Горное право. Лекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 15:15, курс лекций

Описание работы

9 тем.

Работа содержит 1 файл

Все лекции_1-9.docx

— 177.51 Кб (Скачать)

  1832 год – первая публикация основ Горного законодательства России – «Свобода учреждений и уставов горного управления».  Это первое официальное издание Устава горного Российской Империи.

  Устав горный позволял регулировать как непосредственно  отношения недропользования, так  и отношения, связанные с функционированием  горного производства, наймом и увольнением  чиновников горного ведомства, их пенсионным обеспечением, надзором и контролем за соблюдением общественного порядка и безопасности на горных заводах и промыслах, взиманием налогов и сборов и др.

  В Уставе Горном была произведена дифференциация правового регулирования в зависимости от вида полезного ископаемого. Были закреплены специальные нормы, призванные регулировать отношения, возникающие в связи с использованием:

  • Золота и платины;
  • Нефтяных источников и углеводородных газов;
  • Драгоценных и цветных камней;
  • Янтаря;
  • Каменного угля и антрацита;
  • Соляных источников и вод.

  Отдельными  положениями регулировались отношения  по использованию полезных ископаемых на дне морей и озёр.

  Дифференциация позволила заложить основы, как для развития специального законодательства, так и для функционирования соответствующих добывающих отраслей.

  Дальнейшее  развитие Российского горного законодательства шло по пути объединения в одном  кодифицированном акте правовых норм, регулирующих не только отношения недропользования (понимая под этим процесс геологического изучения, поисков, разведки и добычи полезных ископаемых), но и отношения  по переработке полезных ископаемых.

  Наиболее  существенными недостатками Устава горного являются:

  • Отнесение его к Гражданским законам, при наличии императивных норм и предписаний;
  • Исторически сложившееся объединение права собственности на землю с правом собственности на недра.

  Горное право СССР и РСФСР (1920-1992гг).

  1917г – принят один из первых декретов – Декрет «О земле» (принятый на 2 Всероссийском Съезде Советов).  Декретом было установлено, что земли и леса изымались из чьей-либо собственности и поступались в собственность всего народа.

  1918г  – принят Декрет «О социализации земли», в котором определялось, что «всякая собственность на землю, недра, воду и живые силы природы…отменяется навсегда».

  1920г – принят Декрет «О недрах земли», состоявший из 8 пунктов. В нем устанавливалось, что отменяется «…право собственности на поверхность земли и е недра…».

  1923г  – принято «Положение о недрах и их разработке».

  1927г – утверждено Горное положение СССР

  Горным  положением СССР было определено,  что «недра земли в пределах Союза ССР составляют государственную собственность и не могут быть предметом частной собственности».

  С момента принятия Горного положения СССР на нормативно-правовом уровне право государственной собственности на недра получило свое закрепление, что сохранялось на протяжении всей истории советского государства.

  Горным  положением СССР были установлены:

  • Общие принципы регулирования доступа к недрам;
  • Порядок осуществления промышленной разработки месторождений полезных ископаемых – горного промысла;
  • Осуществление горнопромыслового надзора, систематизации и учету данных о месторождениях полезных ископаемых;
  • Действие Положения и горных законов союзных республик не распространялось на месторождения торфа, подземных источников пресной воды, используемых для питья, хозяйственных надобностей и орошения, а также урановых и других радиосодержащих руд;
  • Для месторождений нефти также были установлены изъятия из общего порядка правового регулирования, ужесточающие государственный контроль и ответственность пользователей недр при осуществлении деятельности, связанной с поисками, разведкой и добычей нефти.

  1976г  – Верховным Советом СССР были введены в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, и на их базе разрабатывались кодексы союзных республик о недрах.

  Провозглашалась исключительная государственная собственность на недра.

  Впервые недра провозглашались как «общее достояние всего советского народа».

  Принципом горных отношений провозглашались  «интересы настоящего и будущего поколений».

  Значительное  влияние на государственное регулирование  отношений недропользования продолжали оказывать инструктивные и методические документы министерств и ведомств, которые формировали основную часть законодательного массива.

  Современное законодательство о  недрах (начиная с 1992г).

  Начинается  с принятия закона РФ «О недрах» (21 февраля 1992 года №2395-1).

