Форма политико-территориального устройства в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 23:09, реферат

Описание работы

Человеческая история не раз наглядно доказала, что чрезмерная концентрация власти не менее опасна, чем её чрезмерная разобщённость. Существовавшие империи претерпевали кризисы, вызванные именно чрезмерной концентрацией власти, в не меньшей степени, чем средневековые государства феодальной раздробленности. Именно поэтому проблема эффективной организации государственной власти, проблема поиска оптимальной модели децентрализации власти при сохранении максимума управляемости и оперативности – одна из актуальнейших и в наши дни во всех науках, изучающих государственную власть.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Форма политико-территориального устройства как основная
характеристика государства……………………………………………...4
Глава II. Унитарное государство: основные черты, виды. Институт автономии:
порядок образования, черты, виды………………………………………6
Глава III. Федерация: основные черты, виды. Субъект федерации как
государствоподобное образование…………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Итог.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

     Подавляющая часть федерации состоит из субъектов. Все они имеют определённый статус. Статус субъекта федерации – это совокупность гарантируемых  конституцией прав и обязанностей субъекта федерации, устанавливающих систему полномочий, которыми наделены субъекты, а также характер их сочетания и взаимодействия с полномочиями центральной власти.

     Как правило, все субъекты обладают широким  кругом полномочий, который часто  закрепляется в конституции. Субъекты федерации часто имеют свои конституции. Но не во всех государствах регионы могут иметь конституцию (Канады,  Пакистана, Венесуэла).

     Субъекты  федерации могут создавать свою систему государственных органов: парламент, правительство и даже судебную систему, вплоть до верховных судов штатов, действующих параллельно с федеральными судами (США). Но в большинстве федераций у провинций собственной судебной системы нет.

     Субъекты  федераций представлены во второй палате федерального парламента, которая считается  специфическим органом выражения  их интересов.

     Субъекты  федераций могут иметь свои символы (герб, флаг, столицу), гражданство, национальный язык. Они могут заключать между собой союзы, а также соглашения экономического и культурного характера с субъектами федераций других государств (это делается главным образом между субъектами, близкими по языку, а иногда и с другими государствами, например соглашения франкоязычного Квебека в Канаде с Францией).

     Иногда  субъекты федераций создают свои представительства в других государствах, но только с разрешения федерации. Такие представительства выполняют лишь задачи экономического и культурного, но не политического характера.

     Субъекты  не обладают правом сецессии, то есть выхода из состава федерации. Им лишь предоставляется  право на самоопределение внутри федерации.

     Рассмотрев  основные особенности федеративного  государства, можно отметить следующие  его достоинства: широкий круг полномочий субъектов, их относительная самостоятельность, два уровня системы права: федеральной и региональной. Последняя в свою очередь конкретизирует федеральные законы. Но у федерации также есть и минусы: разногласия между центром и территориями. Также часто возникает проблема в разграничении предметов ведения между центром и субъектами. 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Политико-территориальное  устройство является одной из главных характеристик государства. Она определяет взаимодействие государства с составляющими его территориями. Политико-территориальное устройство предопределяет дальнейшее развитие государства, эффективность взаимодействия центра с территориями.

     В современном мире государства по форме политико-территориального устройства делятся на унитарные и федеративные.

     Для небольших по размеру государств с мононациональным населением подходит унитарная форма политико-территориального устройства. Она эффективна для быстрой реализации полномочий органов власти. Но унитарное государство при отсутствии реально действующих институтах демократии, может стать  унитарным.

     Важнейшим элементом для авторитарного  государства является институт автономии. В настоящее время существуют государства, состоящие полностью из автономий. Фактически они не являются унитарными, но и юридически  не могут закрепить за собой статус федерации.

     Государство с федеративным политико-территориальным  устройством также имеет много  положительных черт в плане предоставления широких полномочий субъектам. Но за частую возникают разногласия между федерацией и субъектами. В кризисные моменты своего развития федерации часто подвергаются угрозе распада. Для федеративных государств часто встаёт вопрос о разграничении предметов ведения между центром и регионами.

     Несомненно, каждая форма политико-территориального устройства имеет свои преимущества и недостатки. При установлении той  или иной политико-территориальной  формы необходимо знать историческое развитие государства, население, проживающее в нём, территориальные особенности, социально- экономическое и культурное развитие. 
 

     Список  использованной литературы. 

  1. Александров А.И., Алимов Д.А. Конституционное право  зарубежных стран. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.
  2. Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма, 2000.
  3. Баглай М.В., Лейбо Ю.Н., Энтина Л.М. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Проспект, 2005.
  4. Лучин В.О., Прудников А.С., Василевич Г.А. Конституционное право зарубежных стран. – М, 2004.
  5. Маклаков В.В. Конституции зарубежных стран. – М.: Астрель  1999.
  6. Старашуна Б. А. Конституционное право зарубежных стран. -  М.: Проспект, 1997.
  7. Червонюк В.И. Теория государства и права. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  8. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 2001.

Информация о работе Форма политико-территориального устройства в зарубежных странах