Договор строительного подряда как институт гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Строительный подряд в настоящее время является одним из самых перспективных способов осуществления предпринимательской деятельности в сфере отношений, связанных с объектами недвижимости. Привлекательность данного вида деятельности состоит в том, что у подрядчика есть возможность специализироваться на каком-то одном виде строительного подряда (строительство новых объектов, капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение объектов недвижимости и т.п.), либо осуществлять эти виды работ одновременно, т.е. комплексно.

Работа содержит 1 файл

Договор строительного подряда как институт гражданского права.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

 

С учетом изложенного, можно констатировать наличие главного отличительного признака гражданского договора от иных соглашений об установлении (изменении или прекращении) прав и обязанностей -равенство участников правоотношения (сторон договора) на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

 

Кроме того, контракт характеризуют  такие признаки, как:

 

- консенсуальность (считается заключенным  с момента подписания контракта  или протокола проведения аукциона);

 

- возмездность (подрядчик обязуется  выполнить определенные подрядные работы, а государственный заказчик обязуется оплатить или обеспечить их оплату);

 

- существенные условия определены  Гражданским кодексом РФ, федеральными  законами и иными нормативно-правовыми  актами РФ и субъектов РФ.

 

19

 

Использование законодателем термина «контракт» (лат. contractus) можно объяснить тем, что в мировой практике под contractus понимают не просто соглашение между двумя или несколькими лицами, а юридически обязательное соглашение, в котором существенные условия, такие как: предмет, права и обязанности, ответственность за выполнение (невыполнение) условий контракта определяются заказчиком.

 

Изложенные факты позволяют  сказать, что государственный или  муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных  или муниципальных нужд следует признать разновидностью договора подряда, который, несмотря на специальный порядок (процедуру) заключения и наличие существенных условий, определяемых заказчиком в соответствии с государственными (муниципальными) нуждами, характеризуется равенством сторон.

 

6. Законодательством РФ предусмотрено,  что основанием выполнения работ  по строительству, реконструкции,  капитальному ремонту для государственных  нужд является контракт, заключаемый  по итогам проведения аукциона,[28] в котором побеждает лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. При этом другие факты и обстоятельства, характеризующие субъекта, например, опыт, качество и срок выполнения аналогичных заказов, уровень его профессионализма и т.п., не принимаются во внимание.

 

Иная ситуация складывается если заказ  размещается путем проведения конкурса[29], то помимо цены, критериями оценки заявок могут быть качество и сроки выполнения работ, квалификация участника, объем  и срок предоставления гарантий и  т.п. Иначе говоря, размещение заказа путем проведения конкурса позволяет принять во внимание широкий спектр обстоятельств и фактов, характеризующих не только будущего подрядчика, но и позволяющих более рационально расходовать

 

 

 

 

 

 

20

 

бюджетные средства, улучшить качество и сократить сроки выполнения работ для государственных нужд.

 

С учетом изложенного, усматривается  явная целесообразность размещать  заказы на выполнение работ для государственных  или муниципальных нужд путем  проведения конкурса. В целях реализации данного предложения необходимо внести изменения в соответствующие законодательные и иные нормативные правовые акты.

 

7. Вряд ли кто будет оспаривать  факт, что строительная и иная  связанная с ней деятельность, являются источником повышенной  опасности. Однако страхование как обязательное условие договора или контракта ныне действующее законодательство не предусматривает. Правда, ст. 742 ГК РФ содержит диспозитивное правило о страховании объекта строительства, в котором допускается страхование риска причинения вреда другим лицам.

 

Однако это правило, по моему  мнению,. не достигает желаемого  результата по двум причинам. Во-первых, такое страхование является добровольным и, во-вторых, он «привязано» к страхованию  объекта строительства. В то время  как усматривается явная необходимость выделить этот вид страхования как обязательный.

 

С учетом изложенного, предлагаю разработать  и ввести в законодательные нормы  правила об обязательном страховании  ответственности подрядчика при  выполнении строительных, ремонтных  и т.п. работ, в том числе выполняемых для государственных или муниципальных нужд. Как вариант возможного решения этой проблемы, представляется целесообразным дополнить параграф 3 «Строительный подряд» главы 37 «Подряд» ГК РФ отдельной статьей следующего содержания:

 

«Статья 742.1. Обязательное страхование ответственности подрядчика при выполнении строительных работ, капитальном ремонте, реконструкции, переоборудовании, в том числе выполняемых для государственных или муниципальных нужд

 

Подрядчик обязан страховать свою ответственность за ущерб, который может быть им причинен гражданам при выполнении

 

21

 

строительных работ, капитальном  ремонте, реконструкции, переоборудовании, в том числе выполняемых для  государственных или муниципальных  нужд».

