Государство в политической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако, понять роль и место государства в истории общества, можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.

Работа содержит 1 файл

государство в политической системе общества ИСПРАВЛЕННОЕ.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

1.            легитимность (принятием населением государственной  власти,  признание

ее права управлять и согласия подчинятся);

2.            легальность, т.е. нормативность, выражающаяся в способности оперировать и ограничиваться законом;

3.      безопасность, важнейшими аспектами которой являются:

   - военный, то есть способность государства защитить общество;

   - правовой, то есть наличие реальных гарантий личности;

   - экологический;

   - технологический;

   - информационный;

   - экономический.

              Закономерности развития политической системы представляют собой объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие сущностное единство и динамизм политических явлений на различных этапах бытия.

              Политическая система состоит из противоположных сторон, находящихся в отношениях противоречия. Решение, преодоление таких противоречий и составляет  внутренний  источник ее саморазвития. Разрешение   внутренних противоречий  не  означает  их  ликвидацию путем уничтожения  одной из противоборствующих сторон, а обретение этой стороной  новых качеств,  новых форм движения. В качестве примера может выступить деятельность демократического государства по преодолению одного из основных противоречий классового общества – между государством и гражданином. По мере своего развития государство под воздействием    демократических институтов гражданского общества создает комплекс политических и правовых институтов и режимов регулирования,  обеспечивающих  свободу  и  развитие  личности. Это получает отражение в конституциях и других правовых актах. Идет постоянная борьба по   изменению соотношения   между   потребностями  граждан в самоуправлении   и противодействием этому бюрократического аппарата государства  в  сторону  возрастания степени участия народных масс  в управлении государственными делами.

              Внутренние противоречия политической системы, а именно  политический конфликт, политический кризис, социально-политический кризис для демократической политической системы вполне допустимы и  конституционны.

              Именно поиск выходов из этих противоречий и объясняет  закономерности развития самой политической системы общества.

              Появление и разрешение противоречий в  политической  сфере  жизни общества – реальный процесс, соотносящийся с внутренним и внешним порядком. Это процесс, обусловливающий закономерность развития политической системы.

              Таким образом, в свете исторического опыта становится все более ясным, что  демократическая  политическая  система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольный  обществу  власти. Она работает  на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и  способна содействовать реализации общих интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Место и роль государства в политической системе общества

 

              Характеризуя роль и место государства в политической системе  общества, следует исходить, прежде всего, из того, что оно - в  любой  стране  и  на любом этапе развития общества - выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стремиться  объединить  вокруг себя  различные слои населения.

              В конституциях и других законодательных актах оно стремится определить себя как сообщество всего народа, объединение,  действующее ради  всеобщего блага. Это стремление закреплялось и в Конституции СССР 1977г. (ст. 1  “Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое  общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян,  интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны”), и в  Конституции  Российской Федерации 1993 года (ст. 2 “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”, ст. 3  “…единственным  источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ”), и в Конституции США (“Мы, народ Соединенных Штатов, в целях  образования  более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего  спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему  благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим  эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки”).

              Аналогичные стремления выражать волю всего народа проявляли себя  и  в конституционных актах других государств. “Народ” при этом зачастую  является только социальным фоном, за которым скрывается реальная  государственная власть, принадлежащая определенному классу, социальному  слою  или  правящей группировке.  В реальности  же  именно те, в чьих  руках   находится государственная власть, являются реальными творцами  внутренней  и  внешней политики.

              Сказанное, однако, не означает, что государство ограничивает свою социальную базу лишь непосредственно стоящими у власти правящими  кругами. Напротив,  государство  прилагает  реальные  усилия  для  расширения   своей социальной базы, которая обеспечивает  ему  стабильность. В идеале  каждое современное государство стремится к тому, чтобы его социальная  основа, закрепленная конституцией, которую составляют все подданные  государства, превратилась в его реальную основу. Для проведения   эффективной деятельности, то  есть  полноценной  реализации  своих  функций  государству необходимо  иметь  как  можно  большее  число  убежденных  сторонников  его внутренней и внешней политики.

