Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:15, курсовая работа
Целью работы автора является обобщение информации для правильного решения спорных вопросов, связанных с отчуждением недвижимости.
В работе поставлены задачи исследовать элементы договора продажи недвижимости и определить сферу действия договора.
Введение…………………………………………………………………………….3
1Понятие договора продажи недвижимости……………………………………..5
1.1 Понятие недвижимого имущества и нормативно-правового регулирования договора продажи недвижимости………………………………..………………………5
1.2 Стороны и ответственность сторон по договору продажи недвижимости………………...…………………………………………………………...9
2 Существенные условия договора продажи недвижимости…………………..13
2.1Форма и существенные условия договора продажи недвижимости…………………………...……………………………………………….13
2.2 Государственная регистрация договора продажи недвижимости………………………………………….........................………………...17
Заключение…………………………………………………………………...........21
Глоссарий………………………………………………………………………....23
Список использованных источников……………………………………………24
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в договоре существенных условий и правомерно удовлетворил иск ЗАО "Центр художественного проектирования", признав договор купли - продажи от 29.08.08 незаключенным.
Значительно
отличается от общих положений о договорах
и такое существенное условие договора
продажи недвижимости, как цена (ст.
Цена недвижимости может быть установлена в договоре продажи недвижимости на единицу ее площади или иного показателя ее размера. В этом случае общая цена продаваемого недвижимого имущества, подлежащая уплате покупателем, определяется исходя из фактического размера переданного покупателю недвижимого имущества (п.3ст.555ГКРФ).
Момент вступления в силу договора продажи
недвижимости определяется в соответствии
с общими правилами, предусмотренными
пунктом 1 статьи 425 и пунктом 1 статьи 433
ГК РФ: договор вступает в силу и становится
обязательным для сторон с момента его
заключения, каковым признается момент
подписания договора продавцом и покупателем.
2.2
Государственная
регистрация договора
продажи недвижимости
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним впервые была предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации 1994 года (ст. 131) и принятым в соответствии с ним Федеральным законом "О регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним".
Пунктом 1 статьи 165 предусмотрено, что несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, - требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность (ничтожность); в силу пункта 3 статьи 433 договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В практике судов округа возник вопрос, связанный с тем, какие сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации. В некоторых случаях стороны в споре и суды округа требование о государственной регистрации относили ко всем без исключения сделкам с недвижимостью, полагая, что отсутствие регистрации влечёт недействительность сделки в силу пункта 1 статьи 165 ГК РФ. В отношении договоров купли - продажи нежилых помещений, зданий, сооружений указанная позиция Арбитражным судом Самарского городского округа, а также судебной практикой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 7 признавалась неправильной.
По делу N 962/98 окружной суд указал, что по смыслу пункта 1статьи 165 ГК РФ установленные в ней правила относятся к сделкам, требование о государственной регистрации которых предусмотрено законом. Поскольку законом для оспариваемой сделки (договора купли - продажи сооружений)
государственная регистрация не предусмотрена, ее отсутствие не влечет недействительность спорного договора.
Закон устанавливает требование государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, необходимость осуществления регистрации договора связана не с соблюдением формы сделки в договоре купли - продажи недвижимости, а с определением момента перехода права собственности на нее от продавца к покупателю (статьи 131 и 223 ГК РФ).
Порядок государственной регистрации перехода к покупателю прав на недвижимое имущество на основе договора продажи недвижимости определён ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не является предметом данной работы. Следует отметить лишь некоторые моменты, связанные с обеспечением защиты прав и законных интересов участников отношений, связанных с продажей недвижимости, а также третьих лиц.
В
юридической литературе широкое распространение
получила точка зрения, в соответствии с которой
Например,
О.М. Козырь8 пишет: "Статья 165 ГК
устанавливает самое жесткое из возможных
Представляется, однако, что в данном случае
мы имеем дело с неточным
доктринальным
толкованием положений статьи 165 ГК
РФ, и прежде всего, пункта 1, согласно которому "
Например, отсутствие государственной регистрации договора продажи жилого помещения (жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры) не влечёт его недействительности; на этот случай законом предусмотрено иное последствие: такой договор считается заключённым с момента его регистрации (п.2 ст.558 ГК РФ). Именно то обстоятельство, что по общему правилу неосуществление государственной регистрации сделки с недвижимостью не влечёт её недействительности, позволило законодателю установить правило, в соответствии с которым одна из сторон при уклонении другой стороны от регистрации сделки с недвижимостью, совершённой в надлежащей форме, вправе добиваться по суду регистрации сделки (п.3 ст.165 ГК РФ).
