Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 15:46, курсовая работа
Целью представленной работы предполагается решить следующие задачи:
- выявить тенденции развития норм, регулирующих договор потребительского кредита;
- раскрыть термин потребительского кредита;
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика кредитного договора………………………...3
1.1 Понятие кредитного договора………………………………………………..3
1.2 Правовое регулирование кредитного договора…………………………….8
Глава 2.Понятие, условие и содержание договора
потребительского кредита……………………………………………………….12
2.1 Понятие договора потребительского кредита……………………………..12
2.2 Существенные условия договора потребительского кредита…………….20
Заключение....................................................................................................... 23
Список используемой литературы……………………………………………
Помимо ГК, кредитные отношения регулируются рядом других правовых актов, важнейшими среди которых являются: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Так, Закон о банках и банковской деятельности содержит положения о процентных ставках по договору кредита (ст. 29), способах обеспечения возвратности кредита (ст. 33). Кроме того, в ст. 30 Закона называются существенные условия кредитного договора.
Закон
"О Центральном банке
Следует также упомянуть Федеральный закон от 08 апреля 2008 N 46-ФЗ "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", которым введены положения, создающие механизм защиты интересов населения при осуществлении операций по кредитованию в кредитных организациях путем предоставления достоверной информации о существенных условиях кредитного договора (о полной стоимости кредита, а также перечне и размерах платежей, связанных с несоблюдением условий кредитного договора).9
Особенности предоставления и возврата кредитов в иностранной валюте содержатся в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Кроме того, существует целый ряд подзаконных правовых актов, регулирующих кредитный договор. Например, кредитный договор также регулируется указами Президента и постановлениями Правительства. В частности, можно упомянуть указ Президента РФ от 23 июля 1997 г. N 773 "О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам", постановление Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 209 "О предоставлении межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на погашение за счет средств материнского (семейного) капитала основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, в том числе ипотечным, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа)" и др.
Кредитный договор регулируется иными нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти, их разъяснениями. В качестве примера можно указать письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 июля 2008 г. N 01/7907-8-27 "О дополнительных мерах по защите прав потребителей в сфере предоставления кредитов (дополнение к письму от 01.04.08 N 01/2973-8-32)".
К нормативным актам, изданным Банком России, которые регулируют кредитные отношения, относятся такие правовые акты как указания, положения, инструкции. В частности, следует упомянуть указание ЦБР от 13 мая 2008 г. N 2008-У "О порядке расчета и доведения до заемщика - физического лица полной стоимости кредита", Положение Банка России от 14 июля 2005 г. N 273-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций", инструкцию ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций".10
Нормы, регулирующие кредитование, содержат и международные акты. Среди них можно назвать в качестве примера соглашение между Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и Национальным Банком Азербайджанской Республики "О сотрудничестве в области банковского надзора за деятельностью кредитных организаций", заключенное в Баку 4 декабря 2006.
Практика банковского кредитования свидетельствует о существовании целого ряда правовых проблем в этой сфере. Одной из самых острых является проблема невозврата выданных кредитов. Судебная процедура в таких случаях занимает много времени и усилий, поэтому нередко банки передают права на взыскание долга так называемым коллекторским агентствам, деятельность которых вызывает много нареканий.
В ряде случаев кредитный договор используется для захвата чужой собственности. Так, например, в соответствии с законодательством банки-кредиторы имеют право передавать свои права на возврат кредита третьим лицам без согласия заемщиков. В ряде случаев банки передают свои права офшорным структурам, не информируя заемщиков о реквизитах этих структур. В результате чего образуется задолженность по ежемесячным платежам, что в свою очередь дает возможность инициировать банкротство и обратить взыскание на заложенную недвижимость заемщика.
Существующее
законодательство не всегда адекватно
этим проблемам. Представляется, что
правовое регулирование банковского
кредитования должно идти по пути принятия
специальных законов. Такие законы
приняты и действуют в
Глава 2.
2.1 Понятие
потребительского кредита.
В настоящее время одним из самых динамично развивающихся рынков в России является рынок потребительского кредитования. Количество кредитов, выданных гражданам на потребительские цели, постоянно растет, хотя последствия кризиса сказались и на этом рынке. Вместе с тем развитие потребительского кредитования выявило ряд проблем, которые уже в настоящее время серьезно усложняют работу банков и очень скоро могут стать настоящим препятствием для дальнейшего развития рынка потребительского кредитования.
