Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:16, контрольная работа

Описание работы

Государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности осуществляют в исполнительном комитете городской, районной (в городе) Рады народных депутатов или в районной рады по местонахождению руководящего органа (правление, дирекции и др.) или место проживанием субъектов бизнеса.
Для государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица - необходимые такие учредительные документы:
1) решение владельца имущества или уполномоченного им органа о создании субъекта предпринимательской деятельности. Таким решением при наличии двух и больше владельцев (или уполномоченных ими органов) есть учредительский договор;

Содержание

Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности. 3 – 6
Лицензирование предпринимательской деятельности. 6 - 19

Литература 20

Работа содержит 1 файл

Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности. Лицензирование предпринимательской деятельности.docx

— 48.81 Кб (Скачать)

Современный этап развития лицензирования характеризуется сокращением  числа лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов  деятельности порождает т.н. «административные  барьеры», избыток которых мешает развитию государства с рыночной экономикой.

К сожалению, правовые аспекты  института лицензирования освещены в литературе в недостаточной  мере и достаточно поверхностно. Тем  не менее, лицензирование как относительно новое и достаточно сложное социально-правовое явление представляется достаточно интересным для изучения, особенно в настоящее время — в эпоху  развития рыночной экономики и становления  относительно новой российской государственности.

Несмотря на обширную нормативную  базу, правовой аспект института лицензирования исследован недостаточно полно. Дискуссионным  является вопрос о сущности и юридической  природе этого института.

По мнению Ж.А. Ионовой, лицензирование является формой легитимации предпринимательства. Эта точка зрения наиболее часто встречается в литературе. Пожалуй, с ней можно согласиться, но лишь отчасти. Точнее было бы сказать, что лицензирование является формой легализации отдельных видов предпринимательской деятельности. 

 О. Олейник считает,  что «лицензирование — это  правовой режим начала и осуществления  отдельных, признанных законодательством,  видов предпринимательской деятельности, предполагающий: 

 государственное подтверждение  и определение пределов права  на ведение хозяйственной деятельности;  

 государственный контроль за осуществлением деятельности; 

 возможность прекращения  деятельности по особым основаниям органами государства».

В данном определении речь идет о праве, которое появляется у юридического лица при лицензировании, однако не раскрывается содержание этого  права.

А.И. Цихоцкая считает, что реальным содержанием лицензирования является организационно-корректирующее воздействие государства на управляемый объект и что лицензирование — это одна из функций государственного управления, то есть один из наиболее общих и типичных способов воздействия государства на хозяйствующих субъектов[7]. Но и данное определение не раскрывает правового содержания лицензирования.

В целом эти точки зрения позволяют выделить несколько аспектов такого явления, как лицензирование.

Во-первых, лицензирование, как специфический вид деятельности компетентных органов, представляет собой  комплекс мероприятий по предоставлению, отзыву, приостановлению действия лицензий и т.п., проводимых органами государства  в рамках их компетенции. Наиболее близкое  определение присутствует в действующем  законодательстве.

Во-вторых, лицензирование, как правовой институт, представляет систему правовых норм, регулирующих отношения в области предоставления, отзыва, аннулирования, приостановления  действия лицензий, надзора за выполнением  субъектами лицензионных отношений  правил лицензирования, привлечения  к ответственности нарушителей  этих правил. Сюда же можно включить особенности лицензирования отдельных  видов предпринимательской деятельности.

В-третьих, лицензирование, как процедура, есть обязательное условие  возникновения специальной правоспособности, дееспособности, деликт способности лицензиата в области осуществления лицензируемого вида деятельности.

В-четвертых, лицензирование, как форма государственного управления, инструмент государственной политики, рассматривается как определенный рычаг воздействия на деятельность предпринимателей при осуществлении им отдельных видов деятельности.

Закон о лицензировании (ст. 2) дает следующее легитимное определение: «Лицензирование — это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий».

