Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:13, курсовая работа
Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является рассмотреть мировой опыт и внедрение франчайзинга в Казахстан.
Введение………………………………………………………………….. 4
1. Сущность и понятие франчайзинга…………………………………. 6
1.1 Основная терминология и нормативно-правовая база
франчайзинга в Казахстане………………………………………………6
1.2 История и развития франчайзинга в Казахстане... ..............................7
1.3 Виды франчайзинга……………………………………………………11
1.4 Понятие и элементы договора комплексной
предпринимательской лицензии (франчайзинга)……………………...14
2. Франчайзинг в Казахстане……………………………………………20
2.1 История развития франчайзинга на примере компании
Rostic International………………………………………………………. 20
2.2 История развития франчайзинга в Республики Казахстан
на примере компании Rostic International……………………………..21
3. Проблемы развития франчайзинга в Казахстане…………………..24
3.1 Проблемы развития и пути совершенствования
франчайзинга в Республике Казахстан………………………………..24
Заключение……………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………...29
Исходя из сказанного, следует отметить, что основной правовой целью данного договора является предоставление лицензиату соответствующей лицензии. Она кстати, несмотря на то, что является исключительной, может быть ограничена в действии определенными территориями, периодами времени. Комплексная предпринимательская лицензия может выдаваться применительно к определенной сфере деятельности, например, только на продажу товаров полученных от лицензиара, или произведенных пользователем. Или же лицензия может уполномочивать лицензиата на осуществление иной коммерческой деятельности (выполнение работ, оказание услуг). Лицензия может быть, конечно, выдана и на все виды деятельности, которые осуществляет лицензиар. Предоставление лицензии означает необходимость предоставления лицензиату фактической возможности осуществлять переданные ему права [8].
2. Франчайзинг в Казахстане
2.1 История развития франчайзинга на примере компании
Rostic International
Компании Rostik International (Венесуэла), с которой началась история Ростик Групп, в 2006 году исполнилось 25 лет. В 1984 году основатель бизнеса Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко впервые приехал в Москву с деловым визитом. Изучив рыночное пространство бывшего СССР, он выбирает два направления деятельности. В 1988 он начинает развивать сеть фотопредприятий совместно с компанией Kodak. А в 1990 Ростислав открывает в центре Москвы ресторан Испанский Уголок. Эти события стали началом выдающейся деловой истории. Сегодня Ростик Групп это группа компаний, успешно развивающих бизнес на территории России, СНГ и Восточной Европы.
«Ростик’с» — крупнейшая российская сеть семейных ресторанов быстрого обслуживания, активно развивающаяся по системе франчайзинга. Сеть применяет передовые западные технологии, но стандарты разрабатывает российские. Первый ресторан «Ростик’с» был открыт в 1993 году в ГУМе. Сегодня сеть компании начитывает 45 ресторанов, в том числе 38 в Москве.
Средняя площадь одного заведения составляет 300 квадратных метров и рассчитана на 150 посадочных мест. Минимальный размер рабочей площади ресторана 46 квадратных метров.
Меню ресторана состоит в основном из блюд русской кухни. Преобладает курица. Фирменное блюдо — жареные цыплята «Ростик’с», приготовленные по оригинальной запатентованной технологии. Также в меню — куриное филе, кукуруза в початках, пельмени, пирожки, чебуреки, картофельные дольки, овощные салаты, детские обеды с игрушками.
Основным поставщиком для предприятий быстрого обслуживания «Ростик’с» является компания «Росервис», входящая в состав корпорации «Ростик Групп». «Росервис» занимается производством куриных полуфабрикатов, хлебобулочных и кондитерских изделий.
Рестораны «Ростик’с» развиваются как отдельно стоящие предприятия в оживлённых местах, на больших магистралях города, АЗС, а также на ресторанных двориках торговых центров. 4 апреля 2006 года по адресу 1-я Тверская-Ямская, 2/1 (площадь Маяковского) открылось первое предприятие быстрого обслуживания РОСТИКС-KFC, положив начало глобальному ребрэндингу популярной сети РОСТИКC. Причиной ребрэндинга стало подписание компаниями Росинтер Ресторантс Холдинг и Yum!Brands соглашения, согласно которому ОАО Росинтер Ресторантс Холдинг инвестирует порядка 100 миллионов долларов США в открытие около 300 совместных ресторанов РОСТИКС-KFC в течение пяти лет. Yum!Brands обеспечивает финансовую поддержку в форме предоставления кредитов и гарантий и планирует вложить около 30 миллионов долларов США в развитие бизнеса. Основное позиционирование РОСТИКС-KFC локальный брэнд с мировыми стандартами! Ребрэндинг затронет все предприятия сети, включая точки, действующие на основе лицензионных соглашений. Смена имиджа всех ПБО, расположенных как в России, так и в странах СНГ, будет произведена в течение 2006-2007 годов. Подготовка к ребрэндингу заняла 9 месяцев, в течение которых были отработаны основные изменения, касающиеся: меню, вывески, логотипа, фирменного стиля, дизайна интерьера, униформы, упаковки, маркетинговой политики, изменения технологий и рецептур приготовления. В этот период функционировали специальные тестовые рестораны, на которых отрабатывалось и адаптировалось к местным вкусам новое меню, в которое вошли лидеры продаж от РОСТИКС: куриный шашлык, пельмени, чебуреки и пирожки, а также мировые хиты от KFC, такие как Original Recipe, Twister и Zinger.