Ввиду особой значимости потребительского кредитования законодательство всех стран, которые принято называть развитыми, содержат специальные правовые акты, регулирующие его. Исторически первые законы о потребительском кредите были приняты в США (1968), Великобритании (1974) и Франции (1979 гг.). В 1987 году вступила в силу специальная директива ЕС, регулирующая данный круг вопросов. В течение последующих трех лет многие страны - члены ЕС имплементировали Директиву в национальное законодательство, приняв специальные законы либо поправки к действующим нормативным актам (в том числе к гражданским кодексам). В последующем в директиву ЕС дважды вносились изменения.
Германский законодатель принял в 1989 г. отдельный закон о потребительском кредите, который в начале 2000-х гг. в рамках реформы обязательственного права был полностью инкорпорирован в Германское гражданское уложение (ГГУ).
В
США отношения в сфере
Проект специального закона, который регулировал бы потребительское кредитование в Российской Федерации, был давно разработан и неоднократно обсуждался как в средствах массовой информации, так и в Государственной думе. Однако до настоящего времени так и не был принят.
Применение
же общих положений ГК о займе
и кредите в отсутствие специального
закона не всегда учитывает специфику
договора потребительского кредитования.
Так, правило о том, что при
досрочном взыскании суммы
В отсутствие специального законодательства на уровне закона правое регулирование потребительского кредитования осуществляется с помощью подзаконных актов. Например, ЦБ РФ выпустил письмо от 5 мая 2008 г. N 52-Т "Памятка заемщика по потребительскому кредиту". Эта Памятка заемщика содержит информацию, которая может помочь заемщику (потенциальному заемщику) при принятии решения о получении потребительского кредита. В этом же письме ЦБ РФ дал инструкции территориальным учреждениям ЦБ РФ провести с кредитными организациями дополнительную работу, направленную на максимально полное раскрытие перед заемщиками информации об условиях потребительского кредитования, включая размещение Памятки заемщика, таким образом, чтобы заемщики имели возможность с ней ознакомиться (например, в местах обслуживания клиентов).
Согласно письму N 52-Т "потребительский кредит - это кредит, предоставляемый банком на приобретение товаров (работ, услуг) для личных, бытовых и иных непроизводственных нужд". В письме отмечено, что право на получение своевременной (до заключения кредитного договора), необходимой и достоверной информации закреплено федеральным законодательством (ст. 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", ст. 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). К такой информации, в том числе относятся: размер кредита, график его погашения, полная стоимость кредита в процентах годовых (в расчет полной стоимости кредита включаются платежи клиента по кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, в том числе платежи в пользу третьих лиц, определенных в кредитном договоре).
Важное
значение в работе над защитой
прав потребителей послужило введение
необходимости раскрытия
До введения требования о раскрытии эффективной процентной ставки потребительские кредиты представляли повышенную опасность для физических лиц, так как номинальная процентная ставка по кредиту не отражала реальных выплат, которые делало физическое лицо по такому кредиту. В договорах мелким шрифтом печатались условия, увеличивающие ставку. Граждане же получающие кредиты не всегда внимательно читали договор. Такое положение явилось основанием для антимонопольной службы для рассмотрении нескольких дел по этим вопросам. Более того, еще в 2005 г. Федеральная антимонопольная служба и ЦБ РФ выпустили письмо от 26 мая 2005 г. N ИА/7235, 77-Т "О рекомендациях по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов". Как было указано в этом письме, рекомендации по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов разработаны в целях предотвращения получения кредитными организациями неконкурентных преимуществ при осуществлении потребительского кредитования путем распространения ложных, неточных или искаженных сведений об условиях предоставления потребительских кредитов.
Однако подзаконные акты не могут служить заменой полноценному закону, который бы учитывал все нюансы потребительского кредитования. Это в свою очередь создает правовые риски, как для заемщиков, так и для кредиторов, поскольку широкое толкование общих положений законодательства о защите прав потребителей на практике приводит к неоправданному увеличению рисков, которым подвергаются кредитные организации. С другой стороны отсутствие специального законодательства приводит к снижению гарантий прав потребителей при использовании потребительского кредита; ослаблению механизмов защиты указанных прав в случае их нарушения; ограничению прав потребителя на получение достоверной и полной информации об условиях предоставления, использования и возврата денежных средств, прежде всего о размере процентов по кредиту, порядке их начисления и изменения.
В отсутствие легального определения (определение, данное в указанном письме ЦБ РФ нельзя назвать полноценным легальным определением) потребительское кредитование можно определить как предоставление банком денежных средств гражданину в целях удовлетворения личных, семейных, бытовых и иных повседневных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, на условиях, установленных договором, где размер, срок пользования, степень обеспеченности и иные условия договора устанавливаются в зависимости от разработанного банком положения о соответствующем кредите (например, кредит на неотложные нужды, экспресс-кредит и др.).