Гарантии
политических прав
и свобод
- Право на
объединение, включая право создавать
профессиональные союзы (ст.30) – международные
правовые документы и Конституция РФ закрепляет
это право, как не подлежащее никаким ограничениям,
кроме тех, которые предусмотрены в законах
и необходимы в демократическом обществе
в интересах государственной или общественной
безопасности, защиты прав и свобод других
лиц. Конкретизируется это право и закрепляются
гарантии на него в Федеральных законах
«Об общественных объединениях» от
14 апреля 1995 г., «О профессиональных союзах,
их правах и гарантиях» от 12 января 1996
г., «о благотворительной деятельности
и благотворительных организациях» от
11 августа 1995 г. Деятельность этих организаций
и объединений четко регламентируется
и устанавливаются правовые гарантии
их существования.
- Право собираться
мирно, без оружия, проводить собрания,
митинги и демонстрации, шествия и пикетирование
(ст. 31) – данное право принадлежит только
гражданам РФ и регламентируется Указом
Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке
организации и проведения митингов, уличных
шествий, демонстраций и пикетирования».
Осуществление данного права не должно
нарушать права и свободы других лиц, должно
соответствовать статье 55 КРФ. Незаконное
воспрепятствование проведению данных
мероприятий может быть обжаловано в суд.
- Право на
участие в управлении делами государства
как непосредственно, так и через своих
представителей; право избирать и быть
избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления;
право на равный доступ к государственной
службе; право н участие в отправлении
правосудия (ст. 32) – это право, принадлежащее
только гражданам РФ. Оно соответствует
правовым нормам международных документов
и реализуется прежде всего в избирательном
праве граждан – право избирать и быть
избранными Для осуществления этого права
необходим определенный статус личности
– наличие дееспособности, достижение
определенного возраста, состояние здоровья
и т.д. – исходя из этих требований
могут возникать ограничения в осуществлении
данных прав. Еще одной гарантией осуществления
этих политических прав является участие
дееспособных граждан в референдуме («Закон
о референдуме Российской Федерации»
от 10 октября 1995 г.). Федеральный конституционный
закон «О судебной системе Российской
Федерации» от 31 декабря 1996 г. раскрывает
конституционное положение об участии
граждан в осущетсвлении правосудия в
качестве присяжных, народных, арбитражных
заседателей.
- Право на
обращение в государственные органы и
органы местного самоуправления (ст. 33)
– важное средство осущетсвления и охраны
прав личности. Лично или через своего
законного представителя любой гражданин
может обратиться в гсударственные органы
с ходатайством, жалобой заявлением. Рассмотрение
обращений граждан гарантируется.
В случае нарушения прав и свобод любой
может обратиться в суд, для обжалования
незаконных действия, восстановления
прав и получения компенсации. Для каждого
гражданина гарантируется право обращения
в Конституционный суд при нарушении
конституционных прав и свобод.
Гарантии
на социально-экономические
права и свободы:
- Право на
предпринимательскую и иную, не запрещенную
законом деятельность (ст. 34) – право предпринимательской
деятельности с использованием своих
способностей и имущества предоставляется
гражданам РФ, лицам без гражданства, лицам
с двойным гражданством. Регулируются
эти отношения в первую очередь Гражданским
Кодексом, федеральными законами и международными
договорами. Ограничения могут быть для
государственных служащих; для лиц, которым
запрещено заниматься той или иной профессиональной
деятельностью в качестве наказания и
т.д. Все эти ограничения закреплены
в законах и любой произвол и нарушения
прав могут быть обжалованы в суд. Законодательство
регулирует виды и формы предпринимательской
деятельности, определяет права и обязанности
юридических и физических лиц и т.д.
Нарушение права на данный вид деятельности,
воспрепятствование законной предпринимательской
деятельности может быть наказано в соответствии
со ст. 169 УК РФ. Важной гарантией осуществления
права на предпринимательскую деятельность
является ограничение законодательством
конкуренции (КРФ ст. 8, Федеральный закон
«О естественных монополиях» 1995 г. и т.д.).
