Договор розничной купли-продажи и защита прав потребителей в торговом обслуживании

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Невозможно представить нашу повседневную жизнь без приобретения продуктов питания, одежды, обуви, мебели и других вещей. Все эти вещи граждане приобретают, заключая договоры розничной купли-продажи. Договор розничной купли-продажи служит своеобразным индиактором конкурентоспособности товаров. По тому, как покупаются товары, производители, поставщики, маркетологи могут судить о спросе и предложении на них и в зависимости от этого организовывать свою деятельность. Таким образом, договор розничной купли-продажи является инструментом развития рынка потребительских товаров

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нормативное регулирование договоров розничной купли-продажи. 4
Глава 2. Особенности договоров розничной купли-продажи 7
Глава 3. Механизмы защиты прав потребителей в торговом обслуживании 10
Заключение. 24
Список использованных правовых источников и литературы 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая Гражданка.docx

— 56.02 Кб (Скачать)

Также суд в своём решении указал, что время устранения недостатков, выявленных и устранённых в автомобиле истца до рассмотрения данного дела, не превышает установленный ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» срок (тридцать дней), в течение которого потребитель не мог использовать товар вследствие неоднократного устранения его различных недостатков в течение каждого года гарантийного срока.

Однако требования, основанные на ст. 18 Закона Российской Федерации  «О защите прав потребителей», были заявлены истцом в связи с наличием в  приобретённом автомобиле, по его мнению, существенного недостатка, а не в связи с невозможностью использования им товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения различных его недостатков.

Кроме того, устранение недостатков  товара в рамках установленного законом  срока, указанного выше, не препятствует возможности потребителя отказаться от исполнения договора купли-продажи  и воспользоваться правом на обращение  с требованием о возврате уплаченной за товар суммы либо с требованием  о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой  же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены в случае обнаружения в товаре существенного недостатка. [9]

Для случаев ремонта товаров  длительного пользования Закон  РФ "О защите прав потребителей" устанавливает дополнительную обязанность  продавца (изготовителя) за свой счет безвозмездно предоставить потребителю на все  время ремонта аналогичный товар. Исключения из этого правила установлены  Перечнем товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на время ремонта или замены аналогичного товара, утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55.

Требование о расторжении  договора розничной купли-продажи  может быть предъявлено покупателем  также независимо от характера обнаружившихся в товаре недостатков (тогда как  по общим правилам ст.475 ГК РФ - лишь при обнаружении существенных недостатков).

Между покупкой товара (недоброкачественного) и предъявлением покупателем  требований о его замене или уменьшении покупной цены может пройти довольно большой промежуток времени, за который  цены на этот товар, скорее всего, вырастут. Для защиты интересов покупателя в этих случаях ст.504 ГК устанавливает  ряд специальных правил. Так, продавец не может требовать от покупателя возмещения разницы между договорной ценой товара и ценой товара, существующей на момент замены товара. Иными словами, риск удорожания товара в этом случае падает на продавца.

Гражданский кодекс специально не регулирует вопросы сроков обнаружения  недостатков проданного товара, поэтому  они должны решаться по общим правилам ст.477 ГК. Однако для случаев потребительской  розничной купли-продажи Закон  о защите прав потребителей предусматривает  соответствующие положения (ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Они в целом аналогичны ст.477 ГК за одним исключением: разумный срок, в течение которого потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками проданного ему товара (на который не установлен гарантийный срок или срок годности), во всяком случае, не может быть меньше 6 месяцев для движимых вещей и двух лет - для недвижимости [7].

В соответствии с законодательством  продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования  в целях, для которых товар  такого рода обычно используется (п. 2 ст. 469 ГК РФ). А если товар оказался непригодным, тогда покупатель вправе потребовать:

– замены на товар этой же марки (модели и (или) артикула);

– замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим  перерасчетом покупной цены;

– соразмерного уменьшения покупной цены;

– незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или  возмещения расходов на их исправление  потребителем или третьим лицом.

Потребитель вправе потребовать полного  возмещения убытков, причиненных ему  вследствие продажи товара ненадлежащего  качества.

Вышеперечисленные требования покупатель может предъявить не только продавцу, но и изготовителю, импортеру.

Законодателем предусмотрен и односторонний  отказ от исполнения договора в отношении  изготовителя – возврат изготовителю товара ненадлежащего качества. Потребитель вправе вернуть изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы [2]. А также возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, в случае если требование не было удовлетворено добровольно, на момент вынесения судебного решения [2].

Если возвращается товар  ненадлежащего качества, проданный  в кредит, потребителю должна быть возвращена уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного  ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещена плата  за предоставление кредита.

Требование потребителя о возврате уплаченных за товар денег подлежит удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня предъявления претензий [2]. Причем отсутствие у покупателя кассового или товарного чека (либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки) не является основанием для отказа ему в требовании вернуть деньги [2]. А если продавец отказывается сделать возврат по причине отсутствия указанных документов, то можно представить свидетеля совершенной покупки. Ведь в качестве доказательства заключения договора розничной купли-продажи и его условий покупатель может сослаться на свидетельские показания. Также фактом, подтверждающим покупку, могут служить контрольная лента, гарантийный талон.

Не исключено, что в поломке  товара продавец может обвинить покупателя. Если возникнет спор о причинах возникновения  недостатков товара, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или  уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза проводится в течение 20 дней со дня предъявления такого требования.

Особые правила установлены  для возврата технически сложных  товаров. К технически сложным товарам относятся: автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, холодильники, морозильники, стиральные машины, персональные компьютеры, тракторы, мотоблоки и мотокультиваторы.

При обнаружении в таком товаре любых недостатков потребитель  в течение 15 дней со дня получения (продажи) товара вправе вернуть его  и потребовать возврата уплаченной суммы либо потребовать его замены на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим  перерасчетом покупной цены.

Однако по истечении этого срока  указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев.

1. Обнаружение существенного недостатка. Под существенным недостатком товара понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Например, в постановлении Президиума Московского областного суда от 20.09.2006 № 543 по делу № 44г-341\06 указано, что неисправность приводного ремня стиральной машины не может быть квалифицирована как существенный недостаток, поскольку из результатов экспертизы следует, что стиральная автомашина находится в работоспособном состоянии, а ее недостаток квалифицируется как несущественный и легкоустранимый [12]. В определении Верховного Суда РФ от 05.10.2005 № 5-В05-144 говорится, что такая неисправность, как течь цилиндра сцепления транспортного средства, не является препятствием для нормальной эксплуатации автомобиля и не относится к существенным недостаткам товара [10].

2. Нарушение установленных Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара.

3. Невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

При этом неоднократность возникновения  недостатка, а также выявление  недостатка вновь после его устранения являются основными признаками для  квалификации недостатка как существенного. Но при возникновении разногласий  о неоднократности недостатка, подход каждый раз будет индивидуальным.

Вернуть деньги за товар можно в  день его покупки. Такое правило  установлено Типовыми правилами  эксплуатации контрольно-кассовых машин  при осуществлении денежных расчетов с населением и постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132. В этом случае продавец составляет накладную в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, а другой вручается покупателю. Именно этот документ является основанием для получения денежной суммы. Далее кассир-операционист выдает деньги. Причем такое действие возможно при наличии на возвращенном чеке подписи директора (заведующего) или его заместителя и лишь по чеку, выданному в данной кассе.

Если товар возвращается продавцу спустя некоторое время - процедура более сложная. Она прописана в письме Центрального Банка РФ от 04.10.1993 № 18 и Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли.

Таким образом, покупатель, приобретший  некачественный товар, может вернуть  его продавцу в день покупки или  позже [5].

Выводы по третьей  главе:

Подводя итог, можно сказать, что в ответственности по договору розничной купли-продажи есть несколько  особенностей: потребитель может  требовать компенсации морального вреда за нарушение своих имущественных  прав; за нарушение прав потребителя  может нести ответственность  не только продавец, но и изготовитель; возмещение убытков не освобождает  продавца от исполнения обязательств; покупатель обладает более широкими правами по сравнению с продавцом.