  Современное российское законодательство о недрах является одной из отраслей национального  законодательства и отражает федеративное устройство Российского государства, т.е. имеет двухуровневую систему:

  • Федеральное законодательство;
  • Законодательство субъектов РФ.

  Двухуровневую структуру законодательства о недрах обуславливает норма, закрепленная в п. «в» ст. 72 Конституции РФ, где  устанавливается, что вопросы владения, пользования и распоряжения недрами отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

  За  прошедшее время закон РФ «О недрах»  претерпел существенные коррективы, что явилось отражением произошедшей трансформации общественных отношений  в период перехода от одной общественно-политической формации к другой.

  Можно выделить несколько этапов трансформации. Наиболее существенными являются:

  • 2004г – отмена «второго ключа» в недропользовании: сосредоточение основных полномочий по распоряжению недрами ФОИВ;
  • 2008г – усиление контроля государства за участием иностранного капитала в процессе пользовании недрами, в том числе установление правового режима участков недр федерального значения (УНФЗ).

  Поправки  вносятся в закон и в настоящее  время. Последние изменения были в декабре 200 году. Поправки 2009 года касались установления прозрачного  режима пользования ОПИ и подземными водами для целей связанных с  обеспечением работ по выданной лицензии на другие виды ПИ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  План  лекции №2:

  Часть 1 : Государственное регулирование отношений недропользования.

  Часть 2 : Система органов государственной власти в сфере недропользования.

  Часть 1

  Государственное регулирование – целенаправленное воздействие органов власти, наделенных компетенцией в сфере недропользования, посредством форм и методов, установленных нормативно-правовыми актами.

  Государственное регулирование  осуществляется в целях:

  • Упорядочения общественных отношений;
  • Развития общественных отношений;
  • Охраны прав и законных интересов субъектов отношений;
  • Защиты интересов всего населения страны.

  Государственному  регулированию отношений недропользования посвящен раздел 4 Закона РФ «О недрах».

  Основная  задача гос.регулирования отношений недропользования (ст. 35 Закона РФ «О недрах»):

  • Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, её рациональное использование и охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов РФ.

  Задачи  государственного регулирования:

  • Определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по РФ в целом и по регионам;
  • Обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений,  не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • Обеспечение геологического изучения территории РФ, её континентального  шельфа, Антарктики и дна Мирового Океана;
  • Установление квот на поставку добываемого минерального сырья;
  • Введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
  • Установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с использованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

  В соответствии со ст. 35 Закона РФ «О недрах»  государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством:

  • Управления (гос.управление недропользованием);
  • Лицензирования (система предоставления в пользование участков недр);
  • Учета (результатов геологического изучения и освоения недр для обеспечения полноты геологического изучения территории и извлечения ПИ из месторождений);
  • Контроля (соблюдения законодательства и условий пользования недрами, включая соблюдение норм и правил промышленной безопасности при производстве работ в сфере недропользования).

  Статья 72 Конституции РФ относит вопросы  владения, пользования и распоряжения ресурсами недр к совместному ведению РФ и её субъектов.

  2.1. К компетенции  федеральных органов  гос.власти относится (ст. 3 Закона РФ «О недрах»):

  1) разработка и совершенствование  законодательства  РФ о недрах;

  2) определение и  реализация федеральной  политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;

  3) установление общего  порядка пользования  недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов ПИ;

  4) создание и ведение  единой системы  федерального и  территориальных  фондов геологической  информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет гос.средств;

  5) государственная  экспертиза информации  о разведанных запасах ПИ, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность (кроме ОПИ и местного значения);

  6) официальное опубликование:

  • Перечня участков недр федерального значения в официальном издании, определенном Правительством РФ;
  • Формирование федерального фонда резервных участков недр;
  • Установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;

  7) формирование совместно  с субъектами РФ  региональных перечней  ПИ, относимых к  ОПИ и выделение участков недр местного значения;

  8) осуществление гос.учета в сфере недропользования:

  • Составление Государственного баланса запасов ПИ;
  • Гос.учет участков недр, используемых для добычи ПИ и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ;
  • Ведение гос.кадастра  месторождений и проявлений ПИ,гос.регистрация работ по геологическому изучению недр;

  9) распоряжение недрами  континентального  шельфа РФ;

  10) защита прав пользователей  недр и интересов  граждан РФ;

Информация о работе Горное право. Лекции