Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 15:15, курс лекций
9 тем.
1832 год – первая публикация основ Горного законодательства России – «Свобода учреждений и уставов горного управления». Это первое официальное издание Устава горного Российской Империи.
Устав горный позволял регулировать как непосредственно отношения недропользования, так и отношения, связанные с функционированием горного производства, наймом и увольнением чиновников горного ведомства, их пенсионным обеспечением, надзором и контролем за соблюдением общественного порядка и безопасности на горных заводах и промыслах, взиманием налогов и сборов и др.
В Уставе Горном была произведена дифференциация правового регулирования в зависимости от вида полезного ископаемого. Были закреплены специальные нормы, призванные регулировать отношения, возникающие в связи с использованием:
Отдельными положениями регулировались отношения по использованию полезных ископаемых на дне морей и озёр.
Дифференциация позволила заложить основы, как для развития специального законодательства, так и для функционирования соответствующих добывающих отраслей.
Дальнейшее
развитие Российского горного
Наиболее существенными недостатками Устава горного являются:
Горное право СССР и РСФСР (1920-1992гг).
1917г – принят один из первых декретов – Декрет «О земле» (принятый на 2 Всероссийском Съезде Советов). Декретом было установлено, что земли и леса изымались из чьей-либо собственности и поступались в собственность всего народа.
1918г – принят Декрет «О социализации земли», в котором определялось, что «всякая собственность на землю, недра, воду и живые силы природы…отменяется навсегда».
1920г – принят Декрет «О недрах земли», состоявший из 8 пунктов. В нем устанавливалось, что отменяется «…право собственности на поверхность земли и е недра…».
1923г – принято «Положение о недрах и их разработке».
1927г – утверждено Горное положение СССР
Горным положением СССР было определено, что «недра земли в пределах Союза ССР составляют государственную собственность и не могут быть предметом частной собственности».
С момента принятия Горного положения СССР на нормативно-правовом уровне право государственной собственности на недра получило свое закрепление, что сохранялось на протяжении всей истории советского государства.
Горным положением СССР были установлены:
1976г – Верховным Советом СССР были введены в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, и на их базе разрабатывались кодексы союзных республик о недрах.
Провозглашалась исключительная государственная собственность на недра.
Впервые
недра провозглашались как «общ
Принципом горных отношений провозглашались «интересы настоящего и будущего поколений».
Значительное влияние на государственное регулирование отношений недропользования продолжали оказывать инструктивные и методические документы министерств и ведомств, которые формировали основную часть законодательного массива.
Современное законодательство о недрах (начиная с 1992г).
Начинается с принятия закона РФ «О недрах» (21 февраля 1992 года №2395-1).
Современное российское законодательство о недрах является одной из отраслей национального законодательства и отражает федеративное устройство Российского государства, т.е. имеет двухуровневую систему:
Двухуровневую структуру законодательства о недрах обуславливает норма, закрепленная в п. «в» ст. 72 Конституции РФ, где устанавливается, что вопросы владения, пользования и распоряжения недрами отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
За прошедшее время закон РФ «О недрах» претерпел существенные коррективы, что явилось отражением произошедшей трансформации общественных отношений в период перехода от одной общественно-политической формации к другой.
Можно выделить несколько этапов трансформации. Наиболее существенными являются:
Поправки
вносятся в закон и в настоящее
время. Последние изменения были
в декабре 200 году. Поправки 2009 года
касались установления прозрачного
режима пользования ОПИ и подземными
водами для целей связанных с
обеспечением работ по выданной лицензии
на другие виды ПИ.
План лекции №2:
Часть 1 : Государственное регулирование отношений недропользования.
Часть 2 : Система органов государственной власти в сфере недропользования.
Часть 1
Государственное регулирование – целенаправленное воздействие органов власти, наделенных компетенцией в сфере недропользования, посредством форм и методов, установленных нормативно-правовыми актами.
Государственное регулирование осуществляется в целях:
Государственному
регулированию отношений
Основная задача гос.регулирования отношений недропользования (ст. 35 Закона РФ «О недрах»):
Задачи государственного регулирования:
В соответствии со ст. 35 Закона РФ «О недрах» государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством:
Статья 72 Конституции РФ относит вопросы владения, пользования и распоряжения ресурсами недр к совместному ведению РФ и её субъектов.
2.1. К компетенции федеральных органов гос.власти относится (ст. 3 Закона РФ «О недрах»):
1)
разработка и
2) определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;
3) установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов ПИ;
4) создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет гос.средств;
5) государственная экспертиза информации о разведанных запасах ПИ, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность (кроме ОПИ и местного значения);
6) официальное опубликование:
7) формирование совместно с субъектами РФ региональных перечней ПИ, относимых к ОПИ и выделение участков недр местного значения;
8) осуществление гос.учета в сфере недропользования:
9) распоряжение недрами континентального шельфа РФ;
10) защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ;