Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 17:01, курсовая работа
Цель исследования заключается в выявлении и раскрытии особенностей правового положения РФ как участника гражданских правоотношений по современному российскому законодательству и выведении самой распространенной позиции по существующим проблемам. В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи: рассмотреть порядок участия государства в гражданских правоотношениях на современном этапе, определить правоспособность Российской Федерации, проанализировать ответственность государственно-правовых образований. При изучении общественных отношений, в которых участвует государство, как объекта исследования и Российской Федерации как предмета исследования мною были применены следующие методы: сравнительно-правовой (сравнение действующего законодательства регламентирующего деятельность государства в сфере гражданских правоотношений), исторический (изучение правосубъектности государственных образований с опорой на теорию советского периода),
Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие и виды публичных образований. Правовое положение и
правовой режим деятельности Российской Федерации
1.1. Понятие публичных образований................................................................................5
1.2. Виды публичных образований.....................................................................................8
1.3. Правовое положение государства. Общие начала выступления
в гражданском обороте...........................................................................................................9
1.4. Правовой режим деятельности Российской Федерации.........................................12
Глава 2. Участие государства в гражданских правоотношениях
2.1. Правоспособность государства...............................................................15
2.2. Формы участия государства в гражданских правоотношениях.............16
2.3. Виды гражданских отношений, в которых
участвует Российская Федерация.…………………………….........................18
Глава 3. Ответственность государства……………………………………………....26
Заключение…………………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………………................36
Что касается самостоятельного участия государства в гражданском обороте, то необходимо учитывать, что в отличие от органов юридических лиц, полномочия которых определяются учредительными документами, полномочия государственных органов определяются рамками компетенции, установленной исключительно Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами.
Указание на то, что государственные органы выступают от имени государства, не должно вводить в заблуждение. В подобных случаях никаких отношений представительства не возникает, поскольку государство в силу особенностей своей природы (коллективный субъект) не может самостоятельно приобретать права и обязанности иначе, чем через действия своих органов. Иное дело, что выступление государства как самостоятельного субъекта в гражданском обороте посредством своих органов необходимо отличать от случаев самостоятельного хозяйствования последних, когда отдельные органы в качестве юридических лиц приобретают права и обязанности для себя (например, при приобретении каким-либо ведомством канцелярских принадлежностей для собственных нужд).
Обычно
Российская Федерация участвует в гражданском
обороте посредством органов исполнительной
власти. К исполнительным органам относятся:
Правительство РФ, федеральные министерства,
агентства, службы и иные ведомства, включая
территориальные органы (гл. 6 Конституции
РФ; ФКЗ «О Правительстве Российской
Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-
ФКЗ17, Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 31418.
Что касается выступления Российской Федерации в гражданском обороте посредством представителей, то необходимо учитывать следующее.
Во-первых, органы государственной и муниципальной власти, юридические лица и граждане могут представлять интересы Российской Федерации лишь в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениям Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 6, 38, 39 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ19; постановление Правительства РФ «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» от 3 декабря 2004 г. № 73820). Во-вторых, необходимо специальное поручение, исходящее от государства. По существу, речь идет о надлежащем оформлении отношений представительства, которое может основываться на акте уполномоченного органа или на договоре. Следовательно, особенности приобретения Российской Федерацией прав и обязанностей посредством представителей исключают наличие у последних полномочий, следующих из обстановки, в которой действует представитель (абз. 2 п. 1 ст. 182 ГК).
Виды гражданских отношений, в которых участвует Российская Федерация. Признание РФ полноправным участником гражданского оборота и распространение на режим его деятельности принципа юридического равенства свидетельствует о существующей у государства равной возможности (наряду с иными участниками гражданского оборота) быть субъектом отношений, составляющих предмет гражданско-правового регулирования. Эти отношения подразделяются: 1) на имущественные отношения, включая вещные, обязательственные (договорные и внедоговорные), наследственные и связанные с использованием и распоряжением объектами интеллектуальной деятельности; 2) личные неимущественные отношения; 3) организационные отношения. Укажем на основные особенности участия государства в данных отношениях.
Выступление в гражданском обороте, опосредующем перемещение товаров, работ, услуг, невозможно без участия, в первую очередь, в имущественных отношениях. Так, государство, будучи собственником (ст. 214, 215 ГК), являются субъектами вещных отношений.
Правовой режим управления и распоряжения государственной собственностью имеет свои особенности, которые проявляются:
Например,
к таким органам и лицам, если речь не идет
о специальных видах имущества (скажем,
об объектах культурного наследия), относятся
Федеральное агентство по управлению
федеральным имуществом (далее — Росимущество)
и его территориальные органы и подведомственные
организации, а также специализированное
государственное учреждение при Правительстве
РФ «Российский фонд федерального имущества»
(далее — РФФИ).
Министерство финансов РФ (далее — Минфин России) обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, осуществляет организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ (п. 5.3.18, 5.3.20 постановления Правительства РФ «О Министерстве финансов Российской Федерации» от 30 июня 2004 г. № 32922). Этот же орган может выпускать облигаций или иные государственных ценных бумаг (в том числе в «бездокументарной форме»), выполняющих функции облигаций («казначейских векселей» или «казначейских обязательств», «золотых сертификатов» Минфина и т. д.). Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ определяет условия охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения при их приватизации (п. 5.11.1 постановления Правительства РФ «О Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации» от 17 июня 2004 г. № 28923).
Помимо участия в отношениях собственности, государство может быть субъектом некоторых вещных отношений, в частности связанных с сервитутами (абз. 4 п. 1 ст. 216, ст. 274,277 ГК).
Осуществление прав собственника и иных вещных прав от имени государства означает и наличие полномочий по применению вещно-правовых и иных средств защиты. Поэтому исковые требования соответствующих государственных органов по защите права собственности и иных вещных прав на имущество, в отношении которого они осуществляют права собственника, подлежат рассмотрению судами по существу как заявленные в защиту права федеральной собственности (абз. 2 п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8).
Российская Федерация является также полноправным участником обязательственных отношений, причем как договорного, так и внедоговорного характера. Договорные обязательства, в которых участвует государство, подразделяются на два вида.
Первый из них образуют те договорные обязательства, в которых Российская Федерация выступает наравне с иными участниками гражданского оборота. Так для более эффективного использования находящегося в государственной собственности имущества государство может обращаться к профессиональным управленческим компаниям, банкам и другим коммерческим организациям или предпринимателям, заключая с ними договоры поручения, комиссии, агентирования или доверительного управления государственным или муниципальным имуществом (например, недвижимостью в виде имущественных комплексов, пакетами акций или других ценных бумаг, «финансовыми инвестициями» или «кредитными ресурсами», т. е. правами требования, и т. д.).
Второй вид составляют договорные обязательства, в которых государство является исключительным субъектом. В частности, отдельными видами признаются такие обязательства, как поставка, подряд и научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, выполняемые для государственных нужд (§ 4 гл. 30, § 5 гл. 37, гл. 38 ГК); государственный займ, в котором государство может выступать не только в качестве заемщика (например, путем выпуска государственных ценных бумаг — ст. 817 ГК), но и заимодавца.
Что касается выступления Российской Федерации в качестве заимодавца, то особенности таких отношений займа проявляются в следующем. Помимо норм ГК, БК установлены специальные правила регулирования указанных отношений, заключающиеся в предоставлении государству права на бесспорное взыскание процентов (платы) за пользование кредитом и пеней, а также заемных средств при их нецелевом использовании или нарушении срока возврата (п. 2 ст. 854 ГК, ст. 284, 2841, 289, 290, 291 БК). Кроме того, возврат данных средств и плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет (п. 11 ст. 76 БК), что является основанием для отнесения этих платежей при определении очередности списания денежных средств со счета должника к третьей очереди (ст. 855 ГК РФ).
