Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 17:01, курсовая работа
Цель исследования заключается в выявлении и раскрытии особенностей правового положения РФ как участника гражданских правоотношений по современному российскому законодательству и выведении самой распространенной позиции по существующим проблемам. В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи: рассмотреть порядок участия государства в гражданских правоотношениях на современном этапе, определить правоспособность Российской Федерации, проанализировать ответственность государственно-правовых образований. При изучении общественных отношений, в которых участвует государство, как объекта исследования и Российской Федерации как предмета исследования мною были применены следующие методы: сравнительно-правовой (сравнение действующего законодательства регламентирующего деятельность государства в сфере гражданских правоотношений), исторический (изучение правосубъектности государственных образований с опорой на теорию советского периода),
Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие и виды публичных образований. Правовое положение и
правовой режим деятельности Российской Федерации
1.1. Понятие публичных образований................................................................................5
1.2. Виды публичных образований.....................................................................................8
1.3. Правовое положение государства. Общие начала выступления
в гражданском обороте...........................................................................................................9
1.4. Правовой режим деятельности Российской Федерации.........................................12
Глава 2. Участие государства в гражданских правоотношениях
2.1. Правоспособность государства...............................................................15
2.2. Формы участия государства в гражданских правоотношениях.............16
2.3. Виды гражданских отношений, в которых
участвует Российская Федерация.…………………………….........................18
Глава 3. Ответственность государства……………………………………………....26
Заключение…………………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………………................36
Московская финансово-юридическая академия
Кировский
филиал
КУРСОВАЯ РАБОТА
по гражданскому праву
на тему
«Государство
как субъект гражданского права»
Выполнила:
Вылегжанина М.Д.
Группа ЮД-31
Проверил:
Верхорубов И.Н.
Киров
2010
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и виды публичных образований. Правовое положение и
правовой режим деятельности Российской Федерации
1.1.
Понятие публичных образований...................
1.2.
Виды публичных образований...................
1.3. Правовое положение государства. Общие начала выступления
в гражданском
обороте.......................
1.4. Правовой
режим деятельности Российской Федерации.....................
Глава 2. Участие государства в гражданских правоотношениях
2.1. Правоспособность
государства...................
2.2. Формы участия государства в гражданских правоотношениях.............16
2.3. Виды гражданских отношений, в которых
участвует
Российская Федерация.…………………………….........
Глава
3. Ответственность государства……………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………….....
Введение
Актуальность
темы курсовой работы. Реформирование
государственности и правовой системы
России, производимое в течение последних
двух десятилетий, привело к возникновению
нового конституционного строя российского
государства и кардинальным образом изменило
его сущность. Конституция РФ предусматривает,
что Россия является федеративным социальным
демократическим правовым государством,
обязанным защищать права и свободы человека
и гражданина. Изменение конституционно-правового
статуса Российской Федерации на современном
этапе развития обусловливает необходимость
нового подхода к его участию в гражданском
обороте и к определению гражданской правосубъектности
по сравнению с существовавшим в советском
гражданском праве, требует переосмысления
прежних ценностей и установок. В настоящее
время возникли принципиально новые точки
зрения на понимание традиционных правовых
институтов и трактовку их сущности.
Действующий ГК впервые назвал Российскую
Федерацию в числе субъектов гражданского
права. При этом вопросы участия указанных
субъектов в имущественных отношениях,
являющихся предметом регулирования гражданского
права, недостаточно четко регламентированы
в ГК, что обусловливает необходимость
их тщательного рассмотрения и теоретической
разработки. Следует отметить, что вопросы
форм и способов участия государства в
гражданских правоотношениях достаточно
много рассматривались в советской цивилистике.
Однако выводы советских ученых, были
сделаны на основе принципиально иных
положений законодательства и, хотя и
сохраняют, в целом, определенное значение,
в настоящее время требуют переосмысления
с учетом новых представлений о сущности
государства. Несмотря на всю очевидность
существующих проблем правового регулирования
гражданско-правовых отношений с участием
государства, и специфики правового положения
государства как субъекта гражданского
права, нельзя сказать, что в трудах современных
ученых-правоведов они получили необходимое
отражение. Можно отметить лишь нескольких
авторов, которые, так или иначе, анализировали
указанные проблемы в своих работах. Это
О.Г.Барткова, Е.В.Васильева, В.Г.Голубцов,
М.В.Жабреев, А.В.Костин, Д.В.Пятков. Публикации
же других юристов по вопросам особенностей
гражданской правосубъектности государства
не носят глубокого исследовательского
характера и могут быть отнесены лишь
к разряду комментариев действующего
законодательства. Отдельные аспекты
данной темы, получив определенное освещение
в работах ряда авторов, нуждаются в дальнейшем
углубленном исследовании.
Цель
исследования заключается в выявлении
и раскрытии особенностей правового положения
РФ как участника гражданских правоотношений
по современному российскому законодательству
и выведении самой распространенной позиции
по существующим проблемам. В соответствии
с указанной целью поставлены следующие
задачи: рассмотреть порядок участия
государства в гражданских правоотношениях
на современном этапе, определить правоспособность
Российской Федерации, проанализировать
ответственность государственно-правовых
образований. При изучении общественных
отношений, в которых участвует государство,
как объекта исследования и Российской
Федерации как предмета исследования
мною были применены следующие методы:
сравнительно-правовой (сравнение действующего
законодательства регламентирующего
деятельность государства в сфере гражданских
правоотношений), исторический (изучение
правосубъектности государственных образований
с опорой на теорию советского периода),
логический (последовательное рассмотрение
различных тезисов и проработка причинно-следственной
связи между элементами), метод анализа,
синтеза (изучение явлений в отдельности
и выведение общего умозаключения на основании
полученных выводов), и другие.
Понятие и виды публичных образований. Правовое положение и
правовой
режим деятельности Российской Федерации
Понятие публичных образований. Наряду с физическими и юридическими лицами, самостоятельными участниками гражданского оборота признаются Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования (абз. 2 п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 124 ГК).
В научной литературе распространено мнение, согласно которому РФ, ее субъекты и муниципальные образования являются особыми субъектами (лицами) гражданского права1. Соглашаясь в целом с подобной позицией, нельзя не отметить, что сам по себе термин «особые субъекты» (особого рода — sui generis) не совсем удачен. Объясняется это тем, что он не позволяет отразить сущность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований (разумеется, с гражданско-правовой точки зрения) и их отличия от иных участников гражданских правоотношений. Поэтому более предпочтительным представляется термин «публичные образования», отражающий следующие особенности указанных выше субъектов.
Во-первых, делается акцент на том, что Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования являются коллективными и, в противовес физическим лицам, «искусственно» созданными субъектами.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в качестве участников гражданских отношений юридические лица и публичные образования относятся к одной родовой группе, что позволяет, в частности, применять к порядку участия публичных образований в гражданском обороте, например, правила о волеобразовании и волеизъявлении юридических лиц. Другое дело, что принадлежность к общему роду не отменяет видовых различий содержательного и формального характера. Например, цели участия в гражданских правоотношениях юридических лиц отличны от целей участия публичных образований. Юридическим лицом является лишь тот субъект, который признается таковым гражданским законодательством, т.е. создан в соответствующей организационно-правовой форме и надлежащим образом зарегистрирован. Однако ничего подобного в отношении публичных образований законом не установлено2.
Во-вторых, подчеркивается специфика природы Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований именно как субъектов права вообще — носителей публичной власти.
Публичная власть, будучи средством организации и регулирования взаимоотношений между людьми; характеризуется способностью упорядочивать отношения внутри общества как целого, объединенного единой территорией. Ввиду этого неотъемлемыми признаками публичной власти признаются ее верховенство и независимость, от какой бы то ни было иной внутренней социальной власти в конкретной общественной иерархии» а также любой внешней власти. Иначе говоря, веления публичной власти, являющейся разновидностью социальной власти3, в силу присущего ей суверенного характера (в котором и воплощаются признаки верховенства и независимости) приобретают для всех и каждого общеобязательный характер. В свою очередь, указанная обязательность подкреплена принуждением, реализуемым посредством специального аппарата, т. е. различных институтов власти.
Следовательно, исключительно носители публичной власти, выступая во всех внутренних и внешних общественных отношениях от имени социума, могут издавать властные общеобязательные предписания правового характера, регулирующие ту или иную общественную сферу (например, имущественный оборот).
Вместе с тем преследуемые публичной властью цели упорядочения и стабилизации общественных отношений обуславливают функциональную направленность деятельности носителей публичной власти и, как следствие, характер и содержание их властных предписаний. Указанная деятельность должна быть направлена исключительно на реализацию общесоциальных задач экономического, политического, культурного и иного характера.
Таким образом, особенность публичных образований как субъектов гражданского права обусловлена, во-первых, специфичным способом организации их существования (коллективные субъекты), и, во-вторых, функциональной направленностью их деятельности (участие в гражданском обороте постольку, поскольку это необходимо для реализации задач публичной власти). Этим публичные образования отличаются от действующих в целях удовлетворения собственных интересов физических лиц — субъектов гражданского права — в силу самого факта рождения, и юридических лиц, возникающих в результате специальной регистрации. В настоящее время эти отличия признаны и Конституционным Судом РФ, по мнению которого специфика публичных образований как субъектов гражданского права в основном проистекает из особой организации институтов публичной власти4.
Иначе говоря, публичными образованиями как участниками гражданского оборота признаются коллективные субъекты, приобретающие гражданские права и несущие гражданские обязанности постольку, поскольку это необходимо в целях реализации задач публичной власти.
Виды публичных образований. Обобщающий термин «публичные образования», вполне приемлемый для гражданско-правового регулирования, не отменяет множественности видов публичных образований. Так, самостоятельными видами публичных образований признаются:
Из этого следует, что Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования самостоятельно и наравне выступают в гражданском обороте (разумеется, в рамках своей компетенции). Поэтому в литературе высказано обоснованное мнение о том, что встречающийся в ГК и иных законах термин «государство» всегда обозначает вполне конкретное публичное образование (Российскую Федерацию, ее субъектов или даже муниципальное образование), поскольку государства вообще, без его привязки к тому или иному публичному образованию, не существует5. Другим подходом можно считать, что под словом "государство" следует понимать не любое публичное образование, а совершенно конкретное - Российскую Федерацию, если следовать смыслу Конституции РФ. Этого подхода я и буду придерживаться в своей работе.
Информация о работе Государство как субъект гражданского права