 

Соответственно, из ст. 742 ГК РФ следует исключить страхование ответственности за вред, причиненный другим лицам.

 

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования  нормотворческими органами содержащиеся в диссертации выводы и предложения  для совершенствования действующего законодательства в сфере строительного подряда, в том числе для государственных или муниципальных нужд. Также теоретические выводы и положения могут быть использованы правоприменительными органами при рассмотрении споров, вытекающих из обязательств по договору строительного подряда. Материалы и результаты исследования можно использовать при совершенствовании программ курсов «Гражданское право» и «Российское предпринимательское право», на их основе можно разработать спецкурс и учебно-методические материалы к нему. Результаты настоящей работы также могут быть использованы в ходе дальнейших научных исследований в области гражданского и предпринимательского права, касающихся подрядных отношений в строительстве, в том числе для государственных нужд.

 

Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования, основанные на них выводы, положения  и рекомендации нашли отражение  в пяти опубликованных работах автора, а также теоретические и практические предложения, сделанные в работе, используются автором в процессе практической деятельности. В апреле и мае 2008 г. основные выводы и предложения, сделанные в работе, докладывались на конференции Российского государственного института интеллектуальной собственности, а также в Российской академии предпринимательства (тезисы докладов опубликованы).

 

Объем и структура диссертационной  работы определяются требованиями, предъявляемыми к работам такого уровня, целями и задачами исследования, а также  особенностями правового регулирования  института общей долевой собственности.

 

22

 

Цели и задачи, поставленные в  диссертационном исследовании, определили её структуру. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих 7 параграфов, заключения, списка использованных источников.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования, анализируется степень ее научной разработанности, определяются цели и задачи исследования, характеризуются теоретические и методологические основы исследования, излагаются основные положения, выносимые на защиту, выявляется научная новизна и практическая значимость работы, а также представлена информация об апробации результатов исследования.

 

Глава первая «Соотношение понятий  подряд, строительный подряд и услуга в гражданском законодательстве»  посвящена исследованию теоретических и нормативных основ правового регулирования указанных правовых категорий, а также выявлению их сходства и различия. Глава включает 3 параграфа.

 

В § 1.1. Подряд в гражданском праве  рассматриваются основные понятия  и существенные условия договора, а также отмечается, что ГК РСФСР 1964 г. расчленял договор подряда на "Подряд" (глава 30) и "Подряд на капитальное строительство" (глава 31). Договор подряда применялся в правоотношениях между гражданами, гражданами и социалистическими организациями, а также между социалистическими организациями.

 

Однако по мере развития рыночных отношений, а точнее, уже в Основах  гражданского законодательства Союза  ССР и республик 1991 г. подряд на капитальное  строительство возвращается в состав подряда, при отсутствии разделения понятия "подрядчика" по субъектному составу. Эту позицию законодатель сохранил и в ГК РФ, который дифференцирует подряд по трем основным критериям, в зависимости от: конечной цели –

 

23

 

результата работ; чьим иждивением (трудом) исполняются работы; распределения риска между сторонами.

 

В § 1.2. Строительный подряд как разновидность  подряда

 

диссертантом уделяется особое внимание рассмотрению правовой природы  данного договора, изучению его содержания. Подчеркивается, что работы, выполняемые по договору подряда, характеризуются следующими признаками:

 

-          подрядчик  обязуется изготовить или переработать (обработать) вещь либо выполнить  другую работу и передать ее  результат заказчику;

 

- при изготовлении вещи, подрядчик  передает права на нее заказчику.

 

- если иное не предусмотрено  договором, подрядчик самостоятельно  определяет способы выполнения  задания заказчика (ст.703 ГК РФ).

 

В известном смысле ст.703 ГК РФ относит  к подряду случаи переработки  и обработки вещей (п.7 ст.720 ГК), как основания приращения, приобретения права собственности (ст.220 ГК).

