Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:46, дипломная работа
Целый ряд работ посвящен вопросу правового положения несовершеннолетних. В своих работах авторы обращают внимание на необходимость урегулирования правового статуса ребенка, порядка осуществления им права на защиту, права выражать свое мнение, а также вопросу ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ И РОССИЙСКОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Исторические аспекты правового положения детей
1.2.Международное и российское правовое регулирование положения детей
1.3. Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних граждан
2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Проблема правоспособности и дееспособности в гражданской правосубъектности несовершеннолетних.
2.1. Проблема эмансипации
2.2. Семейное законодательство РФ о проблеме основных прав несовершеннолетних
2.3. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
дети с отклонениями в поведении;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Глава 2 Конституции Российской Федерации по сравнению с другими главами имеет особый механизм защиты, поскольку Российская Федерация приняла на себя обязательства соблюдать Всеобщую декларацию прав человека, пакты о правах, ряд конвенций, среди которых Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о правах ребенка.
К признакам, которые обусловливают специальную правосубъектность несовершеннолетних граждан России, в первую очередь следует отнести возраст этой категории граждан. С возрастным признаком неразрывно связаны основные элементы, составляющие правовой статус гражданина: правоспособность и дееспособность. Причем, для того, чтобы с помощью правовых норм обозначить правовой статус несовершеннолетнего в совокупности присущих ему прав, обязанностей, особого (с точки зрения охраны его прав и законных интересов государством) положения в обществе, целесообразно использовать категории правоспособности и дееспособности в их административно-правовом и гражданско-правовом понимании.
В соответствии с темой дипломной работы необходимо сформулировать юридическую модель правового статуса несовершеннолетнего гражданина, такой подход представляется вполне оправданным. К тому же большая часть и прав и обязанностей, приобретаемых несовершеннолетними в гражданско-правовой сфере, как впрочем и в других сферах, регулируемых семейным, жилищным и другими отраслями права, реализуются затем непосредственно через взаимодействие с органами исполнительной власти, то есть в сфере, регулируемой нормами административного права. Таким образом, правовое регулирование статуса несовершеннолетнего гражданина осуществляется с помощью разнообразных правовых средств.
Важно определить место, которое занимают несовершеннолетние среди других индивидуальных субъектов гражданско-правовых отношений. Учитывая чрезвычайную социальную значимость проблемы воспитания подрастающего поколения, с одной стороны, и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, с другой, представляется, что для обоснования выделения их в качестве категории граждан, обладающих специальным административно-правовым статусом, могут быть взяты следующие положения:
1. Неполная правосубъектность несовершеннолетних граждан порождает особый характер взаимодействия этой категории с системой исполнительной власти, в связи с чем необходим особый процессуальный порядок правового регулирования статуса несовершеннолетних;
2. Невозможность в реальной жизни несовершеннолетними самостоятельно обеспечивать защиту своих прав и законных интересов предполагает наличие государственных гарантий и правового обеспечения этой функции;
3. Участие несовершеннолетних, как специальных субъектов, в большом количестве общественных отношений, регулируемых различными отраслями права, обусловливает необходимость более четкого правового регулирования статуса этой категории граждан.
Несмотря на конституционные гарантии прав и свобод для всех граждан, независимо от возраста, факты ущемления прав молодежи встречаются гораздо чаще, чем по населению в целом. В этой связи представляется не всегда обоснованным курс на децентрализацию правового регулирования обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних путем передачи этих функций полностью в ведение субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, так как сегодняшнее финансовое положение многих из них ставит под угрозу выполнение этой важной социальной задачи.
На современном этапе развития нашего общества защита прав детей должна быть предметом особой заботы государства в лице законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления. В органах внутренних дел на учете состоят более 125 тысяч родителей, уклоняющихся от надзора за детьми, их воспитания или причиняющих им вред. В результате увеличилось число детей, уходящих из дома, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, совершающих правонарушения и преступления. (35, с. 18)
В числе многих неблагоприятных факторов, характеризующих нынешнее положение несовершеннолетних, относящихся "к группе повышенного риска" и дающих наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить социально-демографические, психологические и криминальные, способствующие возникновению социальных отклонений в поведении детей и росту их дезадаптации.
