Гражданско – правовое положение несовершеннолетних граждан в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:46, дипломная работа

Описание работы

Целый ряд работ посвящен вопросу правового положения несовершеннолетних. В своих работах авторы обращают внимание на необходимость урегулирования правового статуса ребенка, порядка осуществления им права на защиту, права выражать свое мнение, а также вопросу ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ И РОССИЙСКОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Исторические аспекты правового положения детей
1.2.Международное и российское правовое регулирование положения детей
1.3. Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних граждан
2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Проблема правоспособности и дееспособности в гражданской правосубъектности несовершеннолетних.
2.1. Проблема эмансипации
2.2. Семейное законодательство РФ о проблеме основных прав несовершеннолетних
2.3. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

Гражданско правовое положение несовершеннолетних граждан в Российс.doc

— 318.00 Кб (Скачать)

Если отцовство в отношении ребенка не было установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного по указанию матери в качестве отца, а фамилия — по фамилии матери. Если мать ребенка, не состоящая в браке с его отцом, отказалась от внесения в свидетельство о рождении ребенка сведений о его отце, отчество ребенка записывается по указанию мате­ри (п. 5 ст. 18 Закона «Об актах гражданского состояния»).

Родители вправе изменить имя или фамилию ребенка только до достижения им 16-летнего возраста. По достижении 16 лет лишь сам ребенок может в обычном порядке, предусмотренном для изменения имени или фамилии, ходатайствовать об их изменении. Если ребенку еще не исполнилось 16 лет, родители вправе по взаимному согласию обратиться в органы опеки и попечительства с просьбой об изменении ребенку имени или об изменении его фамилии на фамилию другого родителя. Орган опеки и попечительства разрешает вопрос исходя из интересов  ребенка.

В случае, когда родители ребенка прекратили совместную жизнь, родитель, с которым проживает ребенок, вправе просить органы опеки и попечительства присвоить ему свою фамилию. Орган опеки и попечительства выясняет мнение другого родителя по этому поводу, взвешивает доводы обеих сторон и принимает решение, которое в наибольшей степени соответствует интересам ребенка. Учет мнения второго родителя необязателен, если невозможно установить место его нахождения, если он лишен родительских прав, признан недееспособным, а  если он без уважительных причин уклоняется от воспитания и содержания ребенка.

Если отцовство в отношении ребенка не установлено и ему была присвоена фамилия матери, которую последняя носила в момент регистрации ребенка, а в дальнейшем фамилия матери изменилась, она может просить орган опеки и попечительства изменить и фамилию ребенка. Если ребенок достиг возраста 10 лет, изменение его имени или фамилии невозможно без его согласия, что является важной гарантией прав ребенка на сохранение своей индивидуальности.

Статья 12 Конвенции и ст. 57 СК предусматривают право ребенка свободно выражать свое мнение. Законодательство не указывает минимальный возраст, начиная с которого ребенок обладает этим правом. В  Конвенции закреплено, что такое право предоставляется ребенку, способному сформулировать собственные взгляды. Следовательно, как только ребенок достигнет достаточной степени развития для того, чтобы это сделать, он вправе выражать свое мнение при решении  любого вопроса, затрагивающего его интересы.

С этого же времени он имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, непосредственно его касающегося. В зависимости от обстоятельств ребенок может быть вызван в суд для выяснения его мнения. Если присутствие в судебном заседании может оказать на него неблагоприятное влияние, ребенок опрашивается вне судебного заседания представителями органов опеки и попечительства. При опросе ребенка суд обращает особое внимание на оценку зрелости и самостоятельности суждения ре­бенка, отсутствие влияние не него заинтересованных лиц, а также и его способности осознавать свои интересы в отношении рассматриваемого вопроса.

В зависимости от возраста ребенка его мнению придается различ­ное правовое значение. Конвенция предписывает «уделять внимание взглядам ребенка в соответствии с его возрастом и зрелостью». Соглас­но ст. 57 СК, учет мнения ребенка, достигшего 10-летнего возраста, обязателен. До этого возраста ребенок, способный выразить свои взгляды, тоже должен быть заслушан, но в силу его малолетства при несогласии с его мнением родители, опекуны и должностные лица не обязаны мотивировать свое несогласие. Это не значит, что указанные лица всегда обязаны соглашаться с мнением ребенка, достигшего 10 лет. Ребенок и в этом возрасте еще не обладает достаточной зрелос­тью. Часто он хотя и способен сформулировать свое мнение, но еще не обладает способностью осознать собственные интересы.

