Договор подряда

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия, видов и содержание договоров подряда в гражданском праве.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 89.88 Кб (Скачать)

       Правила статьи являются диспозитивными и применяются  постольку, поскольку иное не вытекает из законов, иных правовых актов, существа обязательства или договора.

       Кредитор  вправе требовать возмещения за счет должника понесенных расходов и других убытков лишь постольку, поскольку  эти расходы являются необходимыми, а исполнение обязательства третьими лицами производится на прежних условиях, в разумный срок и за разумную цену. Расходы, не относящиеся к числу необходимых, возмещению не подлежат. 

       2.3. Договор подряда на выполнение  проектных и изыскательских работ 

       По  договору подряда на выполнение проектных  и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется  по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (ст. 758 ГК РФ).

       Предметом договора является выполнение проектировщиком (изыскателем) проектных и (или) изыскательских работ, которые должны завершаться составлением технической документации или представлением заказчику данных о проведенных изысканиях. Договором может охватываться выполнение как того и другого вида работ, так и лишь одного из них30.

       Изыскательские  работы — это составная, причем начальная  стадия проектирования. Изыскания проводятся с целью технико-экономического обоснования выбора района и конкретного места строительства, комплексного изучения природных условий района, возможностей использования местных строительных материалов, источников водоснабжения, транспортного сообщения, прокладки коммуникаций и т.д., т.е. задачей изыскательских работ является подготовка всех данных, которые необходимы для разработки технико- экономического обоснования строительства и последующего составления технической документации.

       Этот  договор характеризуется высокой  степенью ответственности подрядчика. Его ответственность не ограничивается только должным составлением технической документации и выполнением изыскательских работ. Подрядчик отвечает за недостатки технической документации и выполненных работ в случае, когда они были обнаружены в ходе строительства, эксплуатации объекта, созданного на основе такой документации (ст. 761 ГК РФ). Ответственность подрядчика заключается в том, что он обязуется переделать документацию и провести необходимые дополнительные изыскательские работы безвозмездно. На него также возлагается обязанность возместить заказчику убытки, если законом или договором подряда не предусмотрено иное (п. 2 ст. 761 ГК РФ).

       На  заказчика возлагается обязанность  передать подрядчику задание на проектирование, исходные данные, необходимые для  составления технической документации. Такое задание может быть подготовлено подрядчиком по поручению заказчика. В этом случае оно становится обязательным для сторон с момента утверждения заказчиком (п. 1 ст. 759 ГК РФ). Кроме этого, ст. 762ГК РФ возлагает на заказчика ряд обязанностей, в частности, уплатить заказчику установленную цену, оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных работ и др.

       Согласно  ч.2 ст. 47, ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса  РФ виды работ по инженерным изысканиям, а так же подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ31.

       Для договора подряда на выполнение проектных  и изыскательских работ характерна система генерального подряда. На выполнение отдельных видов работ, разделов или частей технической документации заказчик вправе по согласию подрядчик заключать прямые договоры.

       Договоры  подряда на выполнение проектных  и изыскательских работ заключается  в письменной форме. Приемка работ  по донному виду договоров  оформляется  актом приемки, после чего производится окончательная оплата произведенной  работы.

       На  заказчика возложена обязанность  участвовать в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления. В случае, если исходные данные были изменены не по вине подрядчика, заказчик обязан возместить вызванные этим дополнительные расходы. Заказчик обязан привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному заказчику третьими лицами, о недостатках документации или изыскательских работ.

       Оплата  может осуществляться после завершения всех работ либо частями после завершения отдельных ее этапов. Заказчик также обязан использовать техническую документацию, полученную от подрядчика, только в целях, определенных договором. Гражданский кодекс регулирует права сторон на техническую документацию. Они могут использовать полученные данные для себя, но не имеют права передавать документацию третьим лицам и разглашать ее содержание без согласия контрагента. 

       2.4. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд 

       По  государственному (муниципальному) контракту  на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и не производственного характера работы и передать их государственному (муниципальному) заказчику, а государственный (муниципальный) заказчик обязуется принять выполнение работы и оплатить их или обеспечить их оплату ( п.2 ст. 763 ГК РФ).

       Подрядные работы для государственных нужд - это строительные, проектные, изыскательские работы на основе государственного контракта, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников.

       Предметом государственного контракта являются результаты строительных, проектных, изыскательских и иных связанных со строительством и ремонтом работ. При заключении контракта в нем конкретно определяются объем и виды предстоящих работ при необходимости с их разбивкой по годам и иным периодам.

       Основанием  заключения государственного контракта  является государственный или муниципальный заказ, размещаемый путем проведения торгов или запроса котировок цен на выполнение работ для удовлетворения государственных или муниципальных потребностей32.

       Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и подрядчик. Заказчиком может выступать государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная правом распоряжаться такими ресурсами т частности : органы  государственной власти, органы управления государственными вне бюджетными фондами, бюджетные учреждения, органы местного самоуправления и другие.

       В качестве подрядчика может выступать  физическое или юридическое лицо (п.1 ст.764 ГК РФ).

       При передаче функций государственного заказчика хозяйствующим субъектам  в договорах с ними предусматриваются  обязательства по выполнению переданных им функций, эффективному использованию выделенных средств, а также ответственность сторон за нарушение обязательств. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, установленном соответствующими бюджетами33.

       Государственный контракт должен содержать условия  об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и  окончания, размере и порядке  финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п.1 ст. 766 ГК РФ).

       Цена  выступает в качестве существенного  условия государственного контракта, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 766 ГК РФ в нем должны быть конкретно  оговорены стоимость предстоящей  работы, а также размер и порядок  финансирования и оплаты работ. Стоимость  работ по контракту определяется на основе проведенного конкурса (подрядных  торгов) в пределах исходных условий.

       В ходе работ их стоимость по договоренности сторон может быть уточнена в связи с действием объективных обстоятельств. Выделение дополнительных финансовых средств на увеличение стоимости работ производится государственным заказчиком по согласованию с органом, выделившим эти средства.

       Государственный заказчик обычно выделяет подрядчику в установленном порядке аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование работ. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95% их стоимости устанавливаются при заключении контракта. Окончательный расчет производится в 6-месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди (отдельных зданий и сооружений), если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте.

       При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п.1 ст. 767 ГК РФ).

       Большое значение в государственном контракте  придается его сроку. В контракте  в обязательном порядке должны быть определены сроки начала и окончания  работ, а по желанию сторон — и  другие сроки (сроки приемки отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений; сроки передачи материалов и оборудования и т. п.). При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а при необходимости — и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п. 1 ст. 767 ГКРФ).

       К числу существенных условий государственного контракта относится также условие  о способах, обеспечивающих исполнение сторонами их обязательств (п.1 ст. 766 ГК РФ). Обязательства государственного заказчика по оплате подрядных работ гарантируются Правительством РФ или органом управления субъекта РФ в зависимости от того, за счет каких средств финансируются соответствующие работы. Исполнение подрядчиком принятых обязательств могут обеспечивать банковская гарантия, поручительство, неустойка; возможно и сочетание этих средств.

       Определенными особенностями обладает ответственность  сторон за нарушение принятых по государственному контракту обязательств. Во-первых, при несоблюдении установленных контрактом сроков выполнения работ или их отдельных этапов бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование их выполнения приостанавливается органом, выделившим соответствующие средства. Решение о дальнейшей судьбе строительства принимается в установленном порядке по предложению государственного заказчика, согласованному с заинтересованными органами государственного управления. Во-вторых, «Основными положениями» установлено, что в случае нарушения сроков строительства подрядчик уплачивает штраф в размере одной тысячной части договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства. Однако указанная ответственность наступает лишь при виновном нарушении подрядчиком принятых обязательств.

       Государственным контрактом могут быть предусмотрены  и другие меры имущественной ответственности, в том числе взыскание убытков  в полном размере сверх неустойки.

       Условия контракта могут изменяться по различным  причинам. Изменения условий осуществляются по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом. Однако п. 1 ст. 767 ГК РФ особо выделяется порядок изменения контракта, вызванного уменьшением средств, выделенных на финансирование подрядных работ. Уменьшение производится соответствующим государственным органом в установленном порядке. При уменьшении средств, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчику предоставлено право требовать от заказчика возмещения убытков, вызванных изменением сроков выполнения работ34. 

 

       Заключение

       В современном обществе юридическая грамотность граждан определяет залог успеха развития деловых отношений. Коммерческий успех невозможен без знания и соблюдения норм права. Гражданско-правовой договор является неотъемлемой частью определения законности деятельности между участниками договорных отношений, целью которых является получение необходимых услуг одной стороной и получения коммерческой выгоды другой. Одним из видов таких договоров является мною рассмотренный договор подряда.

Информация о работе Договор подряда