Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:11, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексное изучение института договора возмездного оказания услуг, его особенностей, места и значения в гражданском обороте. Соответственно, к задачам данного исследования можно отнести:
анализ понятия услуг в гражданском праве России;
исследование вопросов правового регулирования возмездного оказания услуг;
изучение содержания договора возмездного оказания услуг;
изучение особенностей исполнения договора возмездного оказания услуг.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг….6
1.1 Услуги как гражданско-правовая категория……………………………….6
1.2 Виды договорных обязательств возмездного оказания услуг……………………………………………………………………………..12
Глава 2. Особенности договора возмездного оказания услуг в гражданском праве России…………………………………………………………………….26
2.1 Понятие и условия договора возмездного оказания услуг………………26
2.2 Содержание договора возмездного оказания услуг………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
Библиографический список…………………………………………………….41
Сомнения
в приемлемости данного критерия
вызывают и попытки Д. И. Степанова
на его основе разграничить деятельность
по ремонту на работы и услуги. К работам
он относит только ремонт зданий и помещений,
а к услугам – деятельность по ремонту
оборудования, бытовой техники, инструментов,
ювелирных изделий. При этом автор приводит
следующую аргументацию: «Фактически
производство такого ремонта имеет материальный
результат, формально это работа, но результат
этот несовместим и несоизмерим с результатом
спецификации, он зачастую столь незначителен,
что с большим трудом можно говорить о
переработке или обработке. При этом операции
по ремонту бытовой техники и мелких бытовых
приборов так часто возникают в хозяйственном
обороте, что их
вполне можно отнести к услугам. В таком случае эти операции могут иметь два режима правового регулирования: один – как работы, второй как услуги»12.
Последовательное применение Д. И. Степановым указанного критерия заставляет его прибегать и к иным оговоркам.
В частности, выделяя услуги-полуработы или «так называемые услуги», имеющие неустойчивый вещественный результат, он вынужден признать, что для них «является типичным отсутствие признака неосязаемости, а в некоторых случаях – моментальной потребляемости»13, хотя последний признак включен в понятие услуги в качестве универсального.
Услуги салонов красоты, парикмахерских, услуги по заморозке он также вынужден признать случайными исключениями и казуистикой14.
Сложности, возникающие при применении данного критерия для разграничения работ и услуг, свидетельствуют о его недостаточной эффективности.
Таким образом, в цивилистической литературе не только не сформировалось единого общепризнанного понятия услуг, но и не была предложена такая концепция услуг, которая позволила бы раскрыть сущность данной гражданско-правовой категории и отграничить ее от иных правовых явлений, прежде всего, от работ.
Представляется, что сложность разработки понятия «услуги» заключается, в первую очередь, в отсутствии единого понимания экономической сущности данного явления.
В экономической науке услуги понимаются и как вид деятельности, и как вид экономического блага. Исходя из этого, можно предположить, что каждое из этих значений опосредуется адекватной правовой формой.
Следовательно, вряд ли возможно выработать некое единое понятие, охватывающее оба этих значения услуг. Именно этим могут объясняться неудачи цивилистов при формировании понятия «услуги» как гражданско-правовой категории. Поэтому целесообразно разграничить правовые понятия услуг исходя из их экономического содержания.
Услуги как вид деятельности представляет собой группу общественных отношений, складывающихся в процессе удовлетворения потребностей участников имущественного оборота. Общественные отношения определенного вида в теории права, в том числе и гражданского, рассматриваются в качестве объекта правового регулирования. Соответственно, услуги как вид деятельности являются объектом правового регулирования.
Услуги
как экономическое благо
Договорные обязательства по оказанию услуг в гражданском праве по характеру деятельности услугодателя можно подразделить на определенные виды.
Это,
во-первых, обязательства об оказании
услуг фактического характера (перевозка,
хранение, возмездное оказание иных услуг).
Во-вторых, обязательства об оказании
услуг юридического характера (поручение,
комиссия). В-третьих, обязательства об
оказании услуг как фактического, так
и юридического характера (транспортная
экспедиция, агентирование, доверительное
управление имуществом). В-четвертых, обязательства
об оказании услуг денежно-кредитного
характера (заем и
кредит, факторинг, банковский счет, банковский вклад, а также безналичные расчеты, страхование).
Обязательства, направленные на выполнение работ (оказание услуг), разнообразны. В связи с этим невозможно сформулировать унифицированные нормы, которые являлись бы общими для всех договоров данной группы. Тем не менее, объединение всех рассматриваемых обязательств в одну группу по признаку направленности имеет нормативно-правовое обоснование, выражающееся в том, что единство направленности предопределило общие подходы и принципы законодательного регулирования.