 

 

 

Заключение.

Договор розничной купли-продажи - это уникальный договор. По своей  распространенности и широте применения он не сравним, пожалуй, ни с одним другим договором гражданского оборота. Можно сказать, что розничная купля-продажа - это основа гражданского оборота. И потому очень важно, чтобы этот договор эффективно регулировался и охранялся нормативными актами государства. А права потребителей, как наиболее слабой стороны договора, должны охраняться особо.

Основным источником правового регулирования отношений, связанных с куплей-продажей, является Гражданский кодекс российской Федерации и прежде всего его глава 30 (ст. 454-566), а также иные  правовые акты Российской Федерации, относящиеся к защите прав потребителей, особенностям купли-продажи отдельных видов товаров.

Договор розничной купли-продажи - это двусторонний, консенсуальный, возмездный договор. Специфической чертой его является то, что продавцом всегда выступает предприниматель, осуществляющий профессиональную деятельность по продаже товаров в розницу. Это предполагает большую степень ответственности со стороны продавца, как профессионала в данном договоре. Покупателем, напротив, может быть лишь гражданин приобретающий товары исключительно для личных, семейных и домашних нужд.

По общему правилу, гражданско-правовой договор считается заключенным, когда между сторонами достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. Договор розничной купли-продажи  считается заключенным с момента  оплаты товара. Однако оплата товара и  достижение соглашения между сторонами - это не одно и то же. Иногда оплата следует за соглашением сторон, иногда предшествует ему. Это законодательное  решение небезупречно, но имеет и  свои положительные черты. Ведь момент оплаты товара всегда формально определен, а это снимает возможные споры, был заключен договор или нет.

Для эффективного функционирования системы розничной купли-продажи  необходимы четко прописанные права  и обязанности обеих сторон по договору. И если права покупателей  достаточно обширны и охраняются отдельным законом, то права продавца заключаются, главным образом, в  отказе от исполнения договора в строго определенных случаях.

Покупатель обязан лишь принять  и оплатить товар. Обязанности продавца весьма обширны, и за их неисполнение он несет строгую ответственность.

Нарушение имущественных  прав потребителя дает право требовать  компенсации морального вреда. Ответственность  за нарушение прав потребителя может  понести не только продавец, но и  изготовитель товара.

Но, несмотря на четко прописанные  в нормативных актах права  и обязанности сторон, нарушения  в сфере розничной купли-продажи  отнюдь не редки. Все еще высока степень  безответственности и безнаказанности  продавцов и изготовителей. Причина  кроется в пассивности, нежелании  граждан бороться за свои права, в  низком уровне правовой образованности. Законы не могут работать сами по себе, в отрыве от населения, от граждан  страны. Необходимо повышать уровень  правовой культуры граждан, показывать, что с беззаконием можно эффективно бороться.

 

 

Список использованных правовых источников и литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ //РГ. – 1996   - № 23-27 (в ред. от 14.06.2012)
  2. Закон РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей»: // РГ. – 16.01.1996 № 8 (в ред. от 28.07.2012)
  3. Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров":// РГ. – 2011 г. - N 257

Научная и учебная  литература

  1. Зенин, И.А. Гражданское право: учебник для вузов. – М.: Высшее образование / И.А. Зенин, 2007. – 161 с.
  2. Кондаурова Т.Н. «Вернуть товар можно!»// «В курсе правового дела». 2009. № 6
  3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2 т. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина). - Ин-т государства и права РАН. - 6-е изд., перераб. и доп. - "Издательство Юрайт", 2011 г.
  4. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: в 3 т. Том 2: учеб.4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект. 2005. - 848 с.
  5. Суханов Е.А. Гражданское право: В 4 т. Том 3: Обязательственное право: Учебник.3-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 766 с.

Информация о работе Договор розничной купли-продажи и защита прав потребителей в торговом обслуживании