Развитие экономических отношений в России
в настоящее время находится в стадии
становления, поэтому законодательство
не всегда в состоянии урегулировать складывающиеся
в этой сфере жизни отношения. Думается,
со временем регулирование этих отношений
будет более полным и оперативным
- Право частной
собственности; право иметь имущество
в собственности, владеть и распоряжаться
как единолично, так и совместно с другими
лицами; право наследования (ст. 35) – государство
берет на себя ответственность за соблюдение
данных прав путем принятия соответствующих
законов, основанных на основных принципах
международного права. Право собственности
- абсолютное право и может быть ограничено
лишь в соответствии со ст. 55 КРФ или в
соответствии с УК РФ или ГК – только по
решению суда. Право наследования тесно
связано с правом частной собственности,
так как наследодатель вправе распоряжаться
имуществом по своему усмотрению. В этом
случае законодательство охраняет права
наследодателя и наследников – в случае
отсутствия завещания наследование регулирует
закон, учитывающий интересы наименее
социально незащищенных наследников
- Право граждан
и их объединений иметь в частной собственности
землю (ст. 36) – эта сфера отношений, также
как и сфера предпринимательства, находится
в стадии оформления. Сделки с землей регулируются
законодательством – условия передачи,
виды земельной собственности, правовой
режим земельных участков – все это определяется
в соответствиями с нормами существующих
законов (Законы «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве» 1990г., «О праве граждан Российской
Федерации на получение в частную собственность
и на продажу земельных участстков для
ведения личного подсобного и дачного
хозяйства, садоводства и индивидуального
жилищного строительства» 1993 г., Указ Президента
РФ «О продаже земельных участков гражданам
и юридическим лицам при приватизации
государственных и муниципальных предприятий»
1992 г. и т.д.) Ограничения, существующие
при осуществлении гражданами права
на земельную собственность также оговорены
в законодательных актах – это и земли
с особым характером приватизации, зараженные
опасными веществами, земли общего пользования
и т.д. Важно отметить, что право собственности
на землю не может быть абсолютным
в связи установленными конституционно
нормами об охране окружающей среды. Земельное
законодательство формируется и многие
нормы его регулирующие в настоящее время
можно найти в различных отраслях права.
Думается, принятие Земельного кодекса
РФ решит многие проблемы, конкретизирует
пути их решения.
- Право на
свободный труд, выбор деятельности; право
на условия труда, соответствующие санитарно-гигиеническим
требованиям; право на решение трудовых
споров законными способами, включая право
на забастовку (ст. 37) – международные
документы стали основой для включение
в Конституцию РФ 1993 г. положений, закрепляющих
право та свободный труд, вознаграждение
и гарантии условий труда. Гарантии
данного положения Конституции можно
найти и в ГК, в КзоТ, АК, ответственность
за их нарушение предусмотрена УК РФ. Тем
не менее, положения законодательных актов
не всегда соответствуют требованиям
международных правоохранительных организаций.
Так требование Всеобщей декларации прав
человека об установлении уровня оплаты
труда, который бы мог обеспечивать достойное
существование человека для Российской
Федерации с ее нестабильной экономикой,
пока невыполнимо. Тем не менее,
провозглашение свободного распоряжения
своими способностями к труду – новый
шаг в нашем законодательстве. Стоит вспомнить,
как тунеядство было наказуемым в социалистическом
обществе. Сейчас свобода предполагает,
что человек вправе не заниматься никаким
трудом. Исключениями здесь, конечно
будут случаи, когда в качестве наказания
или при прохождении службы человек обязан
выполнить определенные работы, такие
требования могут возникнуть при работе
в чрезвычайных ситуациях и т.д. Тем не
менее, произвола здесь быть не может –
законодательство определяет все случаи
ограничения данной свободы. Право на
свободу труда неотделимо от права на
безопасные условия труда, в качестве
их гарантий Россия подписала Конвенции
Международной организации труда, определяющие
требования безопасности и гигиены.
Право на защиту от безработицы закреплено
конституционно, политика государства
в области занятости предполагает решение
этой острой для России проблемы –
социальная защита безработных, создание
новых рабочих мест и т.д. Пока же экономическая
ситуация такова, что количество желающих
найти работу в России не уменьшается,
а очереди на биржу труда растут.
Права человека
в сфере экономики неотделимы
от прав и свобод социальных:
- права на
охрану материнства и детства (ст.38) –
как всем известно, «семья – ячейка общества»,
поэтому социальное здоровье общества
определяется по защищенности семьи, прав
детей. Думается, Семейный кодекс, основные
принципы которого являются положениями
Конституции вполне правомочно рассматривает
прав материнства, отцовства и детства.
