменовался формированием
Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества и его взаимосвязи с государством принадлежит Г.Гегелю. гражданское общества, по Гегелю, появляется «посредине» между семьей и государством. Такое общество основано на частной собственности, социальной дифференциации и многообразии интересов, взаимодействии индивидов и групп. Оно внутренне противоречиво, плюралистично, в этом обществе каждый свободный человек – для себя цель, а другие для него – ничто. Для согласования многообразных интересов требуется высший арбитр в лице государства, которое выражает всеобщий интерес. Общество становится «гражданским» в силу того, что оно управляется государством.
Данный подход воспринял К. Маркс. Он упростил сложную структуру гегелевской модели гражданского общества, сведя последнее фактически к сфере труда, производства и обмена. Содержание гражданского общества, согласно Марксу, выступают институты семьи, сословий, классов, определяемые уровнем развития материального производства. Гражданское общество в марксизме является синонимом «буржуазного общества», основанного на частной собственности.
Такая
точка зрения характеризуется приматом
политического, апофеозом государства
– акцент ставится на политическое
решение общественных вопросов, т.е.
решение их государством. Эта линия
получила свое дальнейшее развитие в
социал-демократической
Либеральная линия развития концепции гражданского общества центр тяжести переносит на свободу как высшую ценность, на саморегулятивную функцию гражданского общества как защиту от посягательств государства. Дискуссии о взаимоотношениях государства и гражданского общества продолжаются и по сей день.
Следует подчеркнуть, что гражданское общество не сводится к противопоставлению его государству. Гражданское общество достигает расцвета только в условиях демократии, а последняя формируется, развивается и сохраняется лишь на прочной основе гражданского общества. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для установления демократических форм государства. И наоборот, чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти.
Демократические начала гражданского общества характеризуются следующими признаками:
Гражданское
общество предполагает сбалансированный
взаимоконтроль, взаимоограничение
государственных и
На
основании вышеизложенного
В
гражданском обществе в отличие
от государственных структур преобладают
не вертикальные, а горизонтальные
связи – отношение конкуренции
и солидарности между свободными
и равноправными партнерами. Гражданское
общество – продукт буржуазной эпохи
и формируется преимущественно
снизу, спонтанно, как результат
раскрепощения индивидов, превращения
их из подданных государства в
свободных граждан-
В
экономической сфере