2.2 История развития франчайзинга в Республики Казахстан на примере компании Rostic International
Расширение на международном рынке ресторанного бизнеса является одним из конкурентных преимуществ компании Kentucky Fried Chicken (KFC). Бренд KFC положительно зарекомендовал себя на международном рынке и также быстро развивается на казахстанском рынке. Об этом рассказал Роман Евченко, управляющий бренда KFC по Алматы. Кроме того, представители компании заявили о полном ребрендинге из «Ростикс KFC» в KFC. «Кардинальных изменений не будет, потому что меню адаптировано под наших посетителей. Соответственно будут учитываться все пожелания, а в дальнейшем будут происходить изменения и развитие нашего меню в сторону улучшения, чтобы не было привыкания к продукту», – отмечает г-н Евченко.
Напомним, сеть ресторанов KFC была основана полковником Харландом Сэндерсом (Harland Sanders) в 1930 году в штате Кентукки, США. Именно тогда был разработан уникальный рецепт цыплят по-кентуккски – курицы в панировке, содержащей 11 специй и трав, которые до сих пор держатся в секрете. Через 34 года у полковника было более 600 франчайзинговых ресторанов в США и Канаде. Сейчас KFC входит в крупнейшую международную ресторанную корпорацию Yum! Brands, управляющую более чем 34 тысячами ресторанов по всему миру. В сети – более 13 тысяч точек по всему миру, в том числе и в Казахстане.
В 2005 году корпорация «Ростикс Групп» и Yum! Brands создали альянс, который вывел сеть на лидирующие позиции в странах СНГ. Тогда международный игрок инвестировал в развитие локального бренда более $30 млн. В 2007 году начался первый этап ребрендинга сети на территории Казахстана – из «Ростикс» сеть превратилась в «Ростикс KFC».
Сейчас в Казахстане 6 точек знаменитой сети, 4 – в Алматы, 2 – в Астане. В конце декабря в комплексе «Хан Шатыр» в Астане откроется первая на территории СНГ фирменная точка KFC – новая отсчетная точка в сфере быстрого обслуживания в Казахстане. С 2007 года компания «Americana Group» является франчайзи KFC на территории РК.
По словам Аиды Егембердиевой, директора по персоналу Caspian International, на сегодняшний день компания успешно запустила бизнес сети ресторанов KFC, где трудоустроены 500 сотрудников, являющихся гражданами Казахстана, а также 37 сотрудников получили международные стандарты обучения на уровне топ-менеджмента в Объединенных Арабских Эмиратах, Египте и Российской Федерации.
Соединенные Штаты Америки часто считают родиной мировых франчайзинговых брендов. Однако слово фрачайзинг происходит от французского слова «свобода», и оно очень подходит под это определение, так как свобода развития крайне важна для бизнеса, особенно для малого бизнеса, подчеркивает Майкл Сноудэн, представитель посольства США в Казахстане. «К тому же, франчайзинг это источник рабочих мест и двигатель экономического роста в любой сфере бизнеса. К примеру, франчайзинговыми брендами являются большие корпорации, такие как Mcdonalds, Pizza Hut, отели Marriot, Holiday Inn и Haytt Regency», – говорит г-н Сноудэн.
Многие помнят скандальный инцидент, произошедший в марте этого года, в котором один из жителей Алматы попал в больницу с острым приступом отравления после употребления курицы в ресторане «Ростикс KFC». Однако представители компании утверждают, что это был сфальсифицированный акт и «данный случай произошел потому, что человек просто-напросто хотел «навариться» за счет известной компании. Но к его сожалению, у нас есть все документы, подтверждающие чистоту нашего продукта, и к тому же работает очень сильная система, обеспечивающая безопасность наших гостей», – говорит Абдалла Хафез, операционный директор компании «Americana Group» в Казахстане.