              Особое место  и  роль  государства  в  политической  системе общества определяется еще и тем, что в его руках находятся  огромные  материальные  и финансовые ресурсы. В некоторых странах оно является монопольным собственником основных средств и  орудий  производства,  что особенно ярко проявлялось во внутриполитической деятельности  бывших   социалистических

стран. Так,  в СССР  в исключительной собственности  государства  находились

земля, ее недра, леса и воды, а также основные средства производства в промышленности, банки, средства связи, основной жилищный фонд и т.д.,  иное имущество, необходимое для осуществления государственных функций.

              Как показывает практика, наличие хорошо развитой государственной формы собственности необходимо для нормального функционирования   государства. По мнению российских правоведов, необходимым условием стабильности общества и политической системы в целом является сосуществование на равных правах самых различных форм собственности. Государство в этом смысле не должно подавлять прочие  составляющие общественной системы.

              Основное отличие государства от других политических институтов общества состоит, прежде всего, в том, что ему  принадлежит  высшая  власть  в обществе. Его  властная  сила  универсальна:  она  распространяется  на  все население и общественные партии данной страны; она держится на  прерогативах - полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные  организации,  кроме  нее, не располагают. К таким средствам  воздействия  относятся  законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.

              Политические партии и массовые общественные  организации  также  могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать  их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного  аппарата они не имеют в свое структуре, например, таких  органов,  которые  призваны охранять действующую в обществе правовую систему - органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры, функционирующих  в  интересах  всех  членов общества.

              Среди различных элементов политической системы государство выделяется еще и тем, что  располагает  разветвленной  системой  юридических средств, которые  дают ему возможность управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая соответствующими полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые и  индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это по-разному - путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением  постоянного контроля за точным осуществлением этих актов, применением  в  необходимых  случаях  мер государственного принуждения.

              Следует отметить, что в некоторых странах общественные  организации могут  иметь  в  своем  распоряжении  неприсущие   им   юридические   рычаги воздействия. Однако они, в отличие юридических средств воздействия, находящихся в руках различных государственных органов, носят  ограниченный характер. Возникают они у общественных организаций не в силу самой природы данных объединений, а в результате того, что само  государство  наделило  их правом издания юридических актов.

              Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков государства. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по  отношению  ко  всем  гражданам  и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в  независимом поведении страны (государства) на внешней арене.

              Итак, государство и общественные объединения – это самостоятельные части политической системы. Они  обладают  внутренней  самостоятельностью  и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.

              Функционирование  политической  системы  общества  осуществляется   на основе правовых норм. Все организационные структуры политической  системы действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой  фундамент государственной и общественной жизни.

              Конечно, названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества на фоне всех  других ее структурных элементов. Но они дают общее представление о  государстве,  а также о факторах, определяющих  место  и  роль  государства  в  политической системе общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

              Итак, в результате реализации поставленных целей и решения задач работы можно сделать следующие выводы.

              Понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма в понимании и определении государства.

              Демократическая политическая система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольный обществу  власти.  Она  работает  на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и  способна содействовать реализации общих интересов.

              Государство занимает центральное место в политической и общественной жизни  любой страны. Это подтверждается следующим:

           1. Государство выступает, прежде всего, в качестве альтернативы в борьбе между различными социальными группами, слоями, классами, с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение  человеческого  общества  и делает это и сегодня, можно сказать, что  в этом смысле государство «дало» жизнь политической системе общества.

           2. Государство можно рассматривать как организационную форму, союз людей, и через государство каждый индивид включается в политическую систему общества.

           3. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким либо образом организованных  и  представляющих интересы  определенных групп или  слоев.  Государственность – форма бытия  классового общества.

           4. Государство – важнейший интегрирующий  фактор, связывающий  в единое целое  политическую систему и гражданское общество.

           5. Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится в постоянном движении. И когда приходит необходимость в   изменении формы правления или политического режима, особая роль в реализации этой необходимости отводится государству. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный  и  бескровный  переход  к  новому состоянию общества.

              Таким образом, в различных сферах жизни общества государство неизменно выступает как собственно политическая  организация,  как  институт сугубо политический. Однако абсолютизировать  политический  характер  государства было бы ошибочным. В многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, присутствуют не только “чисто” политические, но и  другие аспекты - такие, например, как организационные, финансовые, технико-экономические (нормативы, стандарты и т.п.). Перечисленные мероприятия хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но  сами  таковыми не являются.

Информация о работе Государство в политической системе общества