 Здесь, нам представляется, сделан «бюрократический» уклон  на то, что лицензирование является  комплексом действий органов  государства. Хотя, в большей степени,  лицензирование представляет собой  один из наиболее распространенных  способов обеспечения общегосударственных  интересов в сфере частноправовой  деятельности. Как уже говорилось  выше, в условиях советской правовой  системы он применялся редко  ввиду очевидного примата публично-правовых  институтов над интересами субъектов  предпринимательской деятельности. Воздействие государства в это  время могло быть обеспечено  ужесточением надзора в сфере  частноправовой деятельности. Становление  же рыночной экономики вызвало  к жизни этот метод государственного  управления.

 Лицензирование является  особым методом регламентации  общественных отношений: взаимоотношения  лицензиата с лицензирующими  органами, государственными надзорными  и контрольными органами основаны  на властном подчинении одной  стороны другой, — именно данное  обстоятельство согласно п. 3 ст. 2 ГК, практически исключает применение  в этой сфере гражданского  законодательства.

Хотя ГК РФ в ст. 49 отмечает, что юридические лица вправе заниматься любой деятельностью, которая разрешена  законом и зафиксирована в  уставе, но есть виды деятельности, для  занятия которыми необходимо получить специальное разрешение — лицензию. Это правило распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей.

Из смысла ст. 49 ГК РФ можно  сделать вывод, что лицензией  является специальное разрешение, на основании которого юридическое  лицо имеет право заниматься видами деятельности, перечень которых устанавливается  законом.

 Видимо, ст. 49 ГК нуждается  в корректировке.

Во-первых, к юридическим лицам нужно добавить и индивидуальных предпринимателей.

Во-вторых, вместо слов «устанавливается законом» нужно использовать «устанавливаются федеральными законами», т.к. действие Закона о лицензировании распространяется не на все лицензируемые виды деятельности, следовательно, единого закона в этой области просто нет.

 Гораздо более удачно  сформулировано определение лицензии  в Законе о лицензировании. В  соответствии со ст. 2 Закона лицензия  — специальное разрешение на  осуществление конкретного вида  деятельности при обязательном  соблюдении лицензионных требований  и условий, выданное лицензирующим  органом юридическому лицу или  индивидуальному предпринимателю.  Лицензионные требования и условия  устанавливаются положениями о  лицензировании конкретных видов  деятельности. В то же время  в ст.3 Закона о лицензировании  зафиксированы принципы осуществления  лицензирования. Это:

 – обеспечение единства  экономического пространства на  территории РФ. Этот принцип выражается в том, что, во-первых, почти все лицензируемые виды деятельности регламентируются федеральными актами; во-вторых, при наличии договора между субъектами РФ лицензия, выданная на территории одного субъекта РФ, может действовать и на территории другого субъекта; в-третьих, размер лицензионного сбора одинаковый на всей территории РФ, и т.д.;  

– установление единого  перечня лицензируемых видов  деятельности. Этот перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»; 

– установление единого  порядка лицензирования на территории Российской Федерации. Этот порядок  установлен федеральными актами; 

– установление лицензионных требований и условий положениями  о лицензировании конкретных видов  деятельности. В развитие положений  Закона и Постановления о лицензировании Правительство РФ приняло положения  о лицензировании конкретных видов деятельности. Ранее эти положения утверждались федеральными министерствами, их структурными подразделениями, органами власти субъектов РФ; 

– гласность и открытость лицензирования. Этот принцип выражается в том, что все законы и иные нормативно-правовые акты, касающиеся лицензирования, подлежат официальному опубликованию (ч. 3 ст. 15 Конституции  РФ); 

– соблюдение законности при  осуществлении лицензирования. Этот принцип также закреплён в  Конституции РФ (ч.2 ст.15) и выражается в обязанности каждого соблюдать  предписания законов, иных нормативно-правовых актов.

