Государство и право в период государственно-партийного социализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Советское государство и право в период государственно-партийного социализма претерпевало значительные изменения. Кроме того, рассмотрение данного периода развития государства и права актуально в связи с тем, что он является предшественником Великой Отечественной войны. В 30-е гг. происходят значительные изменения в промышленности, в сельском хозяйстве проходит коллективизация. Проводятся значительные реформы государственного аппарата, принимаются Конституции СССР и РСФСР

Содержание

Государство и право в период государственно-партийного социализма с.3
Основные аспекты модернизации в 30-е гг ………………………………с.3
Конституции СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г. и развитие государственного аппарата……………………………………………………………………...с.6
Развитие СССР как союзного государства в период государственно-партийного социализма…………………………………………………….с.9
Развитие права в период государственно-партийного социализма…….с.11
А. Гражданское право………………………………………………………с.11
Б. Семейное право ………………………………………………………….с.11
В.Трудовое право …………………………………………………………..с.12
Г.Уголовное право …………………………………………………………с.13
Слом старой правоохранительной системы………………………………с.14
Создание новых судов: положение о народном суде, принципы нового судебного права, реформа 1922 г………………………………………….с.16
Создание милиции………………………………………………………….с.22
Организация в 1922 году прокуратуры……………………………………с.25
Изменения в государственной системе СССР в период отечественной войны ………………………………………………………………………. с.27
А. Чрезвычайные органы управления……………………………………..с28
Б. Вооружённые силы ……………………………………………………...с.29
В. Военная юстиция…………………………………………………………с.30
Г. Изменения в идеологии…………………………………………………..с.31
11. Право военного времени…………………………………………………….с32
12. Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Государство и право.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Уголовное право

Довоенные нормы уголовного права были дополнены. Так, распространение ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения, наказывалось лишением свободы на срок от 2 до 5 лет. За разглашение государственной тайны или утрату содержавших ее документов должностные лица наказывались лишением свободы до 10 лет, а частные лица – до 3 лет. Была усилена и уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Широко применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания, с них снималась судимость.

     В 1943 г. была введена уголовная ответственность  воинских начальников за незаконное награждение. Тогда же в уголовное право были введены новые виды наказаний – смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок до 20 лет за преступления, совершенные немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. Был проведен ряд процессов над немецко-фашистскими преступниками.

Депортации  народов

Во время перестройки  одна из сильных идеологических кампаний была связана с проведенными накануне и во время войны депортациями (переселением) поляков, немцев, крымских татар, чеченцев и ряда других народов  Кавказа. Было введено правовое понятие “репрессированные народы”. Главное обвинение Советского государства касалось не степени обоснованности этих репрессий, а их несовместимости с принципами правового государства.

     Депортации  по этническому признаку – не советское  изобретение. В 1915-1916 гг. было проведено принудительное выселение немцев из прифронтовой полосы и даже из Приазовья. В том же 1915 г. по приказу верховного Главнокомандующего российской армей было выселено свыше 100 тыс. человек из Прибалтики на Алтай. В 1941 г. власти США даже не депортировали, а заключили в концлагерь на западном побережье и принудили к тяжелым работам в рудниках граждан японского происхождения – хотя никакой угрозы японского вторжения в США не было. Однако по сути депортация в СССР отличалась.

     Отложим сравнительно простую проблему –  превентивное выселение из районов  с военным положением “потенциально  опасных” элементов. Такими были депортации немцев (950 тыс. человек, из них 450 тыс. из АССР немцев Повольжья), “польских  осадников” из Западной Белоруссии и Украины (134 тыс. польских переселенцев после 1921 г., которые выполняли полицейские функции против местного населения) и др. После начала войны поляки были освобождены из спецпоселений и из них были сформированы две польские армии.

     Более сложный вопрос – депортация как наказание. Современное право не признает коллективного наказания. Депортация была наказанием народа на солидарной основе (на принципе круговой поруки) за вину части мужчин. Применяя такое наказание, государство отказывалось от выяснения индивидуальной вины и преследования отдельных личностей. Это - вид наказания, свойственный традиционному обществу.

     Необычность этого наказания видна уже  из того, что при депортации не ликвидировались  партийные и комсомольские организации. Так, среди чеченцев было более 1тыс. членов ВКП(б) и около 900 комсомольцев, сотни офицеров Красной Армии.

     При депортациях происходили эксцессы, жестокости и преступления. В прессе говорилось о массовой гибели крымских татар при транспортировке, хотя на деле именно для них она прошла сравнительно благополучно: из 151720 человек, депортированных в мае 1944 г., органами НКВД Узбекистана по актам было принято 151 529 человек (умер в пути 191 человек). Но речь не об эксцессах, а о сути. Этот тип наказания, тяжелый для всех, был спасением для большой части мужчин, а значит для этноса. Если бы чеченцев судили индивидуально по законам военного времени, это было бы этноцидом – утрата такой части молодых мужчин подорвала бы демографический потенциал народа. Благодаря архаическому наказанию численность чеченцев и ингушей с 1944 по 1959 г. выросла на 14,2% (примерно так же, как у народов Кавказа, неподвергнувшихся депортации). В местах поселения они получали образование на родном языке и не испытывали дискриминации при получении высшего образования. Они вернулись на Кавказ выросшим и окрепшим народом.

     После 1945 г. на спецпоселения поступило 148 тыс. «власовцев». По случаю победы их освободили от уголовной ответственности  за измену Родине, ограничившись ссылкой. В 1951–52 гг. из их числа было освобождено 93,5 тыс. человек. Большинство литовцев, латышей и эстонцев, служивших в немецкой армии рядовыми и младшими командирами, были отпущены по домам до конца 1945 г.

 

 

  1. Литература  и источники
 
 
  1. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917-1954 гг. Под ред. С.А. Голун-ского. М, 1955. –С. 67-143
  2. Басков Л.И. Отечественная прокуратура в 1922-1996 г. // Вестник Московского государственного университета. Сер. 11. Право. - 1998. - № 1. -С. 101-114.
  3. Заика Л.И. Бобренов В.А, Заговор против права (о разрушении государственных структур и системы органов юстиции в 1917 г.). // Молодая гвардия. - 1991. - № 12. - С. 207-224.
  4. Лезов И.Л. Судебное строительство на местах в первые месяцы советской власти. // Вестник Московского государственного университета. Сер. 11 Право. - 1998.-№ 1.-С. 115-122.
  5. Ломов В.С. Органы предварительного расследования в Советском государстве до издания Декрета о суде № 1. Волгоград, 1976.
  6. Лыков В. Жестокие двадцатые (к 80-летиго МУРАа). // Человек и закон. - 1998. - № 3. -С. 16-21, № 4. - С. 20-25.
  7. Лыков В. Рождение сыска. // Человек и закон. - 1998. - № 2. - С. 25-28.
  8. Викторов, Б. А.Военное законодательство и органы юстиции в период Великой Отечественной Войны /Б. А. Викторов.//Советское государство и право. –1965. – № 5. - С. 29 – 35

Информация о работе Государство и право в период государственно-партийного социализма