Финансирование под уступку денежного требования (факторинг)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Основным предметом данного исследования является относительно новый институт российского гражданского права - договор финансирования под уступку денежного требования. Целью исследования является раскрытие понятия «финансирование под уступку денежного требования» и соответствие его договору факторинга, проведение анализа наиболее важных и дискуссионных вопросов, возникающих в науке и правоприменительной практике при изучении и применении факторинга.
Научная новизна исследования. В связи с тем, что договор финансирования под уступку денежного требования является относительно новым для российского гражданского права, он до сих пор недостаточно глубоко исследован.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1.Понятие договора финансирования под уступку денежного требования………………………………………………………………5
2.Содержание договора финансирования под уступку денежного требования……………………………………………………………….22
3.Проблемы и перспективы развития факторинга в России………….28
Заключение……………………………………………………………….31
Список использованной литературы ………………………………….. 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая_факторинг.doc

— 154.10 Кб (Скачать)

       По общему правилу факторинг представляет собой посредническую деятельность, при которой происходит переуступка фактору неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг, и одновременно деятельность по кредитованию поставщика в сочетании с бухгалтерским, информационным, сбытовым, страховым, маркетинговым, юридическим и иным обслуживанием клиента.  
          Основной принцип факторинга состоит в обеспечении финансами (или иными связанными с ними услугами), осуществляющееся одной  
компанией (фактор или финансовый агент) в отношении другой компании (клиент) посредством учёта неоплаченных счетов-фактур, выданных клиентом, то есть приобретение торговых долгов клиента10.

     Факторы обычно незамедлительно предоставляют наличность в размере до 80% от общей суммы счетов клиента, таким образом, обеспечивая клиента наличными средствами, которые затем используются для финансирования оборотного капитала. Оставшийся баланс за минусом вознаграждения за оказанные услуги выплачивается, когда фактор получает платежи от клиента. Кроме того, факторы часто готовы принять на себя управление бухгалтерскими книгами продаж своих клиентов, подсчитать кредитный риск и застраховать клиентов на случай плохих долгов, таким образом, избавляя клиента от трудностей и расходов по поддержанию собственных счетов по продажам и от учреждений кредитного контроля.  
 
Хозяйственные выгоды сделки факторинга для клиентов определяются двумя обстоятельствами: использование услуг фактора приводит к быстрому получению платежа, и вместе с тем для фактора эта сделка осуществляется на свой страх и риск, поскольку он становится владельцем неоплаченных платёжных документов. Согласно договору факторинга, фактор принимает на себя финансовый риск и при неоплате счёта должником (хотя кредитоспособность его предварительно проверяется) обычно лишается возможности предъявления регрессного требования к клиенту.

     Однако  некоторые авторы утверждают, что  закон не предусматривает сферу  действия данного договора только предпринимательство. Л.А. Новоселова считает, что вполне можно представить сделку с участием гражданина, не являющегося предпринимателем, по получению кредита при предоставлении в качестве обеспечения требования об оплате проданных им товаров, например, ювелирных изделий.11 Точку зрения Л.А. Новоселовой разделяет и Д.А. Медведев, который пишет о возможности любого лица выступить в роли клиента по договору факторинга, признавая при этом, что в подавляющем числе случаев в такой роли выступают коммерческие организации.

     Итак, согласно гражданскому кодексу по договору финансирования под уступку денежного  требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом12.

     Вместе  с тем надо отметить, что в нашей  юридической литературе высказываются  противоречивые, порой даже полярные суждения по вопросу юридической природы договора факторинга. Так, Е.А. Суханов, Д.А. Медведев, Л.А. Новоселова, Л.Г. Ефимова считают этот договор двусторонним, который может быть сконструирован и как реальный, и как консенсуальный.13 Е.А. Павлодский же, напротив, утверждает, что договор этот всегда «является консенсуальным независимо от того, кто является финансовым агентом (банк или иная коммерческая организация) и когда передаются денежные средства (выплачиваются в момент заключения либо финансовый агент обязуется их выплатить в будущем)».14

     Предметом договора, по мнению Е.А. Суханова, может  быть:

     а) передача денежного требования финансовому  агенту в обмен на предоставление клиенту денежных средств;

     б) уступка клиентом фактору своего денежного требования в качестве способа обеспечения исполнения обязательства, имеющегося у клиента перед фактором15.

