Государственный контракт на закупку товаров для государственных нужд

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении содержания договора поставки товаров для государственных нужд.
Задачи работы:
1) дать понятие договора на поставку товаров для государственных нужд и рассмотреть сферу его применения;
2) определить источники правового регулирования;
3) рассмотреть порядок и особенности заключения договора на поставку товаров для государственных нужд;

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 60.91 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Ответственность  сторон за нарушение обязательств по государственному контракту на поставку товаров для государственных  нужд

3.1.      Основания и порядок возмещения  убытков, причиненных исполнением  госзаказа

В случае неисполнения или  ненадлежащего исполнения государственного контракта или договора поставки товаров для государственных  нужд одной из сторон она возмещает  другой стороне убытки (ст. 15 и 393 ГК РФ).25 Неустойка (пени, штраф) и проценты могут быть взысканы, если они предусмотрены рассматриваемыми законами, Гражданским кодексом или государственным контрактом. Ответственность в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ наступает независимо от наличия вины.

Согласно Закону о поставках  продукции для государственных  нужд26 при нарушении условий договора по срокам и (или) количеству поставщик уплачивает неустойку в размере 50% от стоимости непоставленных товаров. При этом товары, не отвечающие требованиям к качеству, а также некомплектные, считаются непоставленными. Неустойка подлежит уплате до фактического исполнения обязательства (п. 3 ст. 5 Закона о поставках продукции для государственных нужд). Таким образом, применяется принцип восполнения недопоставленных товаров.

Такую же ответственность  несет поставщик за невыполнение государственного контракта, заключенного на основании государственного оборонного заказа (ст. 11 Закона об оборонном заказе).

Закон о государственном  материальном резерве27, кроме того, предусматривает ответственность за поставку (закладку) в государственный резерв материальных ценностей, не пригодных для длительного хранения, некомплектных или не соответствующих по своему качеству и ассортименту условиям государственного контракта (договора). В таких случаях изготовитель (поставщик) уплачивает штраф в размере 20% стоимости забракованных, не соответствующих условиям договора (государственного контракта) материальных ценностей.

Государственный заказчик (покупатель) за несвоевременную оплату поставленных товаров платит проценты в установленном  ст. 395 ГК РФ размере и несет ответственность, предусмотренную нормативными актами о поставках28, если иная ответственность не определена договором (государственным контрактом). Повышенная ответственность за просрочку платежа предусмотрена Законом о закупках и поставках сельхозпродукции (пени в размере 2% за каждый день просрочки, а при просрочке оплаты более 30 дней - 3%).

Кроме того, поставщик вправе при несвоевременной оплате товаров  применить последствия, предусмотренные  п. 5 ст. 486 и ст. 523 ГК РФ.

Неустойке за недопоставку Законом о поставках продукции  для государственных нужд придан штрафной характер, т.е. с поставщика взыскиваются одновременно и убытки, и неустойка.

Размер неустойки (штрафа, пени) за нарушение обязательств по поставкам товаров для государственных  нужд установлен в законах императивными  нормами, т.е. применяется законная неустойка, следовательно, в соответствии со ст. 332 ГК РФ размер неустойки может  быть только увеличен, но не уменьшен соглашением  сторон. В договоре (государственном  контракте) может быть предусмотрена  неустойка и за иные нарушения  обязательств (договорная неустойка).

Важным условием договора является условие о порядке возмещения государственным заказчиком поставщику убытков, причиненных исполнением государственного контракта, в случаях, когда заключение государственного контракта является для него обязательным. При отсутствии таких условий в договоре убытки в соответствии с правилами, установленными ст. 533 ГК РФ,29 возмещаются государственным заказчиком не позднее тридцати дней со дня передачи поставщиком товара. На возмещение убытков не вправе претендовать казенные предприятия.

Невозмещение убытков в установленные сроки служит основанием для одностороннего отказа поставщика от дальнейшего исполнения государственного контракта и порождает его право требовать возмещения не только убытков, причиненных исполнением государственного заказа, но и убытков, вызванных расторжением государственного контракта по правилам, предусмотренным ст. 524 ГК РФ.

При расторжении государственного контракта из-за невозмещения государственным заказчиком убытков поставщик вправе также односторонне отказаться от исполнения договора поставки для государственных нужд. При этом убытки, которые могут быть причинены таким отказом покупателю, возмещаются государственным заказчиком.

 

 

3.2.   Основания  возмещения убытков при изменении  и расторжении договора

Государственный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров для государственных  нужд, когда потребность в соответствующих  товарах отпала. В этом случае поставщик  также может односторонне отказаться полностью или частично от исполнения договора поставки товаров для государственных  нужд. Однако государственный заказчик может воспользоваться своим  правом лишь при условии, если он возмещает  поставщику все убытки, причиненные отказом. Убытки, причиненные покупателю расторжением или изменением договора поставки для государственных нужд, возмещаются также государственным заказчиком.

Соотношение государственного контракта и договора поставки товаров  для государственных нужд напоминает систему генеральных и локальных  договоров поставки, применявшуюся  в 40-50-х гг.30 Локальными назывались договоры, заключаемые организациями, определяемыми сторонами генерального договора. Генеральный договор предопределял основные условия локального договора. В отличие от локального договор признавался прямым, если ему не предшествовал генеральный договор. Однако взаимосвязь государственного контракта и заключаемого на его основе договора поставки товаров для государственных нужд имеет иной характер. Во-первых, извещение о прикреплении выдается только при наличии соответствующего условия в государственном контракте, т.е. с согласия поставщика по государственному контракту, который становится также поставщиком по договору поставки; во-вторых, извещение о прикреплении покупателя к поставщику не порождает обязанности покупателя заключить договор; в-третьих, нормам о влиянии государственного контракта на условия договора поставки товаров для государственных нужд, прежде всего о цене и порядке расчетов, придан диспозитивный характер, что оставляет достаточный простор для проявления усмотрения сторон при определении условий договора поставки товаров для государственных нужд.

