Договор возмездного оказания услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное изучение института договора возмездного оказания услуг, его особенностей, места и значения в гражданском обороте. Соответственно, к задачам данного исследования можно отнести:
анализ понятия услуг в гражданском праве России;
исследование вопросов правового регулирования возмездного оказания услуг;
изучение содержания договора возмездного оказания услуг;
изучение особенностей исполнения договора возмездного оказания услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг….6
1.1 Услуги как гражданско-правовая категория……………………………….6
1.2 Виды договорных обязательств возмездного оказания услуг……………………………………………………………………………..12
Глава 2. Особенности договора возмездного оказания услуг в гражданском праве России…………………………………………………………………….26
2.1 Понятие и условия договора возмездного оказания услуг………………26
2.2 Содержание договора возмездного оказания услуг………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
Библиографический список…………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

договор возмездного оказания услуг.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

     Качество  оказываемой услуги представляет собой  важнейшую характеристику предмета договора возмездного оказания услуг. Поэтому в случаях, когда услуга оказана с отступлениями от условий договора или с иными недостатками, которые делают результат ее оказания непригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчику предоставляется ряд возможностей, обеспечивающих надлежащее качество оказываемых услуг.

     С учетом специфики услуг в случае некачественного их оказания могут  применяться некоторые последствия, указанные в ст. 723 ГК РФ. Заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от исполнителя:

  • либо соразмерного уменьшения установленной за оказание услуги цены;
  • либо безвозмездного оказания услуги заново с возмещением
 

заказчику причиненных просрочкой исполнения убытков.

     Что касается требований безвозмездного устранения недостатков в разумный срок либо возмещения расходов заказчика на устранение недостатков, когда его право  устранять их предусмотрено в договоре, то они могут применяться только в отдельных случаях. Это связано с существованием возможности устранить отступления от условий договора в ходе оказания услуги. В связи с этим представляется возможным, например, требовать переселения туриста в отель того класса, который указан в договоре, если туристическое агентство предоставило ему проживание в отеле более низкого класса. Однако предоставление заказчику ошибочной консультации или искаженной, недостоверной информации не позволяет, в силу того что заказчик получает представление об этом только после завершения оказания услуги, применить к этим видам услуг рассматриваемые последствия.

     Если  отступления от условий договора возмездного оказания услуг или  иные недостатки результата оказанной  услуги в установленный заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

     Таким образом, точно так же, как и  по договору подряда, последствия ненадлежащего качества результата оказанных услуг в договоре возмездного оказания услуг различаются в зависимости от характера обнаруженных недостатков.

     В том случае, когда недостатки не являются существенными (простые недостатки), закон предоставляет заказчику право воспользоваться одной из мер оперативного воздействия, перечисленных в п. 1 ст. 723 ГК РФ. Однако если заказчик обнаруживает существенные недостатки, наличие которых не позволяет достигнуть цели договора возмездного оказания услуг, ему предоставляется право на возмещение причиненных убытков, то есть  

возможность применения к подрядчику мер имущественной  ответственности.

     Поскольку, как отмечалось ранее, на некоторые  виды услуг могут устанавливаться  законные или договорные гарантии, правила о сроках предъявления заказчиком требований, связанных с ненадлежащим качеством результата услуги, установленные ст. 724 ГК РФ, также распространяются на отношения по возмездному оказанию услуг.

     Учитывая  особенности предмета исполнения по договору возмездного оказания услуг, следует признать, что согласно ст. 725 ГК РФ срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством результата любой услуги, всегда составляет один год, то есть является сокращенным. Что же касается особенностей порядка исчисления срока давности по искам о ненадлежащем качестве результата услуги, то они ничем не отличаются от установленных п. 2 и 3 ст. 725 ГК РФ.

     Так же как и по договору подряда, исполнитель  по договору возмездного оказания услуг  согласно ст. 726 ГК РФ наряду с предоставлением заказчику самого результата услуги обязан также передать ему информацию, касающуюся эксплуатации или иного использования предмета исполнения, если это предусмотрено договором либо характер информации таков, что без нее невозможно использование результата услуги для целей, указанных в договоре.

     В соответствии со ст. 727 ГК РФ сторона, получившая от другой благодаря исполнению своего обязательства по договору возмездного  оказания услуг информацию о новых  решениях и технических знаниях, в том числе не защищаемых законом, а также сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна (ст. 139 ГК РФ), не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны. Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон. 
 

     Права и обязанности  заказчика

     Основной  обязанностью заказчика, как это  вытекает из ст. 779 ГК РФ, является необходимость  оплаты оказанной услуги. Оплата услуг  исполнителя согласно ст. 781 ГК РФ осуществляется заказчиком в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

     Поскольку услуги оказываются исполнителем в  соответствии с заданием заказчика, последнему предоставляется право  во всякое время проверять ход  и качество оказываемых услуг, не вмешиваясь, однако, в оперативно-хозяйственную деятельность исполнителя (ст. 715 ГК РФ). Следовательно, заказчик по договору возмездного оказания услуг, так же как и по договору подряда, имеет возможность влиять на ход оказания услуг и, соответственно, на полученный результат.

     В том случае, если исполнитель не приступает своевременно к исполнению договора возмездного оказания услуг  или оказывает услуги настолько  медленно, что исполнение их к сроку  становится явно невозможным, заказчик приобретает право отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных ему убытков.