     Однако  с точки зрения Е.А. Павлодского, Д.А. Медведева, предметом договора является само денежное требование.16

     При этом Л.А. Новоселова выделяет два основных условия, которые рассматриваются ею в качестве критериев разграничения договора факторинга и других видов договоров. Во-первых, специальные правила об уступке должны применяться к любым сделкам, предметом которых является денежное право требования кредитора к третьему лицу (должнику), вытекающее из предоставления кредитором товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу. Если право (требование) не является денежным либо денежное требование возникло по иному основанию (например, из займа, из причинения вреда, из неосновательного обогащения), уступка, по мнению автора, должна регулироваться общими нормами главы 24 ГК РФ. Вторым условием отнесения сделок к сделкам финансирования является то, что денежные права требования должны передаваться против встречного предоставления денежных средств лицом, которому уступается право. В силу этого, как считает Л.А. Новоселова, правила главы 43 ГК РФ неприменимы к сделкам, в которых сторона, уступающая право, получает иное имущество (товары, работы, услуги), отличное от денежных средств.17

     Определенные  расхождения в суждениях цивилистов можно заметить также и по вопросу  о форме заключения договора факторинга. Как отмечает Л.А. Новоселова, при определении подхода к форме сделок, совершаемых при финансировании под уступку денежного требования, необходимо выделять сам договор факторинга (основной договор, договор уступки) и сделку (сделки) под уступки, совершаемые в рамках этого договор.18Основной договор является основанием для совершения конкретных сделок по уступке прав.

     Известно, что глава 43 ГК РФ не содержит специальных предписаний к его форме. Но поскольку фактором всегда является юридическое лицо, постольку согласно п.1 ст.161 ГК РФ договор должен быть заключен в простой письменной форме. Поэтому большинство авторов отмечает необходимость совершения договора факторинга в письменной форме. В частности, Л.А. Новоселова отмечает, что к отношениям сторон договора факторинга, связанным с кредитованием, применима норма ст.820 ГК РФ, согласно которой кредитный договор должен быть заключен в письменной форме и несоблюдение этого требования влечет его недействительность. По мнению А. Эрделевского, форма договора факторинга определяется правилами статьи 389 ГК РФ.19 Аналогичная точка зрения излагается и Е.А. Сухановым. Этот подход, по убеждению Л.А. Новоселовой, не учитывает, что договор финансирования под уступку денежного требования включает в себя не только сделку по передаче (уступке) права требования, но и ряд других условий (характер услуг фактора, право на регресс и т.д.), которые непосредственно не связаны с оформлением самой передачи права. Распространение на эти условия требований статьи 389 ГК РФ ни из положений главы 24, ни из положений главы 43 ГК РФ не вытекает. По мнению Л.А. Новоселовой, оформление сделок уступки в рамках договора факторинга должно производиться в соответствии с требованиями ст.389 ГК РФ, возможность применения которой к отношениям сторон при факторинге диктуется соотношением норм глав 24 и 43 ГК РФ. Указанная статья предусматривает, что уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме; уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом.

     Это значит, во-первых, что форма уступки  подчиняется правилам, по которым  был заключен договор между первоначальным кредитором и должником, из которого и возникло уступаемое право требования, а во-вторых, последствия несоблюдения этих предписаний относительно формы уступки (а не самого договора факторинга) будут различными в зависимости от того, какое значение имеет несоблюдение формы в отношениях по сделке, из которой возникло уступаемое право. Последствия несоблюдения требований о форме уступки определяются общими правилами (статьи 162 и 165 ГК РФ).

     Определенные  особенности оформления уступки  при факторинге зафиксированы в  п.2 статьи 826 ГК РФ - при уступке будущего денежного требования оно считается  перешедшим к фактору после того, как возникло само право на получение с должника денежных средств, которые являются предметом уступки требования, предусмотренные договором. Если уступка денежного требования обусловлена определенным событием, она вступает в силу после наступления этого события. В этом случае законодатель устанавливает, что дополнительного оформления уступки денежного требования не требуется.