 

 

 

 

 

Заключение

Государственные или муниципальные  нужды - это обеспечиваемые за счет соответствующего бюджета и внебюджетных источников потребности в товарах, необходимых для осуществления  функций Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, исполнения международных  обязательств Российской Федерации, реализации государственных программ соответствующего (федерального, регионального) уровня и решения вопросов местного значения.31

Регулирование отношений  по поставке товаров для государственных  или муниципальных нужд в гражданском законодательстве имеет немного аналогов в мировой практике. Чаще государство за рубежом не признается субъектом частного права. Соответственно договоры, заключаемые государством, регулируются специальным законодательством. Выбор российского законодателя в этой связи показателен сам по себе. Более того, учитывая традиции административно-государственного регулирования экономических отношений и опасность возрождения этих традиций, российский законодатель принципиально ограничил сферу действия специального законодательства (ч. 2 п. 2 ст. 525 ГК РФ)32.

Таким образом, несмотря на естественную специфику, в России провозглашено  применение общих принципов гражданского права в сфере, где государство  вынуждено наиболее активно участвовать  в договорных отношениях.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативные акты:

  1. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // СЗ РФ, 1994, № 34, ст. 3540; 1995, № 26, ст. 2397 (изм. от 02.02.2006 г.) // СЗ РФ, 2006, № 6, ст. 636.
  2. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российская газета, 28.07.2005 г. (изм. от 27.07.2006 г.) // Российская газета, 29.07.2006 г.
  3. Федеральный закон от 25 декабря 1994 г. «О материальном резерве» // СЗ РФ, 1999, № 1, ст. 1.
  4. Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе» // СЗ РФ, 1996, № 1, ст. 6.

Нормативно-правовые акты:

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (часть вторая) в ред. от 17.07.2009 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

Специальная литература:

1. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М., 2002.

2. Гражданское право. Под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П. - С-Пб., 2005 г.

3. Гражданское право России: Курс лекций. Отв. ред. Садиков О.Н. - М., 2004 г.

4. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации Части 1 (постатейный)/Отв. ред. О.Н.Садиков; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ./ 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИНФРА-М, 2007.

5. Практикум по гражданскому праву. Учебное пособие для вузов. Под ред. Коваленко Н.И. В 2-х ч. - М., 2003 г.

6. Торхов В.А. Гражданские правоотношения: Монография. - Уфа, 2003

7. Анохин В. О соотношении  договоров купли-продажи и поставки // Хозяйство и право. — 1993. —  № 1.

8. Вахнин И. Формирование условий  и заключение договора поставки  продукции // Хозяйство и право.  — 1996. — № 9, 11, 12.

9.Витрянский В.В. Поставка товаров.  Поставка товаров для государственных  нужд (комментарий ст. 506–534 ГК РФ) // Комментарий части второй Гражданского  кодекса РФ для предпринимателей. — М., 1996.

10. Гражданское право: Учебник / Под. ред. А.П. Сергеева. Т. 1. изд-во Велби — М., 2009.

11. Гражданское право в вопросах и ответах: учебное пособие. – 6-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010.

Ресурсы Интернета:

  1. http://zakupki.gov.ru
  2. http://goszakaz.ru
  3. http://www.partnersearch.ru/tender
  4. http://dic.academic.ru

1 Гражданское право: Учебник / Под. ред. А.П. Сергеева. Т. 1. изд-во Велби — М., 2009.

2 Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (часть вторая) в ред. от 17.07.2009 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

3 Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российская газета, 28.07.2005 г. (изм. от 27.07.2006 г.) // Российская газета, 29.07.2006 г.

.

4 Гражданское право в вопросах и ответах: учебное пособие. – 6-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010.

5 Гражданское право в вопросах и ответах: учебное пособие. – 6-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.

6 Гражданское право. Под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П. - С-Пб., 2005 г.

7 Гражданский кодекс Российской Федерации Часть 2 от 26.01.1996 г. № 14 – ФЗ (в последней ред. от 17.07.09)

8 Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // СЗ РФ, 1994, № 34, ст. 3540; 1995, № 26, ст. 2397 (изм. от 02.02.2006 г.) // СЗ РФ, 2006, № 6, ст. 636

9 Федеральный закон от 25 декабря 1994 г. «О материальном резерве» // СЗ РФ, 1999, № 1, ст. 1.

10 Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российская газета, 28.07.2005 г. (изм. от 27.07.2006 г.) // Российская газета, 29.07.2006 г.

11 Витрянский В.В. Поставка товаров. Поставка товаров для государственных нужд (комментарий ст. 506–534 ГК РФ) // Комментарий части второй Гражданского кодекса РФ для предпринимателей. — М., 1996.

12 Гражданское право в вопросах и ответах: учебное пособие. – 6-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010.

13 Вахнин И. Формирование условий и заключение договора поставки продукции // Хозяйство и право. — 1996. — № 9, 11, 12.

14 Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе» // СЗ РФ, 1996, № 1

15 Суханов Е.А. Гражданское право: Учебник. Том II. Полутом 1. — 2-е изд. — М.: БЕК, 2000.

16 Федеральный закон от 25 декабря 1994 г. «О материальном резерве» // СЗ РФ, 1999, № 1

17 Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе» // СЗ РФ, 1996, № 1

18 Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (часть вторая) в ред. от 17.07.2009 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

19 Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (часть вторая) в ред. от 17.07.2009 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

 

20 Гражданское право. Под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П. - С-Пб., 2005 г.

Информация о работе Государственный контракт на закупку товаров для государственных нужд