Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 02:42, курсовая работа
Цель работы заключается в исследование гражданско-правовых отношений розничной купли-продажи, выявление особенностей заключения договора дистанционным способом.
Для достижения названной цели необходимо решить следующие задачи:
1. сформулировать понятие договора розничной купли-продажи и обозначить сферу применения договора;
2. определить форму совершения договора розничной купли-продажи и установить порядок заключения договора, раскрыть особенности заключения договора при дистанционных покупках;
3. выявить существенные условия договора розничной купли-продажи, в том числе выявить действительную сущность подарочного сертификата;
4. сформулировать основные права и обязанности сторон договора розничной купли-продажи, показать действительно возможное его содержание.
Договор
регламентируют ст. 492-505 Гражданского
кодекса РФ, общие нормы о договоре купли-продажи
ст. 454-491 ГК РФ, Закон РФ «О защите прав
потребителей», если в роли покупателя
выступает гражданин; правила отдельных
видов розничной купли-продажи и правила
продажи отдельных видов товаров, которые
утверждает Правительство РФ, например,
Правила комиссионной торговли непродовольственными
товарами от 6 июня 1998 г., Правила продажи
товаров по образцам от 21 июля 1997 г. , Правила
продажи отдельных видов товаров от 19
января 1998 г.
Договор
розничной купли-продажи
Следует отметить, что по общему правилу, установленному ст. 493 ГК РФ, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Причем законодательно определено, что отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.
Договор розничной купли-продажи по способу заключения относится к категории договоров присоединения (ст. 428 ГК РФ). Факт заключения договора розничной купли-продажи в надлежащей форме удостоверяется выдачей продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара.
Данное положение отражается и в реальной судебной практике. Например, по мнению ответчика, из кассового чека не усматривается, какой именно диск – контрафактный или лицензионный – был реализован в конкретной торговой точке. Поэтому он не может служить доказательством реализации контрафактного диска.
Суд пояснил, что согласно ГК РФ факт заключения договора розничной купли-продажи подтверждается выдачей продавцом покупателю кассового или товарного чека.
Представленный в дело кассовый чек имеет ИНН ответчика, его фирменное наименование. Поэтому его можно считать доказательством, подтверждающим факт продажи ответчиком контрафактного диска.6
Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий (ст. 493 ГК РФ).
Представляется, однако, что устная форма договора розничной купли-продажи является скорее исключением из общего правила о письменной форме данного договора. Об этом свидетельствуют нормы Гражданского кодекса РФ о публичной оферте, об обязанности продавца предоставить покупателю информацию о товаре. Кроме того, отнесение договора розничной купли-продажи к договорам присоединения практически исключает устную форму договора, поскольку предполагает использование стандартных форм, формуляров, наличие у продавца письменных документов о товаре, его цене и других существенных условиях договора розничной купли-продажи.
Если
приобретаемый покупателем
При продаже товаров, подлежащих обязательной сертификации, продавец доводит до сведения покупателя информацию о сертификации товаров. Сведения о сертификации в товарно-сопроводительных документах должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Объем обязательной печатной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов.
Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.
Особенностью договора розничной купли-продажи является то, что он может заключаться путем публичной оферты. В соответствии с нормами гражданского законодательства оферта представляет собой первую стадию заключения договора.
Понятие публичной оферты раскрыто в ст. 437 ГК РФ, причем из нее следует, что необходимо различать приглашение к оферте и саму публичную оферту. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются именно как приглашение делать оферты. Однако, если реклама, адресованная неопределенному кругу лиц, будет содержать все существенные условия договора, предлагаемого к заключению, она может быть признана публичной офертой.7
Как следует из п. 2 ст. 437 ГК РФ, публичной офертой признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего это предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым желающим.
Порядок использования публичной оферты в рознице установлен в ст. 494 ГК РФ, он касается как торговли в месте нахождения товара, так и торговли вне этого места.
Пункт 1 ст. 494 ГК РФ устанавливает особенности заключения договора розничной купли-продажи на условиях публичной оферты вне места нахождения товара. Согласно указанной норме предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (п. 2 ст. 437 ГК РФ), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Таким образом, если предложение товара в рекламе, каталоге и так далее признается публичной офертой, то розничный продавец обязан заключить договор с любым отозвавшимся на данное предложение лицом.
Несколько
иные условия заключения договора розничной
купли-продажи установлены в
Следовательно, в месте продажи товара покупатель вправе требовать от розничного продавца исполнение обязанностей по договору, даже если на выставленный (демонстрируемый) товар отсутствует цена или не указаны другие существенные условия договора. Исключением являются лишь товары, явно не предназначенные для продажи (оформление торгового зала, торговое оборудование и тому подобное).
В
настоящее время широкое
При дистанционной торговле договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора (п. 2 ст. 497 ГК РФ, п. 1 ст. 261 Закона Российской Федерации от 7.02.92 г. № 2300-1 «О защите прав потребителя» в ред. от 25.10.07 г.
Торговля, осуществляемая через интернет-магазин, является дистанционной, когда покупатель принимает решение о заключении договора и совершает необходимые для этого действия после ознакомления с предложением приобрести товар, размещенном на веб-сайте.8
Важно учитывать, что по своему юридическому значению размещенная на веб-сайте информация о товаре, предназначенная для пользователей Интернета (всех или определенных, имеющих право доступа на данный интернет-сайт), представляет собой оферту, так как является адресованным одному или нескольким конкретным лицам предложением, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (п. 1 ст. 435 ГК РФ).
В
соответствии с п. 12 Правил продажи
товаров дистанционным
Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом (части 2, 3 ст. 435 ГК РФ), т.е. интернет-магазин обязан будет заключить с покупателем договор на указанных в предложении условиях. Имеются исключения из данного правила. Продавец не будет связан офертой в двух случаях:
если в предложении, размещенном в сети Интернет, он специально оговорил свое право на отзыв полученной покупателем оферты (т.е. фактически на возможный отказ от заключения договора на соответствующих условиях);
когда извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой.
Оговорки,
о которых идет речь, могут быть
размещены либо непосредственно
в разделе об описании товара, либо
в ином разделе интернет-магазина,
касающемся условий продажи. Единственным
требованием к порядку
Оферта должна считаться полученной адресатом, когда посетитель интернет-магазина загрузил на своем компьютере соответствующую страницу, содержащую предложение о заключении договора и его существенные условия. Представляется верным, что, если посетитель интернет-магазина в момент получения оферты не воспользовался правом на заключение соответствующего договора, т.е. не произвел действий, которые (по описанию, размещенному на веб-сайте интернет-магазина) необходимы для заказа товара (для акцепта), он теряет право в дальнейшем ссылаться на условия той или иной оферты. Это не противоречит положениям ст. 436 ГК РФ, согласно которым полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано.
Учитывая специфику интернет-торговли, когда количество покупателей значительно, а обновление информации возможно в реальном времени, срок для акцепта оферты, размещенной на сайте интернет-магазина, должен приравниваться к сроку ознакомления покупателем с исчерпывающей информацией о товаре и условиях его продажи. При этом, однако, необходимо учитывать положения п. 2 ст. 261 Закона о защите пав потребителей и п. 12 Правил продажи товаров дистанционным способом: продавец обязан сообщить покупателю о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Следовательно, помимо прочего продавцу следует разместить на веб-сайте интернет-магазина информацию относительно срока действия оферты, причем он вправе устанавливать любой срок по своему усмотрению исходя из особенностей товара, организационных особенностей интернет-торговли и других критериев.
До заключения договора продавец обязан сообщить покупателю необходимую информацию, указанную в п. 2 ст. 261 Закона о защите прав потребителей и п. 8 Правил продажи товаров дистанционным способом. Прежде всего покупателю должны быть предоставлены сведения о продавце – его полное фирменное наименование и адрес, а также наименование и адрес изготовителя. Далее покупатель получает информацию о товаре, которая должна включать сведения о его основных потребительских свойствах, сроке службы, сроке годности, гарантийном сроке, месте изготовления товара. При определении объема информации, которая предоставляется покупателю на данном этапе, продавцу следует руководствоваться, в частности, требованием п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей: информация о товарах должна предоставляться своевременно в объеме, обеспечивающем возможность их правильного выбора. С учетом данной нормы именно на этом этапе до покупателя должна доводиться информация о необходимости использования квалифицированных специалистов по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые по техническим требованиям не могут быть допущены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов (ч. 2 п. 3 Правилпродажи товаров дитанционным способом).