     Как видно, противоречивых суждений по договору факторинга в нашей юридической литературе предостаточно. Выскажу по вопросу о юридической природе договора факторинга свое мнение.

     Действительно, договор факторинга необходимо отличать от сходных отношений, хотя различие между ними проводить нелегко в силу того, что договор факторинга является сложной сделкой, включающей в себя элементы различных договорных конструкций. Во-первых, достаточно часто договор факторинга отождествляют с уступкой требования, с чем трудно согласиться, поскольку правовой режим этих сделок различен. Договор факторинга есть договор комплексный, представляющий своеобразный симбиоз взаимосвязанных (в многообразных комбинациях) элементов различных видов обязательств, а уступка требования как сделка имеет, по общему правилу, самостоятельный характер. В договоре факторинга уступка клиентом денежного требования может проводиться как в целях отчуждения требования фактору, так и в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед фактором (абз.2 п.1 ст.824 ГК РФ). В последнем случае смысл уступки денежного требования состоит в привлечении третьего лица (должника) к исполнению обязательства клиента по возврату предоставленных ему денежных средств. Поэтому вряд ли можно согласиться с мнением Е.А. Павлодского, который рассматривает в этом случае уступку как односторонний договор, аргументируя свое мнение тем, что здесь не предполагается встречное финансирование.

     Иная  позиция по этому вопросу у  Е.А. Суханова. Выделяя в качестве предмета договора факторинга:

     передачу  денежного требования:

     уступку клиентом фактору своего денежного  требования в качестве способа обеспечения  исполнения обязательства, он отмечает, что в обеих ситуациях финансовый агент, по сути, так или иначе кредитует своего клиента, получая право требования по некоторым его обязательствам в качестве возврата или обеспечения своего кредита20, что фактически означает признание уступки как способа обеспечения исполнения обязательства клиента перед фактором не односторонней, а двусторонней сделкой.

     Таким образом, несмотря на то, что юридическую  сущность факторинговых отношений  составляет уступка денежного требования, договор факторинга отличается от сделки уступки. Суть этого отличия в  следующем:

     - сторонами сделки уступки могут  быть любые субъекты имущественного оборота, а участниками договора факторинга, как правило, - коммерческие организации или индивидуальные предприниматели;21

     - договор факторинга всегда является  возмездным, в то время как  сделка уступки может быть  и безвозмездной (реализация уступки через договор дарения);

     - основной целью договора факторинга  является финансирование, что нашло  отражение в самом названии  договора, т.е. речь идет о предоставлении  денежных средств либо обязательстве  фактора представить их клиенту  в будущем; цели же уступки могут быть самыми разными - купля-продажа, дарение и т. п.;

     - в отличие от сделки уступки  предметом договора факторинга  может быть только денежное  требование (ст.826 ГК РФ), предметом  сделки уступки - как денежное, так и не денежное право  требования;

     - цессия, как правило, является  одномоментным актом, а факторинг  чаще всего оформляет длящиеся  отношения, связан с систематическим  проведением операций по финансированию  клиента, т.е. в этом случае  он становится рамочным предпринимательским  договором;

     - при уступке требования уведомление  должника о сделке должно быть  сделано кредитором, применительно  к факторингу уведомить должника  может не только его бывший  кредитор, но и фактор (ст.830 ГК  РФ).

     Во-вторых, на мой взгляд, следует согласиться с мнением Е.А. Суханова о том, что можно выделять две конструкции договора факторинга - консенсуальный договор (фактор обязуется передать денежные средства или клиент обязуется уступить требование) и реальный договор (фактор передает деньги или клиент уступает требование). При этом, правда, следует помнить, что уступка, совершаемая в обеспечение исполнения кредитного обязательства клиента перед фактором, всегда совершается во исполнение консенсуального договора, а обязательство по ее совершению носит акцессорный характер. В других случаях уступка требования может основываться, как справедливо отмечает Е.А. Суханов, как на консенсуальном, так и на реальном договоре клиента с фактором.22

Информация о работе Финансирование под уступку денежного требования (факторинг)