Государство может быть участником и других гражданско-правовых сделок. В частности, в силу правила п. 1 ст. 1063 ГК Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в качестве организаторов лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр – «алеаторных сделок» (от лат. alea–игральная кость). ;f' f
Внедоговорные обязательства с участием Российской Федерации могут возникать из односторонних сделок и в результате правонарушений. К первой группе относятся, например, обязательства из публичного обещания награды (гл. 56 ГК) и публичного конкурса (гл. 57 ГК); ко второй — деликтные обязательства (гл. 59 ГК) и обязательства из неосновательного обогащения и сбережения (гл. 60 ГК). При этом государство в таких обязательствах может быть не только должником (например, при причинении вреда актами власти), но и кредиторами (например, при причинении вреда объектам природы).
Российская Федерация выступает субъектом наследственных отношений, приобретая имущество в качестве наследника по завещанию либо, если имущество является вымороченным, в силу закона (ст. 1151 ГК). В частности, особенности участия государства в указанных отношениях проявляются, во-первых, в необходимости наличия установленных законом условий наследования, а именно: имущество является вымороченным, если отсутствуют иные наследники, либо никто из них не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (п. 1 ст. 1151 ГК). Во-вторых, у государства отсутствуют некоторые права, например право завещать свое имущество (поскольку распоряжение имуществом на случай смерти предоставлено только физическим лицам (п. 1 ст. 1118 ГК), вследствие чего открытие наследства связано со смертью гражданина (ст. 1113 ГК), право на отказ от наследства (абз. 1 п. 1 ст. 1157 ГК).
Российская Федерация участвует в имущественных отношениях, связанных с осуществлением и распоряжением исключительными правами. Например, объекты интеллектуальной собственности могут быть созданы в результате выполнения государственного заказа. Соответственно, осуществление указанных прав и распоряжение ими может заключаться в использовании результатов интеллектуальной деятельности для собственных нужд, выдаче лицензий третьим лицам. Другое дело, что удельный вес государства в сфере отношений, связанных с интеллектуальной собственностью, гораздо меньше по сравнению с иными участниками гражданского оборота. Так, в соответствии со ст. 9 Патентного закона Федеральный фонд изобретений России (а в его лице – федеральное государство) может приобретать права патентообладателя на отобранные им изобретения, полезные модели, промышленные образцы с целью реализации этих прав в интересах государства. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет охрану авторских прав умершего автора в течение срока их действия при отсутствии наследников (п. 2 ст. 27 Закона об авторском праве и смежных правах).
Что касается личных неимущественных отношений, то на первый взгляд может показаться, что РФ ввиду особенностей своей природы не может быть субъектом указанных отношений, причем как связанных с имущественными отношениями, так и не связанных с ними. Действительно, достаточно сложно представить себе отношения с участием государства, возникающие, например, по поводу таких нематериальных благ, как жизнь, здоровье, неприкосновенность частной жизни и проч.
Однако существо некоторых личных неимущественных отношений не исключает возможность признания государства их участником. Например, Российской Федерации может принадлежать такое личное неимущественное право, как право на обнародование произведения науки, литературы и искусства (личное неимущественное право, связанное с имущественными). Гражданско-правовую природу имеют отношения, связанные с использованием наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях государственных и негосударственных учреждений, организаций и других структур в своих фирменных наименованиях некоторых слов (личные неимущественные права, не связанные с имущественными). Подобное использование до принятия ФЗ «О государственной символике» допускается только с согласия Правительства РФ (за исключением общероссийских общественных и некоторых религиозных объединений, которые вправе использовать эти наименования без специального разрешения24). Соответственно, личные неимущественные отношения возникают при использовании иной символики, принадлежащей государству.
Информация о работе Государство как субъект гражданского права