Ежегодно из-за разводов около 470 тыс. детей остаются без одного из родителей. Возрастает численность детей, рожденных вне брака (около 23% общей численности всех рожденных).
В 2000 г. по сравнению с 1997 г. на 7,2% возросло число исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами Российской Федерации, всего 27 640 человек лишены родительских прав.
Приведу пример из судебной практики Островского городского суда Псковской области. (33)
В Островский городской суд поступило исковое заявление по вопросу лишения родительских прав и взыскания алиментов. Распоряжением Палкинского района Псковской области от 20.04.2000 г. Акулова О.А. назначена опекуном без назначения опекунского пособия.
Михайлова О.А. нигде не работает, злоупотребляет спиртными напитками. Написала официальный отказ от родительских прав на ребенка. Нередки были случаи, когда маленький ребенок был оставлен один без присмотра в нетопленом доме, голодный. Михайлова О.А. же появлялась дома через сутки.
Михайлов Ю.В. с Михайловой О.А. в разводе с 19.09.98 г. к ребенку ни разу не приходил, материально не помогал. В настоящее время нигде не работает, пьет. Акулова просит суд лишить родительских прав Михайлову О.А. и Михайлова Ю.В. в отношении ребенка, взыскать с них алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка Михайлова Максима Юрьевича 1995 года рождения в ее пользу.
По заключению управления образования бывшие супруги Михайловы, родители Максима, воспитанием ребенка не занимаются, материальной помощи не оказывают. От обоих родителей имеется заявление с отказом от родительских прав в отношении ребенка.
В настоящее время ребенок проживает с опекуном. Семья Акуловых проживает в 3-х комнатной благоустроенной квартире. для ребенка в семье созданы хорошие условия для проживания и развития. Семья характеризуется положительно. Ребенок проживает в этой семье более 2-х лет.
Управление образованием согласно с тем, чтобы лишить Михайловых родительских прав и взыскать с них алименты на содержание ребенка.
Заключение прокурора: Иск обоснован и подлежит удовлетворению. На основании изложенного, ст.ст. 69-71 СК РФ, руководствуясь ст. 191-193 ГПК РФ суд решил: Лишить Михайлова Ю.В. и Михайлову О.А. родительских прав в отношении Михайлова Максима Юрьевича 24 ноября 1995 года рождения, уроженца г. Острова Псковской области. Взыскать с Михайлова Ю.В. в пользу Акуловой А.В. алименты на содержание опекуна Михайлова Максима в размере ј части заработка, начиная с 17 августа 2000 года до его совершеннолетия.
Взыскать с Михайловой О.А. в пользу Акуловой А.В. алименты на содержание опекуна Михайлова Максима в размере ј части заработка, начиная с 17 августа 2000 года до его совершеннолетия.
Увеличилось число родителей, для которых установлено ограничение дееспособности в отношении детей. Комиссиями по делам несовершеннолетних органов исполнительной власти всех уровней в 1999 г. рассмотрено более 159 тыс. дел в отношении родителей, не обеспечивающих должного развития и воспитания детей, более 209 тыс. родителей или лиц, их заменяющих, не выполняющих своих обязанностей, состоят на учете в органах внутренних дел.
Мощным фактором детской безнадзорности, помимо неблагополучной семьи, несомненно, становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, при получении профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства, воспитания и дальнейшей судьбы детей, оставшихся без попечения родителей.
Из-за ограничения приема учащихся в 9-11-е классы, сокращения приема в профессионально-технические училища ежегодно от 500 тыс. до 1,5 млн. 14-18-летних подростков не могут продолжать обучение, а на рынке труда они неконкурентоспособны, так как не достигли трудоспособного возраста и не имеют профессий.
