Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 17:01, курсовая работа
Цель исследования заключается в выявлении и раскрытии особенностей правового положения РФ как участника гражданских правоотношений по современному российскому законодательству и выведении самой распространенной позиции по существующим проблемам. В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи: рассмотреть порядок участия государства в гражданских правоотношениях на современном этапе, определить правоспособность Российской Федерации, проанализировать ответственность государственно-правовых образований. При изучении общественных отношений, в которых участвует государство, как объекта исследования и Российской Федерации как предмета исследования мною были применены следующие методы: сравнительно-правовой (сравнение действующего законодательства регламентирующего деятельность государства в сфере гражданских правоотношений), исторический (изучение правосубъектности государственных образований с опорой на теорию советского периода),
Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие и виды публичных образований. Правовое положение и
правовой режим деятельности Российской Федерации
1.1. Понятие публичных образований................................................................................5
1.2. Виды публичных образований.....................................................................................8
1.3. Правовое положение государства. Общие начала выступления
в гражданском обороте...........................................................................................................9
1.4. Правовой режим деятельности Российской Федерации.........................................12
Глава 2. Участие государства в гражданских правоотношениях
2.1. Правоспособность государства...............................................................15
2.2. Формы участия государства в гражданских правоотношениях.............16
2.3. Виды гражданских отношений, в которых
участвует Российская Федерация.…………………………….........................18
Глава 3. Ответственность государства……………………………………………....26
Заключение…………………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………………................36
При невозможности исполнения главным распорядителем соответствующего акта о взыскании такое исполнение должно быть произведено финансовым органом.
Подытоживая сказанное относительно несения государством бремени ответственности во внутренних (национальных) гражданских отношениях, можно отметить следующее. Российская Федерация несет ответственность по своим обязательствам самостоятельно за счет денежных средств и имущества, составляющего казну, за исключением имущества, забронированного от взыскания. Представление интересов государства в суде и исполнение судебных актов осуществляется уполномоченными органами и лицами, однако неправильное указание истцом того или иного органа, а равно отсутствие специально выделенных органу или лицу денежных средств для удовлетворения требований не является основанием для освобождения от несения ответственности.
Кроме того, в законодательстве заложена возможность установления дополнительных особенностей несения ответственности Российской Федерацией в гражданских отношениях с участием иностранных физических и юридических лиц, а также иностранных публичных образований (ст. 127 ГК). Вместе с тем закон об иммунитете государства и его собственности до сих пор не принят. Следовательно, в отсутствие данного закона регулирование указанных отношений ответственности должно осуществляться на основе положений действующего законодательства.
В частности, помимо положений гл. 5 ГК необходимо учитывать нормы иных законов, в том числе другой отраслевой принадлежности. В настоящее время, действующее процессуальное законодательство исходит из принципа абсолютного судебного иммунитета государства (ст. 401 ГПК, ст. 251 АПК), содержание которого сводится к возможности предъявления иска к Российской Федерации, применения обеспечительных мер и обращению взыскания на имущество только с его согласия. Иначе говоря, одно государство не подчиняется юрисдикции другого.
С одной стороны, такое законодательное решение обеспечивает суверенитет государства («раг in parem non habet imperium seu jurisdictionem» — «равный над равными не имеет власти или юрисдикции»30). Но, с другой стороны, это правило явно не согласуется с общим положением о равных началах участия всех субъектов гражданского права (не случайно, поэтому во многих странах распространена концепция относительного (функционального) иммунитета, в соответствии с которой участие государства в международном имущественном обороте предполагает отказ от судебного иммунитета).
Вместе с тем в определенных случаях законом допускается добровольный отказ государства от своего иммунитета в отношениях, осложненных иностранным элементом (например, ст. 23 ФЗ «О соглашениях, о разделе продукции» от 31 декабря 1995 г. № 225-ФЗ31; двусторонние соглашения Правительства РФ с правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений32, где содержится правило о рассмотрении возможных имущественных (гражданско-правовых) споров принимающего государства с иностранным инвестором в международном коммерческом арбитраже (третейском суде))33.
Заключение
Российское
государство, являясь многоуровневым
образованием, как носитель суверенитета
остается единым и неделимым. Рассмотрев
особенности участия государства в гражданских
отношениях в качестве субъекта права,
я пришла к выводу, что регулирование тех
отношений, где одной их сторон выступает
Российская Федерация, отличается рядом
существенных особенностей. Во-первых,
государство участвует в гражданском
обороте для реализации своих функций,
отстаивая публичный интерес и преследуя
общественную выгоду. В связи с этим, Российская
Федерация обладает специальной правоспособностью,
по сравнению с физическими и юридическими
лицами. Поэтому объем возможных прав
и обязанностей Российской Федерации
изначально ограничен, в частности, целями
деятельности и публичными интересами.
Во-вторых, и это вытекает из характера
специальной правоспособности, участие
государства во всех видах гражданских
правоотношений (эти отношения подразделяются:
1) на имущественные отношения, включая
вещные, обязательственные (договорные
и внедоговорные), наследственные и связанные
с использованием и распоряжением объектами
интеллектуальной деятельности отношения;
2) личные неимущественные отношения; 3)
организационные
отношения), имеет свою специфику (в существующих
наряду с общими специальных способах
приобретения и прекращения права
собственности порядке управления собственностью;
в порядке управления собственностью,
функции по осуществлению которого от
имени Российской Федерации возложены
на специальные органы и лица). И, наконец,
третья важная особенность – ответственность
государства. Во внутренних отношениях
гражданским законодательством на государство
распространен принцип самостоятельной
ответственности субъектов гражданского
права, а во внешних действует принцип
абсолютного судебного иммунитета государства.
Все эти особенности обусловлены переплетением
частно- и публично- правовых элементов.
При этом следует отметить, что большое
количество вопросов, касающихся участия
Российской Федерации в гражданском обороте
и его правового статуса остаются без
ответа и требуют дальнейшей разработки,
а многие затронутые в работе проблемы
носят спорный характер. Подводя итог
сказанному, стоит отметить, что правовое
положение государства составляет важнейшую
часть учения о субъектах гражданского
права и требует дальнейшей теоретической
разработки.
Список
использованной литературы
Информация о работе Государство как субъект гражданского права