Существует немало гарантий, которые предлагает
государство в защиту этих институтов
– это и программы социальной поддержки
малоимущих, охрана здоровья, гарантированная
Конституцией РФ и т.д. Юридическая
поддержка этих прав осуществляется законодательно
– Семейный кодекс РФ регулирует условия
создания семьи и расторжения брака, правовую
защиту семьи от произвольного вмешательства,
алиментные отношения, вопросы содержания
и воспитания детей, оставшихся без родителей.
Гарантии прав и свобод семьи лежат не
только в отрасли семейного права – так
трудовой законодательство регулирует
условия труда беременных женщин, несовершеннолетних.
- гарантии
социального обеспечения по возрасту,
в случае болезни, потери кормильца, для
воспитания детей, гарантии пенсионного
обеспечения, поощрения добровольного
социально страхования (ст. 39) – все эти
положения являются гарантиями проводимой
государством социальной политики. Перечень
случаев, когда социальная поддержка необходима
не ограничивается перечисленными в Конституции.
Принимаются Федеральные законы, постановления
Правительства, в соответствии с Конституцией
решение данных вопросов возможно на местном
уровне – в каждом случае решение принимается
специально уполномоченными на то государственными
органами. Право на пенсионное обслуживание
выносится в самостоятельную часть конституционной
статьи – это не случайно. Законодательство
достаточно детально рассмотрело нормы
регулирующие данную сферу жизни, предусматривая
пенсионное обеспечение для лиц с различным
социальным статусом. Упорядочение, создание
единой пенсионной концепции в России
находится сейчас в стадии становления.
- Право на
охрану здоровья и медицинскую помощь;
право на бесплатное получение мед. помощи
в государственных и муниципальных учреждениях
за счет страховых взносов, бюджета; осуществление
и финансирование федеральных программ
по охране здоровья, развитию системы
здравоохранения (ст.41) Забота о здоровье
нации – первоочередная забота государства.
Данная статья Конституции перекликается
со многими, рассмотренными ранее – об
охране труда, охране материнства и детства,
экологии. Международное право четко закрепило
требования и нормы, регулирующие гарантии
по охране здоровья. Право это предоставляется
людям, независимо от гражданства, пола,
расы, социальных, религиозных и иных различий.
Право на бесплатную медицинскую принадлежит
гражданам России и гарантируется наличием
системы социального страхования (Закон
РФ «О медицинском страховании граждан
в Российской Федерации» 1991 г.).
- Право каждого
на благоприятную окружающую среду, достоверную
информацию о ее состоянии (ст.42)
- так называемое экологическое право.
Конституция, гарантируя каждому благоприятную
окружающую среду, обязывает каждого человека
сохранять ее (ст. 58 КРФ) Государство закрепляет
гарантии выполнения этого права в
законах: «Об охране окружающей природной
среды» 1991 г., Водный и Земельный (с изъятиями)
кодексы, Лесной кодекс 1997 г., закон «Об
охране атмосферного воздуха» 1982 г., Федеральный
закон «Об особо охраняемых природных
территориях» 1995 г. и др. УК РФ включает
в свой состав главу «Экологические преступления»,
(гл. 26), в которой устанавливается ответственность
за нарушение правил охраны природы. ГК
и КоАП также предусматривают наказания
за преступления в сфере экологии.
Широкое развитие получают в настоящее
время общественные движения, цель которых
охрана окружающей среды, животных. Важной
гарантией соблюдения данного права является
положение статьи конституции о возмещении
вреда, причиненного здоровью или имуществу
экологическим преступлением.
- Право на
образование (ст. 43); - так же как и права
охрану здоровья, охрану материнства и
детства право на образование предполагает
заботу государства и общества о своем
будущем. Основные положения этих прав
базируются на ст. 26 Всеобщей декларации
прав человека. Конституционные гарантии
общедоступности и бесплатности дошкольного,
основного школьного и среднего профессионального
образования в государственных или муниципальных
образовательных учреждениях и на предприятиях,
обязательность основного общего образования
закреплены в «Законе об образованиии»
1995 г., нормами международного права. Все
ограничения в осуществлении этого права
могут быть установлены только законом.
В настоящее время многие вопросы образования
и государственной поддержки этой
сферы требуют решения. Так в стадии разработки
находится федеральный закон «Об обучении
лиц с ограниченными возможностями получения
образования». Больным вопросом нашей
жизни является положение учителей в Российской
Федерации. Сейчас это, пожалуй, она из
самых незащищенных социальных групп
– стоит, наверное, вспомнить здесь и конституционную
гарантию о праве на труд и праве на вознаграждение
за этот труд.