 

В § 1.3. Соотношение подряда и  услуги рассматриваются различные  точки зрения ученых относительно правовой природы подрядных работ, собственно подряда и услуги. Автор поддерживает точку зрения о том, что работа должны иметь материальный результат, в то время как услуга -процесс деятельности, направленный на получение нематериального блага. Диссертантом осуществлено комплексное исследование института возмездного оказания услуг: дано понятие договора возмездного оказания услуг, рассмотрен предмет и другие условия данного договора, сформулировано определение понятия «услуги» как особого объекта гражданских правоотношений; осуществлен анализ современного законодательства, регулирующего институт возмездного оказания, услуг; определен правовой статус сторон договора возмездного услуг, рассмотрены вопросы динамики договорных отношений по оказанию услуг.

 

С учетом изложенного диссертант придерживается точки зрения, согласно которой услуга и работа - две самостоятельные правовые категории, каждая из которых нуждается в самостоятельном правовом регулировании.

 

24

 

Глава П. Правовой статус договора строительного  подряда состоит из двух параграфов, которые посвящены анализу основополагающих концепций гражданско-правовой сущности договора строительного подряда рассмотрению различных научных подходов к его определению и выявлению проблем, возникающих в процессе правоприменения.

 

В § 2.1. Договор строительного подряда  как вид гражданского договора диссертант отмечает его особенности, в том числе: при строительном подряде (п. 1 ст. 755 ГК РФ) гарантируются достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность его эксплуатации в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Допускается удлинение гарантийных сроков, предусмотренных законом. При определенных условиях подрядчик может освобождаться от ответственности за обнаруженные в пределах гарантийного срока недостатки. Договор подряда может предусматривать не только выполнение строительно-монтажных работ, но и обязанность заказчика поставить некоторые материальные ценности на строительный объект. При отсутствии указанных ценностей на объекте подрядчик не может выполнять свои обязательства по договору. Следовательно, договором подряда должна быть предусмотрена обязанность заказчика оплатить простой по согласованной стоимости на основании двустороннего акта.

 

§ 2.2. Государственный или муниципальный  контракт как разновидность договора подряда. В ГК РФ выделено 3 вида договоров, в которых участвует государство:

 

- на поставку товаров для  государственных нужд;

 

- на выполнение подрядных работ  для государственных нужд;

 

- на выполнение научно-исследовательских  работ, опытно-конструкторских работ и технологических работ.

 

При этом законодатель использует специальный  термин «государственный контракт». Смысл  включения в главу 37 ГК РФ параграфа 5 состоит в том, что для определенной сферы отношений, связанной с  удовлетворением государственных или муниципальных нужд, создается особый правовой режим, цель которого состоит в оптимальном

 

25

 

сочетании специальных гарантий для  обеих сторон государственного или  муниципального контракта. В этом выражаются, прямо или косвенно присущие соответствующим отношениям определенные публичные начала.[30] Термин «государственный контракт» подчеркивает, с одной стороны, его особую значимость для государственных или муниципальных нужд, с другой - участие органов власти посредством государственных заказчиков.

 

В Главе III. «Особенности договора строительного  подряда» автор предпринимает попытку  выявить и проанализировать вопросы, которые приобрели особую актуальность в условиях рыночных отношений, в  частности, «риск подрядчика» и  понятие «недвижимость».

 

В § 3.1. Риск в строительном подряде  диссертант отмечает, что по ГК РФ обязательное страхование риска ответственности  за нарушение обязательств по договору допускается лишь в случаях, предусмотренных  законом. Вместе с тем, вряд ли кто  будет оспаривать факт, что строительная и иная связанная с ней деятельность является источником повышенной опасности. Поэтому автор предлагает разработать правовой механизм обязательного страхования ответственности подрядчика за вред, причиненный им гражданам, при осуществлении строительной и иной связанной с ней деятельности, который позволит обеспечить возмещение, когда имущественные возможности подрядчика этот вред не покрывают.

 

В § 3.2. Недвижимость как объект договора строительного подряда диссертант обосновывает авторскую точку зрения о том, что понятие недвижимости имеет довольно «размытые» законодательные формулировки. В частности, ст. 130 ГК РФ использует термины «недвижимые вещи», «недвижимое имущество», «недвижимость» как синонимы, устанавливая при этом несколько критериев:

 

-          земельные  участки, участки недр,

 

-  все, что прочно связано  с землей,

 

-  подлежащие государственной  регистрации воздушные и морские  суда, суда внутреннего плавания, космические объекты,

Информация о работе Договор строительного подряда как институт гражданского права