Форма политико-территориального устройства в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 23:09, реферат

Описание работы

Человеческая история не раз наглядно доказала, что чрезмерная концентрация власти не менее опасна, чем её чрезмерная разобщённость. Существовавшие империи претерпевали кризисы, вызванные именно чрезмерной концентрацией власти, в не меньшей степени, чем средневековые государства феодальной раздробленности. Именно поэтому проблема эффективной организации государственной власти, проблема поиска оптимальной модели децентрализации власти при сохранении максимума управляемости и оперативности – одна из актуальнейших и в наши дни во всех науках, изучающих государственную власть.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Форма политико-территориального устройства как основная
характеристика государства……………………………………………...4
Глава II. Унитарное государство: основные черты, виды. Институт автономии:
порядок образования, черты, виды………………………………………6
Глава III. Федерация: основные черты, виды. Субъект федерации как
государствоподобное образование…………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Итог.doc

— 115.00 Кб (Скачать)
 
 
 

РЕФЕРАТ 
ПО 
КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
 
 

Тема: Форма  политико-территориального устройства в зарубежных странах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План. 

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I. Форма политико-территориального устройства как основная

              характеристика государства……………………………………………...4

Глава II. Унитарное государство: основные черты, виды. Институт автономии: 

               порядок образования, черты, виды………………………………………6

Глава III. Федерация: основные черты, виды. Субъект федерации как

                 государствоподобное образование…………………………………….12

Заключение………………………………………………………………………….19

Список  использованной литературы……………………………………………...20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Человеческая  история не раз наглядно доказала, что чрезмерная концентрация власти не менее опасна, чем её чрезмерная разобщённость. Существовавшие империи претерпевали кризисы, вызванные именно чрезмерной концентрацией власти, в не меньшей степени, чем средневековые государства феодальной раздробленности. Именно поэтому проблема эффективной организации государственной власти, проблема поиска оптимальной модели децентрализации власти при сохранении максимума управляемости и оперативности – одна из актуальнейших и  в наши дни во всех науках, изучающих государственную власть.

     Как эффективно организовать вертикальное разделение властей в государстве? Каким должно быть такое государство по форме правления? До какой степени могут и должны быть независимыми части сложного государства? По какому критерию следует выделять составные части в государстве? Каким должно быть конституционное закрепление государственного устройства? Все эти вопросы были и остаются актуальными для многих государств.

     Форма государства включает в себя форму  правления, форму политико-территориального устройства и политико-правовой режим. По форме политико-территориального устройства современные государства подразделяются на унитарные и федеративные.

     Цель  работы: рассмотрение политико-территориального устройства в зарубежных странах.

     Для достижения целей поставлены следующие  задачи:

  1. Разобрать понятие политико-территориальное устройство;
  2. Выявить недостатки и достоинства унитарного политико-территориального устройства;
  3. Рассмотреть особенности федеративного государства и статус субъекта.
 
 

Глава I. Форма политико-территориального устройства как основная

характеристика  государства. 

     Политико-территориальное  устройство - способ внутренней территориальной организации государственной власти, определяющий систему правовых отношений между государством в целом и составляющими его территориями1.

     Следует отметить, что на выбор той или  иной формы политико-территориального устройства оказывает влияние целый комплекс факторов. Во-первых, размер территории государства. Как правило, большинство крупных по территории государств (Канада, Австралия, США) являются федерациями. Во-вторых, существующий в стране политический режим. Для демократических государств, в целом, характерно федеративное политико-территориальное устройство. В условиях недемократических политических режимов преобладает унитаризм. Даже, если страна и провозглашается согласно конституции федерацией, то, как правило, является федерацией централизованной и фактически имеет больше признаков унитарного государства, чем федеративного. В-третьих, особенности процесса возникновения государства. Так, США в результате борьбы за независимость первоначально возникли как союз 13 бывших английских колоний, который в дальнейшем с принятием Конституции 1787 года трансформировался в федерацию. В-четвертых, национальный состав населения. В таких странах как Индия федеративная форма политико-территориальной организации в той или иной мере отражает многонациональный состав населения и способствует сглаживанию межнациональных противоречий.

     По форме политико-территориального устройства все современные государства делятся на унитарные и федеративные. Разграничение между ними происходит по следующим основаниям:

  1. система распределения полномочий между центральными и территориальными органами власти;
  2. степень концентрации властных полномочий в руках центральных органов государственной власти;
  3. статус органов управления территориями в составе государства;
  4. статус нормативных актов, принимаемых органами власти территорий в составе государства.

     Как правило, форма государственно-территориального устройства определяется в национальной конституции. Конституции государств, особенно федеративных, нередко содержат перечень территорий, субъектов федерации, принципы распределения компетенции и сферы ведения центральных и территориальных органов власти. В некоторых конституциях федеративных государств определяются основания федерального вмешательства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Унитарное государство: основные черты, виды. Институт автономии: порядок образования, черты, виды. 

     Унитарное государство - форма государственно-территориального устройства, при которой территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы.