     Если  в процессе оказания услуг исполнителем заказчику станет очевидным, что  они не будут выполнены надлежащим образом, заказчик вправе назначить  исполнителю разумный срок для устранения недостатков. При невыполнении исполнителем в назначенный срок этого требования заказчику также предоставляется право отказаться от договора возмездного оказания услуг и потребовать возмещения убытков либо поручить оказание услуг другому лицу за счет исполнителя.

     Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором возмездного оказания услуг, оказывать исполнителю содействие в оказании услуг. При неисполнении им данной обязанности исполнитель вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков оказания услуг, либо увеличения указанной в договоре цены услуг (ст. 718 ГК РФ). При этом согласно п. 2 ст. 781 ГК РФ в случаях, когда невозможность исполнения возникла по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

     Договор возмездного оказания услуг, как  и договор подряда, является двусторонним, поэтому к нему применяются последствия  неисполнения заказчиком встречных обязанностей по договору (ст. 719 ГК РФ). Исполнитель вправе не приступать к оказанию услуг, а начатые действия приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору возмездного оказания услуг препятствует надлежащему исполнению им договора, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок. Кроме того, при наличии указанных обстоятельств исполнитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг.

     Согласно  ст. 782 ГК РФ заказчику предоставляется  право на односторонний отказ  от исполнения договора возмездного  оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. В отличие от этого исполнитель имеет право отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг только при условии полного возмещения заказчику убытков.

     В связи с тем, что исполнитель оказывает услуги, совершая определенные действия или осуществляя определенную деятельность, которая неотделима от его личности, завершение таких действий или соответствующей деятельности означает исполнение по договору. Поэтому в ст. 779 ГК РФ не указывается на обязанность заказчика по принятию результата услуги. Нет указаний в законе также относительно обязанности исполнителя сдать заказчику результат услуги. Из этого можно сделать вывод, что порядок приемки, подробно урегулированный п. 1, 6, 7 ст. 720 ГК РФ, не применяется к отношениям сторон договора возмездного оказания услуг, поскольку противоречит особенностям предмета этого договора. Вместе с тем заказчик по завершении оказания услуг должен оценивать полученный исполнителем результат. При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат оказания услуги, или иных недостатков он должен немедленно заявить об этом исполнителю. Заказчик, обнаруживший недостатки в полученном от исполнителя результате услуги в момент ее окончания, имеет право ссылаться на них только в тех случаях, когда они были оговорены им либо стороны пришли к соглашению о возможности последующего предъявления требования об их устранении. Заказчик, не выполнивший этих требований, лишается права ссылаться на недостатки исполнения, которые могли быть установлены при обычном способе использования результата услуги (явные недостатки), если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг.

     При обнаружении после окончания  оказания услуги отступлений от договора возмездного оказания услуг или иных недостатков, которые не могли быть установлены в момент окончания ее оказания при обычном способе использования результата услуги (скрытые недостатки), в том числе таких, которые были умышленно скрыты исполнителем, заказчик обязан известить об этом исполнителя в разумный срок после их обнаружения.

     В случае возникновения между заказчиком и исполнителем спора по поводу недостатков  или их причин по требованию любой  из сторон договора должна быть назначена  экспертиза. Расходы по проведению экспертизы несет исполнитель, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений исполнителем договора возмездного оказания услуг или причинной связи между его действиями и обнаруженными недостатками. В этих случаях расходы по проведению экспертизы несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению сторон, то расходы возлагаются на обе стороны в равных долях.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Во  введении автор ставил цель детально проанализировать институт договора возмездного оказания услуг. Анализируя все изложенное, можно сделать вывод, что эта цель автором в целом достигнута. В целом можно сделать следующие выводы.

     Договор возмездного оказания услуг определен  в ст. 779 ГК РФ как обязательство, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В ст. 779 ГК дан примерный перечень обязательств по оказанию услуг: это медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию, связи.

     Возмездное  оказание услуг впервые выделено в новом ГК РФ как самостоятельный  тип договора, имеющий собственную  нормативно-правовую базу. Ему посвящена гл. 39 ГК РФ.

     Институт  возмездного оказания услуг предназначен для регулирования правоотношений, которые, с одной стороны, не могут  быть эффективно регламентированы подрядными нормами, а с другой стороны, по своей  значимости и индивидуализирующим свойствам еще не достигли той степени, при которой оказывается необходимым выделение каждого из них в особый договорный тип.

     Последовательно уточняющая характеристика договора возмездного  оказания услуг может быть представлена следующим образом.

     Во-первых, он относится к группе договоров, направленных на выполнение работ (оказание услуг). Причем данная направленность применительно к рассматриваемому обязательству неразрывно связана  с его возмездностью. 

     Во-вторых, он направлен на выполнение не любых работ, а лишь таких, результат которых неотделим от самой работы.

     Правильное  понимание специфики данного  обязательства имеет большое  значение, поскольку позволяет применять  положения гл. 39 ГК РФ только к тем  обязательствам, для регулирования которых они предназначены, не распространяя специальные нормы о возмездном оказании услуг на договоры, не имеющие соответствующей специфики.

     В отличие от определения договора подряда, содержащегося в ст. 702 ГК РФ, в определении договора возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ) отсутствует ссылка на результат, подлежащий передаче заказчику.

Информация о работе Договор возмездного оказания услуг