Договор строительного подряда

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования выступает такой вид гражданско-правового договора, как договор строительного подряда. По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную цену.

Цель данной работы как в рассмотрении теоретических аспектов договора строительного подряда, так и практическое применение данного гражданско-правового договора, анализ судебной практики, обобщение различных нормативных документов и получение максимальных знаний в области заключения и применения договора строительного подряда

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА 3
1. 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ 3
1. 2 ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА 8
1. 3 СТОРОНЫ В ДОГОВОРЕ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА 12
ГЛАВА 2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИЗ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА 14
2. 1 СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА 14
2. 2 РИСКИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ В ДОГОВОРЕ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА 19
2. 3ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая-Договор строительного подряда.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

     С контролем и надзором связаны  для заказчика не только права, но и обязанности. Обнаружив в ходе контроля и надзора допущенные подрядчиком  недостатки, представляющие собой отступления  от условий договора, которые могут  повлиять на качество, заказчик обязан немедленно информировать о том подрядчика. Не сделав этого, он потеряет право ссылаться в дальнейшем на наличие такого рода недостатков.

     Возможность заказчика давать указания подрядчику, основанные на результатах контроля и надзора, ограничены. Они не должны противоречить условиям договора и представлять собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Осуществление контроля и надзора это право заказчика, а не обязанность, по этой причине подрядчик не может ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроля и надзора за его действиями.

     Применительно именно к строительному подряду  выделены специальные нормы, посвященные  сотрудничеству контрагентов (ст. 750 ГК). Имеется в виду возложение на обе  стороны генеральной обязанности: принимать все зависящие от них разумные меры по устранению препятствий к надлежащему исполнению договора. Есть основания полагать, что в основе приведенного правила лежат общие для всех участников оборота императивы: действовать разумно и добросовестно. Сторона, которая не исполнила этой своей обязанности, теряет право на возмещение возникших у нее по указанной причине убытков. Соответствующая норма рассчитана на ситуацию, при которой сторона понесла убытки вследствие препятствий, которые контрагент мог и должен был предотвратить. В случае, когда подрядчик несвоевременно выполнил работы, сославшись на непредоставление заказчиком вовремя оборудования, последний может оспорить это возражение, представив доказательства того, что подрядчик мог приобрести оборудование у третьего лица. В подобном споре предметом доказывания будет служить "возможность" принятия соответствующих мер и их "разумность". При этом отсутствуют основания для применения установленной ст. 10 ГК презумпции "разумности". Поэтому и "возможность" и "разумность" мер, которые стоило принять контрагенту (в данном случае - подрядчику), должна доказать сторона, обратившаяся в суд (в данном случае - заказчик). Статья 750 (п. 2) ГК предоставляет тому контрагенту право, который понес расходы в связи с исполнением обязанности принять меры, направленные на предотвращение препятствий, право требовать возмещения соответствующих расходов при условии, если это предусмотрено договором. Приведенное решение не исключает ситуации, при которой потерпевшая сторона может при наличии предусмотренных в ст. 980 ГК оснований заявить требование о возмещении убытков как лицо, действовавшее без поручения в чужом интересе (ст. 984 ГК).

     Данная  норма о сотрудничестве (ст. 750 ГК) является факультативной, а, следовательно, у сторон есть возможность либо воспроизвести ее в договоре (понесенные для осуществления сотрудничества расходы сторона вправе истребовать от контрагента), либо включить любое иное решение в договоре либо ничего не указывать на этот счет.

     Договором могут быть предусмотрены различные  способы обеспечения интересов  сторон подрядчика – к получению стоимости работ, а заказчика -  и тому, чтобы подрядчик выполнил все работы. Перечисленные в договоре, и особенно те, которые эквивалентны выплаченному авансу.

     При заключении договора строительного  подряда, учитывая возможность банкротства  контрагента, каждая из сторон особенно заинтересована в таких способах обеспечения исполнения его обязательств, которые исключали бы необходимость конкурировать с другими кредиторами контрагента.

     Практика  подтверждает эффективность для  стороны, чьи интересы нуждаются  в защите, трех способов обеспечения: имеется ввиду поручительство, безотзывный аккредитив и особенно банковская гарантия. К этому следует добавить применяемое в строго определенных случаях удержание (ст. 712 ГК). Это еще один специфический способ обеспечения. Удержание заказчиком части предназначенной для полного расчета суммы на время до истечения гарантийного срока. Соответствующие средства, могут быть использованы при уклонении подрядчика от исправления недостатков для оплаты услуг третьих лиц, с которыми заключается договор на устранение недостатков вместо подрядчика.

