Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:11, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексное изучение института договора возмездного оказания услуг, его особенностей, места и значения в гражданском обороте. Соответственно, к задачам данного исследования можно отнести:
анализ понятия услуг в гражданском праве России;
исследование вопросов правового регулирования возмездного оказания услуг;
изучение содержания договора возмездного оказания услуг;
изучение особенностей исполнения договора возмездного оказания услуг.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг….6
1.1 Услуги как гражданско-правовая категория……………………………….6
1.2 Виды договорных обязательств возмездного оказания услуг……………………………………………………………………………..12
Глава 2. Особенности договора возмездного оказания услуг в гражданском праве России…………………………………………………………………….26
2.1 Понятие и условия договора возмездного оказания услуг………………26
2.2 Содержание договора возмездного оказания услуг………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
Библиографический список…………………………………………………….41
Актуальность выбранной темы предопределена тем, что стремительное расширение сферы услуг в экономике России обусловило необходимость формирования механизма гражданско-правового регулирования отношений по оказанию услуг. Отдельные виды услуг традиционно регулировались в рамках самостоятельных типов обязательств, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ). Однако нарастающая диверсификация услуг потребовала создания единого правового режима, который можно было бы распространить на все специально неурегулированные ГК РФ отношения об оказании услуг. Попытка законодателя урегулировать данные отношения в гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг», по мнению подавляющего большинства ученых и практиков, не увенчалась успехом.
Представляется, что это явилось следствием недостаточной изученности в цивилистической доктрине категории услуг, хотя ей был посвящен довольно широкий круг исследований, как в советский, так и в постсоветский период. Значительный вклад в разработку проблем правового регулирования отношений по оказанию услуг внесли ученые цивилисты Н. А. Баринов, М.И. Брагинский, А. Ю. Кабалкин, Ю. Х. Калмыков, М. В. Кротов, Е.Д. Шешенин, А. Е. Шерстобитов. Их труды стали основой для формирования учения об услугах в российском гражданском праве, которое успешно развивается в работах Е. Г. Шабловой, М. Н. Малеиной, В. В. Кваниной, Д. И. Степанова, О. М. Щуковской и др.
Однако
исследователям не удалось раскрыть
сущность услуг и сформулировать
такое определение, которое позволило
бы отграничить услуги от иных правовых
явлений. Поэтому первостепенной задачей
является формирование единого понятия
«услуги», охватывающего все или большинство
видов данного явления, так как лишь на
его основе может быть
создан общий правовой режим услуг, а также обязательств по их оказанию.
Предметом настоящего исследования является правовой институт договора возмездного оказания услуг.
Объектом исследования, является общественные отношения складывающиеся в сфере договора возмездного оказания услуг.
Целью настоящей работы является комплексное изучение института договора возмездного оказания услуг, его особенностей, места и значения в гражданском обороте. Соответственно, к задачам данного исследования можно отнести:
Задачи исследования определяют его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы.
К
общенаучным методам
К
частнонаучным методам
Также были использованы метод историко-правового анализа, сравнительного правоведения, метод системного анализа и некоторые другие.
При написании данной работы были использованы учебные и справочные издания, монографии, статьи из периодических изданий, материалы судебной практики.
Структура работы: данная работа состоит из введения, заключения, двух глав, подглав, библиографического списка.
Несмотря на то что дискуссии о сущности услуг, их месте в нормативном регулировании велись в цивилистической доктрине с 70-х годов ХХ века, до сих пор отсутствует как легальное, так и единое доктринальное понятие «услуги». До принятия ГК РФ1 мнения цивилистов по вопросу о гражданскоправовой сущности услуг существенно разнились. Большинство из них (Н. А. Баринов, А. Ю. Кабалкин, В. П. Мозолин, Э. Л. Плоом, А. Е. Шерстобитов)2 преимущественно рассматривали услуги как деятельность по удовлетворению потребностей граждан.