Совокупность всех этих негативных факторов приводит к тому, что не уменьшается количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Так, Островском городским судом Псковской области в 2000 году было рассмотрено 37 дел с вынесением приговоров несовершеннолетним и было осуждено 58 человек. Комиссией по делам несовершеннолетних при администрации г. Острова и района в 2000 году выявлено 12 детей не посещающих школу из-за отсутствия обуви и одежды, 76 детей нуждаются в постоянной материальной помощи. (34)
Негативные тенденции в общественном развитии в целом в стране напрямую оказывают влияние на состояние здоровья детей. Приходится констатировать все большую распространенность социально-значимых заболеваний среди детей – это: туберкулез, чесотка, педикулез, алкоголизм, наркомания и токсикомания.
Анализ действующего законодательства в части, касающейся закрепления прав и обязанностей несовершеннолетних граждан, позволяет сделать вывод о том, что, к сожалению, на сегодняшний день нет четкого определения правового положения этой категории граждан.
Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определяет лишь общие гарантии прав ребенка, не закрепляя правового статуса несовершеннолетних граждан в целом. В различных отраслях права - административном, гражданском, семейном, уголовном содержатся нормы, лишь частично регулирующие правовое положение несовершеннолетних как участников тех или иных регулируемых правом общественных отношений.
Так, например, в административном праве эта группа участников административно-правовых отношений выделяется для регламентации минимального возраста, по достижении которого наступает административная ответственность, а также общих положений, устанавливающих порядок привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.
Процессы, происходящие сегодня в формировании правовой системы государства, характеризуются усилением взаимодействия различных отраслей российского права. Так, правовое регулирование рынка, в своей основе относится к сфере гражданского законодательства, хотя здесь применяется и будет развиваться взаимодействие гражданско-правовых норм с нормами административного права, банковского, финансового и таможенного регулирования.
Из этого положения следует, что в проблеме правового регулирования статуса несовершеннолетних граждан необходимо, показать взаимодействие и взаимовлияние норм различных отраслей российского права, что даст возможность увидеть все юридические грани правового статуса рассматриваемой категории граждан.
К сожалению, до сих пор учеными-юристами не предпринимались попытки синтеза с учетом своего предмета регулирования различных отраслей права для создания целостного правового статуса несовершеннолетнего гражданина.
Правовое положение гражданина как участника гражданских отношений определяется такими его качествами, как правоспособность и дееспособность.
Гражданской правоспособностью, то есть способностью иметь гражданские права и нести обязанности, в равной мере обладают все граждане с момента рождения и. до смерти. (ст. 1.7 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Гражданская дееспособность несовершеннолетних, как общая категория конкретизируется в некоторых других нормативных правовых актах, в том числе комплексных. Например, Водный Кодекс РФ определяет, что правоспособность и дееспособность водопользователей определяется гражданским законодательством и Водным Кодексом. Водопользователи - граждане, в том числе несовершеннолетние, вправе свободно использовать водные объекты, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении им 18 лет.
В соответствии с п.2 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние приобретают право на членство в кооперативе по достижении 16 лет. Пункт 2 ст. 20 ГК РФ устанавливает, что местом жительства малолетнего признается место жительства его законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов, что дает основание сделать вывод, что место жительства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет определяется на общих основаниях в соответствии со ст. 20 п. 1 ГК РФ. Местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В п.2 ст.20 установлено общее правило. Однако есть и исключения.
Например, при расторжении брака между родителями малолетнего, место жительства ребенка определяется местом жительства того из родителей, с кем остается проживать ребенок. Но если между родителями не достигнуто согласие по этому поводу, проживание ребенка с одним из родителей не влечет за собой автоматически утрату его права на жилую площадь второго родителя, если он уже приобрел это право. Такой вывод подтверждается и ст.7 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации".(15, с.234)
Информация о работе Гражданско – правовое положение несовершеннолетних граждан в РФ