     Унитаризм - наиболее распространенная в настоящее время форма государственно-территориального устройства, Ее имеют более 170 современных государств. Несомненным достоинством унитарной формы государственно-территориального устройства является то, что она позволяет центральным органам власти концентрировать в своих руках властные функции и добиваться реализации принимаемых решений через территориальные структуры исполнительных органов. Ввиду отсутствия у административно территориальных образований собственных органов власти исключается возможность возникновения споров между центром и территориями, которые нередко возникают в федеративных  государствах. В тоже время, если в стране отсутствуют эффективные гарантии демократии, то унитаризм способствует излишней концентрации власти в руках центральных органов власти.

     Характерные признаки унитарных государств: единая конституция и единая система законодательства; единая система органов публичной власти, административно-территориальные единицы собственными органами власти не обладают и управляются из центра; единая налоговая система и единый бюджет; единое гражданство. Для большинства унитарных государств характерно наличие однопалатного парламента. Хотя в некоторых, как правило, относительно крупных по территории и численности населения, унитарных государствах (Франция, Италия) парламенты являются двухпалатными1.

     В основу унитарного государства положено административно-территориальное деление. Число звеньев административно-территориального деления может быть различным. Число   ступеней   административного - территориального  деления   зависит от  численности населения и размеров  территории  страны. Однако,  зависимость эта не  жесткая:  иногда  в   менее крупных странах число ступеней  большее, чем в более крупных. Скажем, если  Великобритания  имеет три уровня  территориального  деления, то Франция - четыре.  В отдельных очень мелких государствах (например, в Науру и Тувалу в Океании, население каждого из которых не достигает 10 тыс. человек) вообще нет административно-территориального деления, в одних странах оно двухзвенное, в других — четырехзвенное (регионы, департаменты, районы, общины во Франции). Наиболее распространено трёхзвенное деление (Италия, Испания, Польша)1.

     По  построению унитарные государства  делятся на простые и сложные. В простом унитарном государстве все административно-территориальные единицы равны, автономных образований нет. Что касается сложных унитарных государств, то, как правило, они состоят из административно-территориальных единиц, обладающих особым статусом.

     По  способу организации власти унитарные государства делятся на централизованные, относительно-централизованные и децентрализованные.

     В централизованном унитарном государстве во все звенья административно-территориального деления чиновники для управления назначаются центральными органами или такие чиновники утверждаются вышестоящими органами из числа кандидатур, предложенных местным собранием, местным представительным органом.

     В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных на места представителей органов государственной власти. Местные должностные лица зачастую избираются непосредственно населением.

     Относительно  децентрализованное унитарное государство характеризуется тем, что в высших звеньях административно-территориального деления есть два органа: назначенный сверху чиновник общей компетенции — представитель государственной власти и избранный населением совет — орган местного самоуправления.

     Важнейшим элементом унитарного государства  является автономия. Автономия в  конституционном прав означает предоставление административно-территориальной единице, нескольким административно-территориальным единицам, всем административно-территориальным единицам самостоятельности в решении вопросов местного значения.

     Автономные  образования иногда создаются законом  сверху (в Ираке), иногда предварительно проводится референдум в районах предполагаемой автономии, после чего издается соответствующий закон (Филиппины). Нередко создание автономии является результатом длительной и упорной борьбы населения данной территории, особенно если это население характеризуется этническими особенностями.

     Автономии в зарубежных странах можно разделить  на персональную, корпоративную и территориальную.

     Персональная  автономия обычно создается, когда какие-либо этнические группы, национальные меньшинства проживают разрозненно и создают свои объединения, которые в основном занимаются вопросами культуры, быта (создание собственных СМИ, проведение национальных праздников), но могут участвовать в политической жизни путем представительства (с правом совещательного голоса) при некоторых центральных органах государства.

     Корпоративная автономия – предоставление определённой самостоятельности группе граждан данного государства по лингвистическому признаку. Данные лица могут получать образование в школе на родном языке, судебный процесс проходит на их языке, нормативные акты дублируются на данный язык. Такую форму автономии имеют, например, так называемые зарегистрированные касты и племена в Индии.

     Территориальная автономия - это самоуправляющаяся  территориальная  единица,  обладают самостоятельностью  в  рамках  конституции. Обычно предоставляется национальной группе, проживающей компактно на территории государства (Крым в Украине). Решения органов публичной власти или населения этих единиц, принятые  в пределах  установленных  конституцией  или законом автономных прав, не могут быть отменены органами государства или органами публичной власти более  крупной единицы,  в которую входит данная1

     Объем  территориальной  автономии  может  быть  различным. В этой  связи  обычно  выделяют  две  ее  формы: государственную (законодательную)   и  местную   (административную).  Государственная форма территориальной автономии  характеризуется тем, что носитель ее  имеет внешние  признаки государства  - парламент, правительство, иногда  конституцию, гражданство  и т.п., причем  в  общегосударственной конституции  обычно определяется сфера  законодательной компетенции  автономного парламента. Местная  форма  автономии  таких  признаков  не имеет,  а круг автономных  прав  территориальных  единиц   определяется,  как правило, обычным  законом.

Информация о работе Форма политико-территориального устройства в зарубежных странах