Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:10, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении содержания договора поставки товаров для государственных нужд.
Задачи работы:
1) дать понятие договора на поставку товаров для государственных нужд и рассмотреть сферу его применения;
2) определить источники правового регулирования;
3) рассмотреть порядок и особенности заключения договора на поставку товаров для государственных нужд;
В ГК РФ не упоминается муниципальный заказ на поставку товаров для муниципальных нужд, оплачиваемых за счет средств бюджета органов местного самоуправления. Однако такие заказы существуют. При этом органами местного самоуправления могут использоваться нормы о размещении заказов, предусмотренные федеральным законом. Заключение и исполнение договоров поставки товаров для нужд местного самоуправления регулируются нормами ГК РФ.
Положения, касающиеся государственного заказа и государственных контрактов, включены также в Бюджетный кодекс (ст. 71-73).
Таким образом, правила, регулирующие отношения по поставкам товаров для государственных нужд, составляют сложную систему.
Глава 2. Порядок заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд
2.1. Государственные заказчики
Государственными заказчиками
являются органы государственной власти
Российской Федерации и органы государственной
власти субъектов Российской Федерации,
а также государственные
бюджета.11 В качестве государственных заказчиков федеральной целевой программы могут выступать федеральные органы исполнительной власти, федеральные казенные предприятия или федеральные учреждения, указанные Правительством РФ при утверждении федеральной целевой программы. На государственном заказчике лежат функции формирования государственного заказа (то есть определения перечня закупаемых товаров, работ и услуг, объемы закупки и сроки поставки). Также на государственном заказчике лежат функции размещения государственного заказа, то есть определения конкретных поставщиков и исполнителей, которые будут поставлять нужные товары, выполнять работы и оказывать услуги. Размещение государственного заказа связано с заключением государственного контракта на поставку товаров, выполнение подрядных работ или оказание услуг. Одним словом, если закупки оплачиваются из бюджета или внебюджетных фондов, они попадают под понятие "государственный заказ". Под понятие государственного заказа согласно действующему законодательству попадают потребности как федеральных органов государственной власти (федеральные министерства, службы, агентства и т.д.; например Минобороны России), так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, Правительство Москвы). Потребности органов местного самоуправления под эту категорию не попадают.
Государственным заказчиком субъекта Российской Федерации являются органы государственной власти субъекта РФ, осуществляющие закупки товаров для нужд субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта РФ и его внебюджетных фондов.12
Государственным заказчиком
на поставку материальных ценностей
в государственный резерв является
государственный орган
Государственные заказчики вправе в порядке, установленном соответствующими законами, передать другим лицам заключение договора на поставку товаров для государственных нужд.
2.2. Условия заключения
государственного контракта.
Возможны для варианта
заключения и исполнения государственного
контракта (договора) поставки товаров
для государственных нужд. По первому
варианту государственный заказчик
заключает государственный
По второму варианту государственный заказчик, заключив государственный контракт, направляет поставщику извещение о прикреплении к нему покупателей. В этом случае поставщик - сторона государственного контракта заключает договоры поставки товаров для государственных нужд с указанными госзаказчиком покупателями. Заключение с определенным в качестве покупателя лицом договора поставки товаров для государственных нужд поставщиком по государственному контракту способствует согласованию количества и ассортимента товаров и иных условий договора непосредственными исполнителями договора и позволяет отразить в договоре фактические потребности в товарах.
В соответствии с Законом об оборонном заказе государственный контракт заключается государственным заказчиком с головным исполнителем оборонного заказа, а указанный исполнитель заключает контракты (договоры) с поставщиками комплектующих изделий и материалов для обеспечения выполнения оборонного заказа.14
Стороны при заключении государственного
контракта согласовывают
Закон о поставках продукции
для государственных нужд возлагает
обязанность заключить договор
поставки для государственных нужд
на казенные предприятия, а также
на организации, занимающие доминирующее
положение на рынке определенного
товара. При этом необходимым условием
заключения поставщиком государственного
контракта является принятие государственным
заказчиком на себя обязанности возместить
все убытки, которые могут быть
причинены выполнением
По Закону о государственном материальном резерве16 обязанность заключить государственный контракт возлагается на поставщиков, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, а также на предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%.
Наиболее широко трактуется обязанность поставщика принять заказ и заключить договор на выполнение оборонного заказа. Согласно Закону об оборонном заказе17, если по конкурсу не определен головной исполнитель (исполнитель), оборонный заказ обязателен для принятия государственными унитарными предприятиями, а также иными организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке или обладающими монополией на производство продукции для оборонного заказа. Обязанность принять заказ возникает, если оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством РФ уровень рентабельности производства товаров.