Гарантии
культурных прав:
- Свобода творчества
(ст. 44) – право человека заниматься любой
творческой деятельностью, выражать себя
как на профессиональном, так и на любительском
уровне. Ограничение здесь, как и во многих
других случаях определяется ст. 55
КРФ. Запрет на реализацию права на творчество
может быть наложен только в соответствии
законодательством и осуществлен только
судом. Демократизм этого права проявляется
в недопустимости цензуры, более того
любое воспрепятствование проявлению
творчества наказуемо в соответствии
с российским законодательством.
- Право на
защиту интеллектуальной собственности
(ст. 44) - Конституция РФ не просто дает
свободу творческому проявлению личности,
но и охраняет права на его результаты.
Сейчас очень актуален вопрос о защите
авторских прав. Авторское право рассматривается
как исключительное, нужно также упомянуть
права исполнителей, производителей фонограмм
и т.д. В качестве гарантии защиты авторских
прав законодательство предусматривает
уголовную, гражданскую и административную
ответственность за нарушение этих прав;
владельцы нарушенных прав вправе требовать
восстановления их, материальной
компенсации
- Право на
участие в культурной жизни и пользование
учреждениями культуры (ст. 44) – государство
ответственно перед гражданами за обеспечение
условий для общедоступности культурной
деятельности. Государство осуществляет
финансирование культурных программ,
мероприятий по поддержанию исторических
памятников в надлежащем состоянии. Кроме
того, праву на пользование достижениями
культуры сопутствует обязанность граждан
соблюдать правила их охраны и нести ответственность
в случае их порчи.
Заключение
Конституция РФ
1993 г. является конституцией демократического
правового государства. В ней
довольно обстоятельно изложены все основные
права и свободы человека и гражданина,
соответствующие положениям основных
международно-правовых документов. Четко
построенная система Конституции позволяет
увидеть, что нормы, содержащие определения
прав и свобод подкрепляются гарантиями
их реализации и защиты.
В ней заложен
огромный потенциал при реализации
которого, Россия имеет шанс стать
правовым и демократическим государством.
Все же те пять лет,
которые мы живем с Конституцией
РФ, показали, что многие ее положения
остались декларативными, требующими
конкретизации в законодательных актах.
Зачастую получается, что реальная жизнь
вступает в противоречие с «буквой закона».
Именно в таких случаях, когда возникают
так называемые пробелы в праве, требуется
обращение к положениям Конституции.
Много проблем
возникает из-за экономических сложностей
в стране – ведь там, где есть
проблемы с экономикой, страдает и
социальная сфера, а значит, нарушаются
права человека.
Кроме этого, много
возможностей для конкретизации
положений о политических правах
граждан - в частности, речь идет о правах
на объединение и на свободу мысли и слова.
Многопартийная система России требует
детального решения этих вопросов.
Страна, в которой
более семидесяти лет нарушались
права и свободы человека, гражданина
должна пройти долгий и нелегкий путь
становлению правового демократического
государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Азаров А.Я.
Права человека (Новое знание). М., 1995
- Баглай М.В.
Конституционное право российское право
Российской Федерации. Учебник для юридических
вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА.
М-НОРМА, 1997
- Бережнов
А.Г. Права личности: некоторые вопросы
теории. М., 1991
- Воеводин
Л.Д. Юридический статус личности в России.
М.: Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 1997
- Теория права
и государства. Под ред. Проф. Г.Н. Манова.
– М.: Издательство Бек, 1996
- Комментарий
к Конституции Российской Федерации.-М:
Издательство Бек, 1994 г.
- Научно-практический
комментарий к Конституции Российской
Федерации / коллектив авторов / под. Ред.
В.В. Лазарева. – М.: Издательство «Спарк»,
1997 г.
- Всеобщая
декларация прав и свобод человека и гражданина
от 9 декабря 1948 г. // Права человека. Сб.
международных договоров. Нью-Йорк, 1989
- Конституция
Российской Федерации 1993 . Официальный
текст по состоянию на 01 января 1997 г. М:
ИНФРА. М-НОРМА
- Закон РФ
«Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан» от
25 февраля 1993 г. с изменениями и дополнениями
от 14 декабря 1995 г. // Собрание законодательства
Российской Федерации, 1995, №51
- Федеральный
Конституционный закон « О Конституционном
Суде Российской Федерации» от 21 июля
1994 // Собрание законодательства Российской
Федерации. 1997 № 9