По словам г-на Евченко,
все документы по наблюдению и
промежуточные проверки находятся
в компетенции отдельных контро
Условия франшизы РОСТИКС-KFC:
Вступительный взнос - 43 600* долларов США. Выплачивается лицензиатом при подписании договора коммерческой концессии и других соглашений на использование комплекса прав (в том числе системы, конфиденциальной информации и др.), принадлежащих Правообладателю. Срок действия договора коммерческой концессии — 10 лет.
Лицензионное вознагрождение (Роялти) - 6% от ежемесячного объема реализации. Выплачивается за пользование торговой маркой и ее рыночными преимуществами, а также за консультационную поддержку со стороны правообладателя
Маркетинговый фонд - 5% от объема реализации предприятия с начала коммерческой деятельности. Расходуется на локальный и национальный маркетинг.
Пролонгация договора коммерческой концессии на следующие 10 лет — 21 800* долларов США
3.Проблемы развития франчайзинга в Казахстане
3.1 Проблемы развития и пути совершенствования франчайзинга в республике Казахстан
В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов развития казахстанской экономики. Многие современные бизнесмены посвятили себя вопросам изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга, и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.
Как известно в настоящее время в Казахстане уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими мировыми брендами, такими как "Coca-Cola", "Adidas", "Nike", "Reebock», "World Class" и многие др. Данные товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг.
Следует отметить, что франчайзинг в Казахстане — сравнительно новая сфера финансовых отношений, но исходя из этого можно смело говорить о росте интереса казахстанских бизнесменов к данному методу организации предпринимательства. Тем самым, привлекательность франчайзинга заключается в наличии неоспоримых преимуществ для обоих участников франчайзинговых отношений. Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей он предоставляет в распоряжение стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний - возможность расширить и упрочить свои позиции на рынке. Именно этим следует объяснить столь широкое распространение франчайзинга как в Европе, так и в Америке. Хотелось бы отметить, что для многих предприятий в мире, франчайзинг стал символом преуспевания в бизнесе, в том числе и для некоторых казахстанских фирм, которые решились на развитие бизнеса при помощи франчайзинга.
Однако на казахстанском рынке можно выделить основные проблемы развития франчайзинга:
-Отсутствие государственных льгот и преференций франчайзинговому сектору;
-Недостаточность нормативно-правовой базы в сфере франчайзинга;
-Недостаточная защита интеллектуальной собственности;
-Ограниченность доступа предпринимателей к так, называемым «длинным деньгам»;
-Непрозрачность отечественного предпринимательства;
-Слабая информированность о франчайзинге, как о выгодной форме предпринимательских отношений.
Таким образом, можно предложить основные пути совершенствования франчайзинга в РК. Главная роль в развитии франчайзинга должна принадлежать государственным институтам развития, поддержка на государственном уровне означает рост транспарентного конкурентоспособного предпринимательства. Как показывает мировой опыт, увеличение числа франчайзинговых компаний способствует росту экономики, создает дополнительные рабочие места, увеличивает транспарентность бизнеса и налогооблагаемую базу, помогает распространению передового мирового опыта и последних инновационных технологий, развивает регионы.
Также одним из основных направлений развития франчайзинга являются льготные кредиты, облегченное налогообложение на начальном этапе, создание специальных центров развития франчайзинга существенно может помочь становлению франчайзингового пространства. В свою очередь необходимо стимулирование инвестиций в франчайзинг, популяризация идей франчайзинга через образовательные центры, пропагандирование франчайзинга среди предпринимательства. Для скорейшего распространения франчайзинга в Казахстане необходимо содействовать созданию Ассоциации франчайзинга и учебно-консультационного центра франчайзинга
По нашему мнению, если на сегодняшний
день доля франчайзинга в казахстанском
предпринимательстве составляет всего
3%, то благодаря приведенным основным
направлениям совершенствования франчайзинга,
к 2015 году, она может достигнуть 35%. Это
уже серьезный рубеж, тогда как в развитых
странах эта доля равна 50%. А что касается
непосредственно отечественных франшиз,
то пока их 25, но через пять лет их количество
может достичь 60.
Отсутствие государственных льгот и преференций франчайзинговому сектору. Недостаточная защита интеллектуальной собственности. Ограниченность доступа предпринимателей к т. н. «длинным деньгам».
Непрозрачность отечественного предпринимательства.
Слабая информированность о франчайзинге, как о выгодной форме предпринимательских отношений. Гиперинфляционный рост цен на недвижимость за период 2000—2007 год в результате огромного наплыва денежной массы. Высокие цены на недвижимость делают нерентабельным открытие франчайзинговой точки, что является существенным барьером для развития франчайзинга в целом.
Информация о работе Франчайзинг: как новая форма организации бизнеса