Поставщик обязан заключить договор также в случае, когда он объявлен победителем конкурса на размещение заказов (ст. 448 и п. 5 ст. 527 ГК РФ).18
При разработке и согласовании условий государственного контракта (договора) стороны руководствуются нормами ГК РФ, содержащимися в разделах о договоре поставки и об общих положениях договора купли-продажи. Вместе с тем имеется и ряд особенностей содержания договора (государственного контракта), отраженных в § 4 гл. 30 ГК РФ19 и в соответствующих законах о поставках для государственных нужд. Особенности прежде всего касаются условий о цене и о порядке расчетов при передаче товаров получателям (другим лицам), указанным в отгрузочной разнарядке государственного заказчика. Как общее правило в соответствии со ст. 531 ГК РФ переданные по государственному контракту получателям товары оплачиваются государственным заказчиком. Порядок оплаты товаров самим получателем (другими лицами) стороны должны особо оговорить в контракте.
Иначе определен в ст. 532 ГК РФ порядок оплаты товаров по договору поставки товаров для государственных нужд. В отличие от получателя товаров, поставляемых по государственному контракту, покупатель сам оплачивает товары, однако договором может быть предусмотрена оплата товаров государственным заказчиком. При непосредственных расчетах по такому договору права поставщика гарантируются тем, что государственный заказчик признается поручителем по обязательству оплаты. Это означает, что при отказе покупателя от оплаты либо нарушении им сроков оплаты поручитель - государственный заказчик несет перед поставщиком солидарную с покупателем ответственность.
Цена товаров, определенная
В государственном контракте
(договоре) стороны вправе установить
порядок предоставления экономических
или иных льгот, финансирования и
материально-технических
Гражданский кодекс в ст. 528 и 52921 детально регламентирует заключение государственного контракта и договора на поставку товаров для государственных нужд, определяя порядок и сроки направления и возвращения контракта (договора), согласования разногласий, если они возникли при заключении договора, передачи несогласованных разногласий на рассмотрение суда. При этом сроки и порядок установлены неоднозначно. Они зависят от способа размещения государственного заказа и от избранной сторонами структуры договорных связей.
При размещении государственного
заказа на конкурсной основе государственный
контракт должен быть заключен не позднее
двадцати дней со дня проведения конкурса.
Составление проекта
Государственный заказчик разрабатывает и направляет проект контракта поставщику, принявшему заказ. Для подписания контракта поставщику предоставлен тридцатидневный срок.
В случае возвращения государственного контракта с протоколом разногласий государственный заказчик в тридцатидневный срок либо уведомляет поставщика о согласии заключить договор в его редакции, либо принимает активные меры к согласованию разногласий. Вместе с тем генеральный заказчик вправе при неприемлемости предложенных поставщиком условий сообщить об отклонении его предложений. По соглашению сторон проект договора может быть разработан и направлен поставщиком.22
Неурегулированные разногласия не позднее тридцати дней могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда.23
В случаях, когда по условиям государственного контракта государственный заказчик вправе прикрепить к поставщику покупателя, поставщик обязан направить покупателю проект договора поставки товаров для государственных нужд не позднее тридцатидневного срока со дня получения извещения о прикреплении. Покупатель либо возвращает подписанный договор поставщику в течение тридцати дней (при наличии разногласий с протоколом разногласий), либо уведомляет поставщика об отказе заключить договор. Так же, как и при заключении государственного контракта, поставщик, получивший протокол разногласий, сообщает покупателю: либо о принятии договора в его редакции, либо принимает меры к согласованию разногласий, либо уведомляет покупателя об отклонении предложений, изложенных в протоколе разногласий. Эти действия должны быть осуществлены в тридцатидневный срок. Неурегулированные разногласия не позднее тридцатидневного срока покупатель вправе передать на рассмотрение арбитражного суда.
При отказе указанного в извещении о прикреплении покупателя от заключения договора государственный заказчик не позднее тридцати дней с момента получения от поставщика уведомления об этом может выбрать один из следующих вариантов поведения: выслать поставщику извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направить новую отгрузочную разнарядку, либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товары. В соответствии со ст. 530 ГК РФ при уклонении государственного заказчика от совершения одного из таких действий поставщику предоставлена альтернатива: либо потребовать от государственного заказчика принятия и оплаты товаров, предусмотренных государственным контрактом, либо продать товары по своему усмотрению с отнесением на государственного заказчика возможных при продаже товаров убытков (разумных расходов).24
При заключении как государственного контракта, так и на его основе договора поставки в случае уклонения обязанной стороны от заключения договора вторая сторона вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о понуждении заключить государственный контракт либо договор поставки товаров для государственных нужд.
Информация о работе Государственный контракт на закупку товаров для государственных нужд