      

 

      2. 2 Риски и их преодоление в договоре строительного подряда

 

     В ГК нормы о распределении рисков между сторонами договора строительного подряда теперь совпадают с теми, которые содержатся в общих положениях о подряде. Следовательно, в ст. 741 ГК предусмотрено, что риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, который составляет предмет договора, до момента его приемки заказчиком несет подрядчик. Это означает сохранение за ним права ссылаться лишь на виновные действия заказчика, что само по себе служит достаточным основанием перенесения соответствующих последствий на заказчика. Принципиальное значение имеет все же то, что одна и та же существующая норма, носящая в § 1 гл. 37 ГК диспозитивный характер, применительно к строительному подряду стала императивной.

     Распределение рисков между сторонами договора строительного подряда отражено и в п. 2 ст. 741 ГК. Имеется в виду содержащееся в нем решение, которое относится к гибели или повреждению предмета договора вследствие недоброкачественности предоставленного заказчиком материала или оборудования либо исполнения его ошибочных указаний. В соответствующем случае подрядчик приобретает право на оплату всей предусмотренной сметой стоимости работ, но только при условии, если соблюдены требования, установленные в п. 1 ст. 716 ГК. Из этого следует необходимость для подрядчика доказать, что он немедленно предупредил заказчика об обнаруженных им и независящих от него обстоятельствах, которые грозят годности или прочности результата выполненной работы либо создают невозможность ее завершения в срок, и, помимо этого, приостановил работы на время до получения указаний от заказчика. Если подрядчик не предупредит заказчика о перечисленных обстоятельствах либо будет продолжать при наличии этих обстоятельств работу, не дожидаясь истечения предусмотренного договором срока для ответа на претензию (при отсутствии такого срока в договоре - "разумного срока"), или, наконец, в случаях, когда, несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работ, подрядчик будет все-таки их продолжать, подрядчик теряет право при предъявлении им самим требований к заказчику ссылаться на такого рода обстоятельства (см. п. 2 ст. 716 ГК).11

     Статья 741 ГК оставляет открытым вопрос о  последствиях просрочки приемки  результата работы заказчиком. Нет  особых указаний на этот счет и в  ст. 753 ГК, специально посвященной сдаче  и приемке работ по договору строительного  подряда. Соответственно в указанных случаях должна вступить в силу общая для подряда норма (ст. 720 ГК): при уклонении заказчика от принятия выполненной работы, повлекшем за собой просрочку в ее сдаче, риск случайной гибели изготовленной вещи признается перешедшим к заказчику с момента, когда ее передача должна состояться.12 При отсутствии решения соответствующего вопроса в ст. 741 ГК следует признать, что на договор строительного подряда распространяется общее правило ст. 705 ГК, по которому риск случайной гибели или случайного повреждения материалов и оборудования несет сторона, которая их предоставила. Обращение к указанной статье Кодекса связано с тем, что предметом строительного подряда могут быть работы, которые представляют собой переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения без расширения имеющихся зданий и сооружений главного назначения. Речь идет, в частности, о работах, которые связаны с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня на основе достижений научно-технического прогресса и осуществляются по комплексному проекту на реконструкцию предприятия в целом в целях увеличения его производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции. В подобных случаях в соответствии со ст. 705 ГК последствия случайной гибели или повреждения реконструируемого объекта должны быть возложены на собственника, в роли которого выступает сам заказчик или третье лицо. Указанное правило также распространяется на материалы и оборудование, но только в том случае, когда они становятся частью объекта.

     Во  всех ситуациях, при которых решение вопроса о распределении риска в договоре строительного подряда из-за отсутствия прямого указания в ст. 741 ГК возникает необходимость руководствоваться ст. 705 ГК, следует иметь в виду, что последняя, в отличие от ст. 741 ГК, содержит диспозитивные нормы. Поэтому ответ на вопрос о последствиях гибели материалов и оборудования, переданных для проведения работ, должен быть дан только с учетом возможности особого решения в законе, ином правовом акте или договоре. И только в отношении гибели или случайного повреждения самого объекта строительства в силу императивного характера ст. 741 исключается принятие сторонами отличного от предложенного в ней решения.