Право юридического лица на осуществление лицензируемой деятельности сопряжено с получением лицензии. С момента ее получения юридическое  лицо наделяется искомыми правами и  обязанностями лицензиата, важнейшее  среди которых — соблюдение лицензионных требований и условий. Таким образом, правоспособность юридического лица в  полном объеме возникает после наделения  его правомочиями лицензиата. Изменение  правоспособности чаще всего сопряжено  с приостановлением лицензирующим  органом действия лицензии и дополнительными  обязанностями лицензиата по устранению обстоятельств, повлекших за собой  приостановление действия последней. В соответствии с ч. 3 ст. 49 ГК право  юридического лица на осуществление  деятельности, на занятие которой  необходимо получение лицензии, прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено федеральным  законом, указом Президента России или  постановлением федерального Правительства. Существуют следующие предпосылки  прекращения правомочий лицензиата как юридического лица: 

 – к объективным  предпосылкам прекращения статуса  лицензиата относятся ликвидация  юридического лица (для гражданина  — предпринимателя — смерть) по решению его учредителей  или органа юридического лица  и по другим обстоятельствам,  указанным в п. 2 ст. 61 ГК; 

 – субъективными предпосылками  прекращения правомочий лицензиата  служат обстоятельства, связанные  с противоправным действием (бездействием) лиц, выполняющих от имени юридического  лица организационно-распорядительные  или административно-хозяйственные  обязанности: например, при признании  судом недействительным свидетельства  о регистрации юридического лица.  

 Таким образом, кроме  обстоятельств, указанных в ч. 3 ст. 49 ГК (истечение срока действия  лицензии), можно указать следующие  причины прекращения правоспособности  лицензиата как юридического  лица: 

 – ликвидация юридического  лица или прекращение его деятельности  в результате реорганизации (юридическое  лицо считается прекратившим  существование после внесения  об этом записи в единый  государственный реестр юридических  лиц — п. 8 ст. 63 ГК); 

 – аннулирование лицензии.

Индивидуальные предприниматели  — самая распространенная разновидность  субъектов лицензионных отношений. Все виды лицензируемой деятельности, осуществляемой физическими лицами, относятся к предпринимательской  деятельности. Индивидуальные предприниматели  действуют без образования юридического лица, их гражданская правоспособность совпадает с правоспособностью юридических лиц — коммерческих организаций; таким образом, основная цель деятельности индивидуальных предпринимателей, наделенных правомочиями лицензиата, заключена в извлечении прибыли.

Большинство стадий лицензионного  регулирования обеспечивается властными  полномочиями компетентных органов. Выдаче лицензии предшествует обращение заявителя  в лицензирующий орган. Эта инициатива соискателя лицензии порождает и его обязанности встать на учёт в налоговом органе, внести плату за рассмотрение своего заявления лицензирующим органом, представить требуемые документы. Этап рассмотрения заявления соискателя лицензии о выдаче лицензии завершается принятием лицензирующим органом решения о такой выдаче либо об отказе в удовлетворении ходатайства заявителя. Соискатель лицензии вправе избрать административный способ обжалования решения об отказе в выдаче лицензии, потребовав проведения независимой экспертизы. Однако экспертное заключение не имеет обязательной силы для лицензирующего органа — последний обязан вновь рассмотреть указанное ходатайство и по его результатам вправе вторично отказать соискателю лицензии в выдаче лицензии. Таким образом, лицензирующий орган в сравнении с соискателем лицензии обладает более значимым потенциалом и в процессе обжалования последним указанного решения.

Приоритет общегосударственных  интересов обеспечивается и на последующих  стадиях лицензионного регулирования: лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, а также  подчиниться законному требованию государственного органа при осуществлении  контроля и надзора.

После получения лицензии ее соискатель именуется лицензиатом. Данные о выдаче ему лицензии (как  и о приостановлении и отзыве) заносятся в реестр лицензий —  совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении  и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Для получения лицензии соискатель предоставляет в соответствующий  лицензирующий орган следующие  документы: заявление, учредительные  документы, свидетельства о государственной  регистрации и постановке на учет в налоговый орган, квитанцию  об уплате лицензионного сбора, а  также документы, подтверждающие квалификацию работников соискателя.

Информация о работе Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности