Гарантии основных прав и свобод человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Настоящая работа предполагает рассмотрение института, стоящего во главе угла конституции любого демократического государства – «основные права и свободы человека и гражданина» и гарантий по защите этих прав и свобод Конституцией Российской Федерации.
Основной закон государства – Конституция, в первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» . Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Особое место  в системе прав и свобод человека и гражданина в российской федерации  занимают  так называемые «права по защите других прав». «Российская  Федерация – Россия есть демократическое  федеративное правовое государство….»12 - это самое первое положение Конституции РФ утверждает, что Российское государство, приняв и подписав положения международных документов по правам человека  взяло на себя обязанность и закрепило ее конституционно гарантировать осуществление и законную защиту прав и свобод человека и гражданина в случае любого их нарушения.   

Гарантии  осуществления и  защиты прав и свобод

Поскольку темой  нашей работы являются конституционные  гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, этот раздел Конституции  имеет особое значение – ведь Конституция, как Закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие должна реально регулировать общественные отношения и оказывать непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти. Таким образом, одним из  принципов на которых основывается провозглашение Конституцией прав и свобод является гарантированность -  как общих начал, так и конкретных прав и свобод в отдельности.

Но провозглашение этих прав было бы декларативным, не будь в Конституции указаний на гарантии их осуществления и  защиты. Более того, положения Конституции, в которых закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина  получают свое развитие в нормативных актах принятых государственными органами. «Права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»13. Положения этой статьи указывают на то, что  любое поведение человека по осуществлению своих прав и свобод (при соблюдении ограничения ст. 17, 55  - не нарушая права и  свободы других людей) является правомерным и  не требует наличия специальных нормативных актов. Это однако, не означает что подобные акты не нужны - более того, в ряде случаев прямо предусматривается необходимость издания федеральных конституционных и федеральных законов – например, ст. 36, в которой провозглашается право частной собственности на землю – ч. 3 этой статьи гласит о том, что «условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона»14.

Таким образом, конституционные права в законах  конкретизируются, развиваются, расширяют  перечень прав и свобод (но не сокращают! – «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина»15), гарантий их выполнения и защиты.  В этом случае конституционные нормы становятся гарантом  выполнения положений иных нормативных актов.

Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового государства стремится  к осуществлению всех возможных  гарантий по осуществлению прав и  свобод. Воплощение их не укладывается только в рамки права.

В юридической  литературе принята классификация гарантий:

Юридические гарантии  рассматриваются как гарантии специальные;

Экономические, социальные политические, духовные, социально  –психологические – как общие  гарантии. 

Рассмотрим их специфику:

  • Социально-экономические  – в Конституции 1993 года нет специального раздела об экономической основе государства и общества, не установлена какая-либо форма собственности в качестве основной или ведущей, как равно и не предусмотрено ограничений для других, в частности собственности. Более того, частная собственность признается и защищается (ст. 35 КРФ). Действующая конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту (ст. 8, ст. 34 КРФ). В современных условиях, когда экономическое пространство России находится в состоянии формирования, роль Конституции как основного закона и иных  нормативных актов регулирующих развитие экономики страны получает особое значение.  Вместе с тем, развитие экономики предполагает создание инфраструктуры для  осуществления социальных потребностей общества.
  • Политические – направленность политики государства и создание условий для осуществления этих гарантий.  Думается, правильным будет рассмотреть как в соответствии с Конституцией «государственная защита прав и свобод человека  в российской Федерации гарантируется»16.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Механизм  осуществления гарантий прав и свобод

Представительная  ветвь власти  - Федеральное Собрание, будучи законодательным органом, претворяет в жизнь инициативу по принятию законов, соответствующих конституционным  принципам, создает юридические  механизмы обеспечения реального  осуществления прав и свобод. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в соответствии  с федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 25 декабря 1996 года.  «Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами»17. Важным моментом функционирования данного закона является то, что Уполномоченный в своих действиях независим и неподотчетен государственным органам и должностным лицам,  руководствуется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», общепризнанными нормами и принципами международного права, международными договорами РФ. Деятельность его дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан.

Исполнительная  власть -

«Президент Российской Федерации является гарантом Конституции  Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина…»18 - очень важная статья, которая определяет одну из сторон деятельности Президента РФ по гарантиям прав и свобод:  реализации, как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту прав и свобод личности в целом, отдельных групп населения. Так,  1998 год Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года объявлен «Годом прав человека в Российской Федерации». В числе мероприятий  по его  проведению Федеральному Собранию предложено рассмотреть в первоочередном порядке и принять в 1998 году федеральные законы в области прав человека:

  • О минимальных государственных социальных стандартах;
  • Об альтернативной гражданской службе;
  • Гражданско-процессуальный кодекс РФ;
  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях;
  • Об обучении лиц с ограниченными возможностями получения образования.

Предложено ратифицировать международные документы:

  • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 года;
  • Европейская хартия местного самоуправления 1985 года Европейская конвенция о выдаче 1957 года и протоколы к ней № 1 и 2;
  • Европейская конвенция о взаимной  правовой помощи по уголовным делам 1959 года;
  • Конвенции Международной организации труда  1947 г., 1957 г., 1978 г., 1981 г.

Кроме того в  данном документе Правительству  РФ предложено финансировать Федеральные  программы, обеспечивающие выполнение  постановления в области прав человека и т.д.

При Президенте России существует комиссия по правам человека, деятельность которой направлена именно на разработку концепций по обеспечению и защите прав и свобод человека.

Правительство  РФ, местные органы государственной власти также призваны осуществлять эту деятельность – министерство юстиции, существование  системы  специальных органов, призванных выполнять эти функции тому подтверждение. 

Защита прав и свобод человека и гражданина  - задача судебной власти в Российской Федерации. Эта задача стоит перед прокуратурой, в компетенцию которой входит рассмотрение  обращений о нарушении права; перед судом – который в правовом государстве должен выступать гарантом защиты нарушенных прав. Действенным средством  является Конституционный суд, принимающий жалобы граждан по фактам нарушения прав и свобод, создана Комиссия по правам человека при президенте РФ.

Говоря о гарантиях  соблюдения прав и свобод человека и гражданина нельзя не упомянуть положение конституции, в соответствии с которым сам человек может выступать защитником своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 КРФ), обжаловать действия нарушающие права в суд (ст. 46 ч. 2), обращаться в международные органы (ст. 46 ч. 3).

Особое место  среди гарантий прав и свобод человека и гражданина  занимают гарантии юридические, которые «охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина»19

 Поскольку  Российская Федерация - государство (основной субъект, на которого возлагаются гарантии) в соответствии с КРФ  правовое, то и регулирование данных отношений должно строиться с точки зрения  норм права,  закрепленных к конкретных нормативных актах.

Уже говорилось о том, что общие гарантии прав и свобод перечислены в Конституции РФ, более конкретно и подробно излагаются они в иных нормативно-правовых актах (Кодексах, Законах), подзаконных актах (Указах Президента  и Постановлениях Правительства).

Каким же образом  государство использует перечисленные инструменты?

Можно выделить несколько направлений в реализации гарантий и защиты прав и свобод:

  • Юридическое закрепление гарантий в нормативно-правовых актах;
  • Система охраны и защиты прав и свобод в обеспечении их реального использования;
  • Система охраны и защиты прав и свобод в борьбе с их нарушениями;
  • Развитие общественно-политической активности граждан;
  • Государственный и общественный контроль за соблюдением гарантий;
  • Повышение правосознания и правовой культуры каждого;
  • Развитие общественных организаций, призванных охранять и защищать права человека и гражданина.

Важно помнить, что «Конституция Российской Федерации  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории  Российской Федерации»20, что гарантирует  использование конституционных положений  при решении любых споров – в том числе и в судебных разбирательствах.

Думается, следует  сразу отметить что классификация  гарантий, так же как и классификация  основных прав и свобод достаточно условна. Как, например, определить к какой группе отнести гарантии социальной защиты:  наличие специальных государственных органов, материальная поддержка отдельных социальных групп может рассматриваться как экономические гарантии;  наличие соответствующих нормативных актов, возможность обжаловать в суд действия или бездействие органов, призванных обеспечивать данные гарантии – как гарантии юридические.

Попробуем все  же рассмотреть каким же образом  осуществляется механизм реализации конституционных прав и свобод  и как осуществляются их юридические гарантии.

Прежде стоит  рассмотреть специфический набор  средств и методов защиты конституционных  прав и свобод:

  • Конституционно-судебный механизм – т.е. возможность обращения в Конституционный  Суд (регулируется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 1994 г.);
  • Судебная защита в судах общей юрисдикции (регулируется Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» 1993 г.);
  • Административные действия органов исполнительной власти;
  • Законная самозащита человеком своих прав – лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных актах;
  • Международно-правовой механизм – возможность обращения в Европейский суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.

На примере  конкретных статей Конституции рассмотрим действие этих механизмов:

Гарантии  личных прав человека – наиболее широко определенные Конституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства.

  • Право на жизнь (ст. 20 КРФ)   - Право, находящееся под максимальной правовой защитой. Именно таким образом оно закреплено в международных документах, где очень четко определяются случаи, ограничивающие это право. В Конституции России оно признается правом, которое не может быть ограничено введением чрезвычайного положения (ст. 56), но как любое право может ограничиваться «федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и  законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»21 Именно поэтому статья, о праве человека на жизнь включает пункт в соответствии с которым «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей»22 - что не противоречит международно-правовым документам ООН, которые допускают решение подобного вопроса в рамках национального законодательства. Тем не менее, для вступления в Совет Европы требуется ратификация протокола к уставу Совета об отмене смертной казни в мирное время. В настоящее время этот вопрос находится в стадии решения.
  • Право на достоинство (ст. 21 КРФ) – право любой личности, ничем не ограниченное. «Ничем» - т.е. нет никаких обстоятельств для умаления достоинства.  Гарантии этого права предусмотрены многими законодательными актами: «Закон о средствах массовой информации», в соответствии с которым можно не обращаясь в суд получить опровержение сведений не соответствующих действительности или порочащих человека; «Закон об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»  - в соответствии с окторым можно в судебном порядке защитить честь и достоинство; «Закон о милиции» - в котором оговаривается, что в случае, когда обращение с человеком ведет к унижению его чести и достоинства, виновный несет дисциплинарную, а в определенных случаях и уголовную ответственность; Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за оскорбление (ст. 130), доведение до самоубийства путем жестокого обращения или унижения человеческого достоинства (ст.110) и т.д. В качестве иллюстраций юридических гарантий данного права можно привести немало статей законодательных актов. Важно одно – право на достоинство личности  не может и не должно ставиться в зависимость ни от общественной значимости личности, возраста, пола, убеждений, национальности и т.д. Гарантии на защиту права закреплены – но всегда ли эти права защищены реально? До сих пор мы слышим о случаях неуставных отношений в армии, не всегда с уважением относятся в нашем обществе к национальному достоинству человека. Думается, проблема заключается в том, что низка правовая культура общества, а, следовательно, и каждого его члена в отдельности.
  • Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 21 КРФ) – право, принадлежащее каждому от рождения, которое, однако, может быть ограничено по судебному решению. Уголовное  и уголовно-процессуальное законодательство четко формулирует случаи,  когда человек может быть лишен свободы – все эти ограничения должны соотноситься с целями и условиями, при которых могут ограничиваться эти права. Конституция запрещает издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Все незаконные посягательства на свободу и личную неприкосновенность могут быть обжалованы в суд в соответствии с ««Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Информация о работе Гарантии основных прав и свобод человека и гражданина