Такой подход к последствиям несоблюдения требования о государственной регистрации сделки с недвижимостью отражён в Постановлении Пленума ВАС РФ №8 от 25 февраля 1998 года, которое содержит следующее разъяснение: «Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости».9
Что
касается возможности для одной из сторон
добиваться по суду государственной регистрации
договора продажи недвижимости (жилого
помещения) при уклонении контрагента, то
иллюстрацией данного положения может
служить следующий пример арбитражно
- судебной практики.
Облпотребсоюз
обратился в арбитражный суд с иском о
понуждении акционерного общества зарегистрировать
сделку купли – продажи жилого дома.
Судом первой инстанции в иске отказано по тому мотиву, что Облпотребсоюз не обращался в регистрирующий орган с требованием о регистрации договора купли- продажи.
Апелляционная инстанция отменила решение суда и приняла постановление о регистрации сделки купли – продажи недвижимости. При этом апелляционная инстанция правомерно исходила из следующих обстоятельств.
Между Облпотребсоюзом (продавцом) и акционерным обществом (покупателем) была заключена двусторонняя сделка купли – продажи жилого дома. Сделка сторонами исполнена. Стоимость дома уплачена покупателем продавцу, а передача осуществлена по акту приёма – передачи. Правомерность заключения этого договора не оспаривалась. Покупатель не обращался с требованием зарегистрировать эту сделку в регистрирующий орган, поскольку утратил к ней интерес из-за её убыточности.
Пунктом 3 статьи 165 ГК РФ предусмотрено: если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от её регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки.
Договор продажи жилого дома согласно статье 558 ГК РФ подлежит обязательной государственной регистрации. Поскольку сделка исполнена, а правообладатель её не зарегистрировал, Облпотребсоюз правомерно обратился за защитой своих интересов в суд.
Апелляционная
инстанция обоснованно
Данное решение суда является основанием для возникновения у соответствующего органа обязанности осуществить государственную регистрацию сделки.
Недвижимость
является основой материального производства
и имущественного благополучия граждан.
Вложение капиталов и сбережений в недвижимость
– важнейший экономический процесс рыночной
экономики. Эти обстоятельства, а также
особенности недвижимости как объекта
собственности и других вещных прав, требуют
особого внимания законодателя и тщательного
правого регулирования.
Стратегической целью государственной политики в сфере недвижимости и ее правового регулирования является обеспечение условий для эффективного использования и развития недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан, а также правовая защита этих интересов.
Также необходимо обеспечить правовую возможность гражданского оборота единых объектов недвижимости и защитить права покупателей при приобретении недвижимости в случае, когда строение расположено на государственной или муниципальной земле, путем:
-
законодательного требования к продавцу
перед актом продажи реализовать свое
право на получение в собственность участка
под зданием, строением, предприятием;
- отмены
неоправданных ограничений на гражданский
оборот земельных участков. Следует отказаться
от "дозволительного порядка" оборота
земельных участков (например, п. 3 ст. 129
ГК РФ) и иных объектов недвижимости, определив,
что оборот разрешён во всех случаях, кроме
прямо установленных федеральным законом.
Это необходимо для того, чтобы собственники
недвижимости могли реализовать свои
права на имущество, в том числе на распоряжение
им, получение действительной цены имущества,
которая может быть выявлена только при
возможности его свободной купли-продажи.
Необходимо сформировать систему установления и гарантирования прав на объекты недвижимости путем:
- законодательного закрепления единства
кадастрового учёта, в который должен
входить учёт земельных участков и находящихся
на них объектов недвижимости как физических
объектов. Зафиксировать права и обязанности
кадастровых органов и граждан в связи
с кадастровым учётом, обеспечить публичность
сведений кадастра недвижимости. Кадастровый
учёт единых объектов недвижимости на
территории муниципального образования
или иной установленной юрисдикции должен
осуществлять один орган, который ведет
учёт и земельного участка, и здания, помещений
и иных объектов недвижимости (лес, участки
недр, обособленные водные объекты и пр.);
- обеспечения
гарантии надёжности регистрации прав
на недвижимость, доверия к записям Единого
государственного реестра прав, а в перспективе
– переход к принципу полной защиты государством
имущественных прав добросовестного приобретателя;
- определения содержания прав по использованию и развитию недвижимости.
Необходимо правовое зонирование территории, в рамках которого правила обращения с земельным участком заранее определены местным законодательным актом, а не сиюминутным решением очередного аппаратчика. Администрациям не нужно, чтобы правила владения земельными участками были известны заранее, они хотят иметь полный контроль над оборотом и использованием участков и менять правила этого контроля сколь угодно часто.
Также
нужно усовершенствовать