     С распределением риска между сторонами некоторым образом связан и вопрос о моменте возникновения права собственности у заказчика на выстроенные подрядчиком здания и сооружения. Поскольку права на те и другие объекты подлежат государственной регистрации, заказчик должен считаться собственником только с момента ее совершения. Следует особо отметить, что сам по себе вопрос о переходе права собственности может иметь значение применительно не только к переходу риска, но также наложения ареста и обращения взыскания на имущество должника, ответственности его перед третьими лицами и др.13

     В новых экономических условиях для  строительного подряда приобретает  особое значение вопрос о страховании  различного рода рисков, которые лежат  на соответствующей стороне. Статья 742 ГК допускает принятие на себя стороной по договору соответствующей обязанности - застраховать лежащий на ней риск, заключив для этой цели договор со страховщиком. Страхование, предусмотренное в указанной статье, осуществляется в интересах обеих сторон - той, на которую падает риск, - поскольку при наличии страхового случая она не понесет потерь сверх общей суммы уже выплаченной ею страховой премии, и одновременно ее контрагента, который приобретает реальную гарантию получения страхового возмещения при наступлении обстоятельств, представляющих собой страховой случай. Такого рода гарантия выражается в предположительно высокой платежеспособности страховых компаний, обеспечиваемой различными нормами страхового законодательства.

     Страхование в строительном подряде имеет  свои временные границы: как таковое оно прекращается вместе с прекращением самого связывающего заказчика с подрядчиком договора, поскольку в указанный момент сторона, на которую возлагается обязанность страхования, утрачивает застрахованный ею интерес. Это дает основания рассматривать соответствующие обязанности как страхование на период строительства.

     Страхование может охватывать в силу п. 1 ст. 742 ГК прежде всего риск случайной гибели или случайного повреждения всего  используемого в строительстве  имущества, включая различного рода материалы. Применительно к материалам для строительства крупных объектов может быть использовано страхование по генеральному полису (ст. 941 ГК).

     Другим  видом, упомянутым в том же п. 1 ст. 742 ГК, является страхование ответственности  за причинение при строительстве вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. Оно проводится прежде всего в пользу потенциальных потерпевших и в их интересах.14 Однако такое страхование может представить особый интерес и для подрядчика как лица, которое призвано нести ответственность в подобных случаях причинения вреда. Помимо этого, суммы выплачиваемых подрядчиком премий, которые связаны с такого рода страхованием, могут быть по условиям подрядного договора включены в общую стоимость строительства.

     Страхование не освобождает соответствующую сторону от обязанности принимать необходимые меры для предотвращения наступления страхового случая (п. 2 ст. 742 ГК), а приведенная норма, в частности, связана с возможностью для стороны, в пользу которой осуществлено страхование, взыскать с контрагента сумму убытков, не покрытую страховым возмещением.

     В договоре, в котором предусмотрена  необходимость страхования, указываются  обычно его виды, страховые риски, страховая сумма, сроки страхования. Характер последствия отсутствия в договорах страхования перечисленных условий, из числа подлежащих согласованию, зависит от характера этих условий.

     Вопрос  о распределении риска упирается  в более общий: в какой момент заказчик становится собственником  предмета подряда. На мой взгляд, определение подряда в ГК не как работы,  а как достижение результата работы позволяет сделать вывод, что заказчик приобретает право собственности на изготовляемую вещь только с момента, когда он принял ее от подрядчика. Такое решение вряд ли вызывает сомнение применительно, к бытовому подряду. Имеется ввиду, что до сдачи портным заказанного ему костюма его собственником является подрядчик и соответственно распоряжаться им заказчик может только с момента получения костюма.

     Если  в силу ст. 219 ГК право собственности на объект недвижимости возникает с момента регистрации, то до сих пор нельзя считать соответствующий объект недвижимостью.15 Объект строительства, представляет собой имущественный комплекс, выступающий как определенное единство. Право собственности на этот объект у заказчика возникает с момента его приемки у подрядчика, что не взывает сомнений. Трудности вызывает определение субъекты права на объект строительства до его передачи в порядке ст. 753 ГК.

Информация о работе Договор строительного подряда