Другие
(Ю. Х. Калмыков, Е. Н. Романова)3, в
целом разделяя эту позицию, указывали
на то, что понятием «услуги» охватываются
имущественные отношения не только с участием
граждан, но и с участием социалистических
организаций. Принципиально иную позицию
заняли О. С. Иоффе4, О. С. Красавчиков5,
Е. Д. Шешенин6, которые рассматривали
услуги как предмет обязательств об оказании
услуг.
В зависимости от понимания сущности услуг предлагались и их дефиниции. Наиболее широко определял услугу Ю. Х. Калмыков: «деятельность, направленная на создание удобств или предоставление льгот контрагенту по обязательственному правоотношению»7. Соответственно, к обязательствам по оказанию услуг он относил любые по своей правовой природе договоры, которые совершаются на льготных условиях, либо с целью создания удобств для управомоченного лица: договоры бытового подряда и проката, розничной купли-продажи в кредит и т. д. Очевидно, что при подобном подходе понятием «обязательства по оказанию услуг» охватывается слишком широкий круг обязательств, что размывает само это понятие.
Традиционно
специфическим признаком
В
современном законодательстве материальное
выражение результата деятельности
положено в основу разграничения работ
и услуг как объектов налогообложения.
В ст. 38 Налогового кодекса РФ (далее –
НК РФ)9 работы определяются как
деятельность, результаты которой имеют
материальное выражение и могут быть реализованы
для удовлетворения потребностей организации
и (или) физических лиц, а услуги – деятельность,
результаты которой не имеют материального
выражения, реализуются и потребляются
в
процессе осуществления этой деятельности.
В ст. 779 ГК РФ словосочетание «оказание услуг» раскрывается как совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. Кроме того, в п. 2 данной статьи содержится открытый перечень услуг, подпадающих под действие гл. 39 ГК РФ: услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию.
Предлагаемое
понятие «услуги» охватывает слишком
широкий круг явлений. Исходя из него,
практически любой вид
Следовательно, устоявшееся представление об услугах как деятельности, не имеющей овеществленного результата, не в полной мере соответствует действующему законодательству, что ставит исследователей перед необходимостью искать новые подходы к выявлению сущности услуг как объекта обязательства по оказанию услуг.
Неотделимость
результата от деятельности вряд ли можно
рассматривать в качестве основного признака
услуг. При выполнении работ по переработке
или обработке вещи результат также не
отделим от самой деятельности, но эти
отношения регулируются договором подряда
в силу прямого указания закона (п. 1 ст.
703 ГК РФ). В то же время при оказании ряда
услуг результат может быть отделим в
той или иной форме. Например, при оказании
аудиторских услуг аудитор обязан предоставить
отчет, который
может быть выполнен в письменной форме или на электронном носителе.
Так
как содержание любого понятия составляет
совокупность существенных признаков,
выявление признаков услуг
Однако указанные признаки присущи услуге прежде всего как экономической категории. Они и были сформулированы первоначально учеными маркетологами. Использование данных признаков для характеристики услуги как гражданско-правовой категории представляется целесообразным только в том случае, если они порождают те или иные юридические последствия, присущие исключительно услуге.
Тем
не менее Д. И. Степанов исходя из выделенных
признаков сформулировал следующее определение
услуг: «Услуги – разновидность объектов
гражданских правоотношений, выражающихся
в виде определенной правомерной операции,
то есть в виде ряда целесообразных
действий исполнителя либо в деятельности, являющейся объектом обязательства, имеющей нематериальный эффект, неустойчивый вещественный результат либо овеществленный результат, связанный с другими договорными отношениями, и характеризующийся свойствами осуществимости, неотделимости от источника, моментальной потребляемости, неформализованности качества»11.
Данное понятие услуг довольно объемно по содержанию, но оно не позволяет с достаточной степенью определенности отграничить услуги от иных гражданско-правовых явлений, в частности, работ. Предлагаемый критерий разграничения работ и услуг – проведение необратимой спецификации материалов (нематериальной вещи) противоречит общепринятому в доктрине и закрепленному в законодательстве пониманию работы как деятельности по изготовлению или переработке (обработке) вещи. Наличие необратимой спецификации предполагается только при изготовлении вещи, а при переработке и, тем более, обработке вещи этого не требуется.