Кроме того, на основе единой направленности сформулированы унифицированные правовые нормы, применимые не ко всем, но к значительному количеству договоров этой группы. Например, договоры подряда и возмездного оказания услуг различаются по характеру работы и ее результата. Однако эта специфика не препятствует применению к ним значительного количества унифицированных правил, отражающих общую направленность. В ст. 783 ГК РФ предусмотрено, что положения о подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит нормам о возмездном оказании услуг, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Рассмотрим соотношение договора подряда с договором возмездного оказания услуг более подробно:
Общими
признаками, объединяющими все договорные
обязательства об оказании услуг, являются
особенности объекта
Указанные
особенности можно
деятельности. Если в обязательствах подрядного типа результат выполненных работ всегда имеет овеществленную форму, то в обязательствах об оказании услуг результат деятельности исполнителя не имеет вещественного содержания. Следовательно, услуги, предоставляемые должником кредитору, носят нематериальный характер.
Действующее законодательство проводит различия между овеществленными услугами, являющимися объектом обязательств подрядного типа, и нематериальными услугами, выступающими объектом обязательств об оказании услуг. Ведь согласно ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде и положения о бытовом подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779-782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Кроме того, следует заметить, что нематериальная услуга неотделима от личности услугодателя, так как потребляется услугополучателем в процессе ее оказания, то есть самой деятельности услугодателя. В отличие от этого в подрядных отношениях сам смысл обязательства состоит в том, чтобы передать полученный вещественный результат заказчику15.
Таким образом, нормообразующее значение признака направленности для всех договоров данной группы выражается в выработке для них общих принципов и подходов правового регулирования, а также в возможности создания норм, так или иначе унифицированных для значительного количества этих обязательств.
В рамках группы договоров, направленных на выполнение работы с целью достижения определенного экономического результата, выделяются обязательства, отличающиеся друг от друга как по характеру выполняемой работы, так и по обусловленному ею результату. Отмечая разнообразие правоотношений, направленных на выполнение работы, О. С. Иоффе писал: «...Определенную работу для клиента действительно выполняют и подрядчик, и перевозчик. Но в этих пределах трудно было бы отграничить подряд не только от перевозки, но и от многих других договоров – хранения, поручения, комиссии, экспедиции. Тем не менее... такое различие существует, ибо то, что экономически есть вообще работа, юридически выступает как производство работ или оказание услуг – фактических, юридических или смешанных. Отсюда и разнообразие гражданско-правовых договоров, опосредствующих выполнение работ различных видов»16. Иными словами, внутри данной группы договоры разграничиваются прежде всего по признаку направленности.
Факторами,
требующими особого правового
Основные
виды возмездных услуг. Наиболее распространенными
услугами, в получении которых
повседневно заинтересованы как
граждане, так и юридические лица,
являются услуги связи, разного рода
бытовые услуги, а также туристические
и юридические услуги.
Услуги связи. Такие услуги разнообразны, предоставляются посредством почтовой и электронной связи, основы их правового режима определены Федеральным законом от 7 июля 2003 года «О связи»17. Согласно ст. 44 Закона услуги оказываются операторами связи пользователям услуг связи на основании договора, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи, которые утверждаются Правительством РФ. Операторы обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи.
Правовое
регулирование услуг связи
Бытовые
услуги. Такие услуги необычайно разнообразны;
основные их виды регламентируются специальными
правилами, которые устанавливают
в интересах граждан
Имеются Правила
оказания услуг общественного питания,
утв. постановлением Правительства
РФ от 15 августа 1997 года № 103618. Они
кратки и уделяют основное внимание информации о таких услугах, которая должна быть подробной и доводиться до сведения потребителей, и обязанностям исполнителя контролировать качество и безопасность оказываемых им услуг. Потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов. Согласно п. 9 Правил к отношениям, возникающим при оказании услуг в части, не урегулированной Правилами, применяются правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Эта норма свидетельствует о том, что данный договор является смешанным: содержит элементы возмездного оказания услуг и купли-продажи.
Туристические услуги. Они осуществляются туристическими организациями, которые предоставляют разнообразные услуги в области отечественного и зарубежного туризма. Правовой режим оказания таких услуг помимо норм ГК определяется Федеральным законом от 24 ноября 1996 года «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»19 (далее – Закон об основах туристской деятельности), а также Законом о защите прав потребителей.
Туризм определяется в названном Законе как временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. Такие путешествия осуществляются в соответствии с условиями письменного договора.
Туристский
договор Закон об основах туристской
деятельности именует договором
розничной купли-продажи
Такая терминология не соответствует его содержанию и правовой природе, закрепленной в ст. 779 ГК, и затрудняет применение правовых норм в этой области. Содержание договора Закон раскрывает, давая перечень его условий, которые названы существенными. Это сведения о сторонах договора, особо важные при зарубежном туризме; подробная информация о программе путешествия и ее особенностях; порядок осуществления этой программы (маршрут, сроки, сопровождение, условия безопасности и т.д.); права и обязанности и ответственность сторон. Особо выделены условия о порядке изменения и расторжения договора, что допускается при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении. Особенности выполнения отдельных туров, если они определяются сторонами, должны отражаться в выдаваемой туристу путевке, именуемой туристическим ваучером.