Так, бывшая жительница г. Таганрога Наталья Марчук была "божьей странницей", было уже пройдено полстраны  по церквям и монастырям. Странствовала она с 10-летней дочерью Любой. Так они попали в д. Хотоли Новгородской области, где образовалось подобие общины, где приют себе находили странники, паломники, бывшие зэки и бомжи. Затем Н.Марчук, оставив девочку постоянным жителям деревни снова ушла странствовать. В д.Хотоли она не появлялась более месяца, и семья, приютившая ребенка, обратилась в милицию с просьбой помочь в ситуации. Девочку определили в социально-реабилитационный центр "Подросток". Объявившаяся мать стала требовать вернуть ей дочь, но Люба идти к матери отказалась. Свое мнение она выразила в заявлении, где указала, что  устала от бродяжничества, что мать запрещала ей учиться в школе.  Руководство  центра решило, что в интересах ребенка необходимо ограничение родительских прав матери. С такой просьбой педагоги обратились в городской суд. В ходе рассмотрения дела они доказывали, что своими действиями Марчук Н. препятствует осуществлению конституционного права ребенка на образование, нарушает ст. 67 Семейного кодекса РФ, лишая ее права встречаться с бабушкой и дедушкой, ст. 65, предусматривающую, что родители не имеют права причинять вред психическому здоровью детей. Кроме того, вовлечение ребенка в бродяжничество и попрошайничество подпадает по действие ст. 150 УК РФ.

В судебное заседание Марчук Н. не явилась. Выслушав всех свидетелей и саму Любу, суд удовлетворил требования педагогов, совпадающее с желанием ребенка. Марчук Н. подала кассационную жалобу, состоявшую в основном из угрозы карой Господней. В светской части жалобы она ссылалась на "препятствование свободе совести".

Областной суд г. Новгорода жалобу отклони, подтвердив, что ответчица не выполняет своих родительских обязанностей должным образом. Что же касается апелляции к свободе совести – это вопрос который двенадцатилетняя девочка может решить самостоятельно.

 

Учет мнения ребенка предполагает, что оно, во-первых, будет заслу­шано, во-вторых, при несогласии с мнением ребенка лица, решающие вопросы, затрагивающие его интересы, обязаны обосновать, по каким причинам они сочли необходимым не следовать пожеланиям ребенка.

Новое семейное законодательство тем не менее придает воле ре­бенка существенное значение. В целом ряде случаев определенные действия вообще не могут быть совершены, если ребенок старше 10 лет возражает против этого. Речь идет об изменении имени и фамилии ребенка, восстановлении родителей в родительских правах, усыновле­нии ребенка, изменении даты и места рождения ребенка при усынов­лении, записи усыновителей в качестве родителей ребенка, изменении фамилии и имени ребенка при отмене усыновления и передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

Во всех перечисленных ситуациях затрагиваются важнейшие ин­тересы ребенка. Правом на имя и другие идентифицирующие его при­знаки (место и дату рождения) ребенок обладает на тех же условиях, что и совершеннолетний гражданин. Никто не может изменить их без его согласия. Восстановление в родительских правах, усыновление и передача в приемную семью приводят к изменению всей жизни ребен­ка и вынуждают его жить с определенными лицами одной семьей. Такие действия не могут быть совершены против желания ребенка, даже если оно представляется неразумным и необоснованным.

Право ребенка на воспитание в семье. Одним из важнейших прав ребенка является его право на семейное воспитание, предусмотренное п. 2 ст. 54 СК. Это право прежде всего включается в обеспечении ребенку возможности жить и воспитываться в семье. Семейное воспитание - наилучшая форма воспитания ребен­ка, которую знает человечество. Никакие общественные формы воспитания не могут сравниться с семьей

Обычно речь идет о проживании ребенка в семье своих родителей. В этой ситуации законодательство, как правило, выполняет чисто охранительную функцию, ограждая семью от незаконных посягательств  и воздерживаясь от вмешательства в семейную жизнь. Однако в случае нарушения прав ребенка в семье приходится прибегать к  более активному воздействию на семью, вплоть до ограничения или лишения родительских прав.

В отношении детей, по каким-то причинам лишившихся своей семьи, обеспечение права на воспитание в семье означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна. Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения.

Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями, за исключением ситуаций, когда это противоречит его интересам, в том числе и в случае, когда родители и ребенок проживают на территории различных государств. В соответствии со ст. 10 Конвенции «государства-участники обязаны содействовать воссоединению разъединенных семей.

Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать своих родителей. В некоторых случаях получение сведений о родителях невозможно, например если ребенок был найден. (20, с. 121)

До сих пор остается спорным вопрос о том, в какой мере соответствует праву знать своих родителей тайна усыновления и тайна биологического происхождения ребенка при применении методов искусственного репродуцирования человека. Ребенок имеет право на заботу со стороны родителей, обеспечение интересов и уважение его человеческого достоинства. Ребенок вправе общаться с обоими родителями, в том числе и в случае, если они прекратили супружеские отношения и проживают отдельно.

Право ребенка на семейное воспитание включает в себя также право на общение с членами расширенной семьи: дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и иными родственниками. Это право ребенка со­храняется и в случае расторжения брака между его родителями или признания их брака недействительным (ст. 55 СК).

Данная норма предоставляет право на общение с ребенком только его родственникам, что не согласуется с судебной практикой Европей­ского Суда по правам человека по применению ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующей право на защиту личной и семейной жизни.

Семейная жизнь, дающая право на общение и после ее прекраще­ния, возникает, по мнению Суда, не только из факта родства, но также из факта совместного проживания, а иногда и из тесного общения с ребенком, не связанным с совместным проживанием. Таким образом, на основании ст. 8 Конвенции право на общение с ребенком могут требовать отчимы, мачехи, фактические воспитатели, фактический супруг матери или отца ребенка, если они проживали с ребенком одной семьей.

Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации, имеет право на общение с родителями и иными родственниками. Экстремальная си­туация может возникнуть в случае его ареста, задержания, заключения под стражу, несчастного случая, тяжелой болезни. Ребенок, оказав­шийся в таком положении, особенно нуждается в поддержке своих близких. Поэтому отказать ему в контакте с родителями или родствен­никами возможно только при наличии серьезных оснований. Напри­мер, если допуск этих лиц в реанимационную палату может представ­лять опасность для ребенка.

Имущественные права детей. Имущественные права ребенка регулируются в основном  гражданским законодательством. Дети и родители не имеют права собственности на имущество друг друга, однако если они прожи­вают совместно, вправе владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Никакого особого правового режима для собственности родителей и детей не существует. Если у родителей, и детей возникает право общей собственности на какое-либо имущество, их отношения регули­руются общими нормами гражданского законодательства. Ребенок яв­ляется собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов. Ребенок имеет право на получение от родителей и других родственников содержания в порядке, предусмотренном законодательством об уплате алиментов.

Право собственности на суммы полученных алиментов, пенсий и пособий также признается за ребенком. Однако право распоряжаться ими средствами в интересах ребенка принадлежит его родителям. Родители и заменяющие их лица обязаны расходовать эти средства на содержание, воспитание и образование ребенка (п. 2 ст. 60 СК). (23, с. 49)

Иногда родитель, выплачивающий алименты, считает, что они расходуются другим родителем не по назначению. Особенно часто это имеет место, когда речь идет о суммах, превышающих текущие потребности ребенка. В этом случае родитель-плательщик вправе обратиться в суд с требованием о зачислении части алиментов (не более 50%) на счета, открытые на имя ребенка в банке. Таким образом, ребенок получает достаточно средств на текущее содержание и одновременно исключается возможность бесконтрольного распоряжения родителем  всей суммой алиментов.

Гражданское законодательство определяет право ребенка самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Эти возможности ребенка зависят от его возраста и определяются ст. 26 и 27 ГК.

Имущественные права ребенка реализуются и в отношении собственности на принадлежащее ему  имущество и приносимые этим имуществом доходы. Ими являются движимые и недвижимые вещи любой стоимости, ценные бумаги, паи, доли в капитале, вклады и дивиденды по ним. Все это имущество в разных формах может быть приобретено и на средства ребенка  или получено им в дар или по наследству. Принадлежит несовершеннолетнему также получаемая им стипендия, заработная плата, доход от интеллектуальной и предпринимательской деятельности. (23, с. 49) В результате приватизации ребенок может стать собственником (сособственником)  дома, квартиры, комнаты. Имущественные права ребенка в этом случае защищаются с помощью Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями от 23 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г.,

28 марта 1998 г., 1 мая 1999 г.). В частности закреплено, что приватизируемые  жилые помещения передаются в собственность не только совершеннолетних, но и несовершеннолетних членов семьи в возрасте от 14 до 18 лет.  (15, с. 348)

Статья 2. указанного ФЗ определяет, что граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Информация о работе Гражданско – правовое положение несовершеннолетних граждан в РФ