Договор перевозки груза

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить договор перевозки груза.
Задачи курсовой работы рассмотреть следующие вопросы:
- рассмотреть договор перевозки груза, его понятие и виды;
- изучить порядок заключения договора перевозки груза;
- рассмотреть правовой статус участников договора перевозки груза, а также ответственность сторон договора.

Содержание

Список используемых сокращений……………………………………...…..3
Введение…………………………………………………………………….……4
1. Понятие и виды договора перевозки груза…………………….……….…...7
1. Заключение договора перевозки груза……………………………………..16
1. Правовой статус участников договора перевозки груза…………………..22
Заключение………………………………………………………………….….24
Библиографический список………………………………………………….25
Приложение 1…………………………………………………………………..26
Приложение 2……………………………………………………………..……27

Работа содержит 1 файл

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

      Для надлежащего исполнения договора перевозки  и установления ответственности  перевозчика за груз важное значение имеет определение массы (веса) и количества мест перевозимого груза, которые фиксируются на отдельных видах транспорта по-разному. На железнодорожном транспорте действует правило, согласно которому их определяет сторона, производящая погрузку, на автомобильном транспорте определение данных о грузе производится совместно отправителем и перевозчиком, на воздушном транспорте их определяет перевозчик.31

      На  морском и внутренневодном транспорте масса (вес) и число мест груза, по общему правилу, устанавливаются отправителем, причем применяются специфические способы их фиксации: расчетным путем (по обмеру) и по осадке судна. При этом на морском транспорте действует правило, согласно которому, если данные о грузе не были перевозчиком проверены, он вправе включить в коносамент соответствующую оговорку (ст. 145 КТМ).32 Правовое значение такой оговорки состоит в том, что она перелагает бремя доказывания на грузовладельца: при недостаче массы (мест) грузовладелец обязан доказать правильность внесенных в коносамент сведений о грузе, что в большинстве случаев оказывается невозможным или, во всяком случае, достаточно сложным.

      При принятии груза к перевозке его  отправитель обязан уплатить провозные  платежи (на морском транспорте - фрахт), которые должны исчисляться за расстояние по кратчайшему направлению перевозки. На смену жесткой государственной регламентации транспортных тарифов, которые утверждались ранее центральными государственными органами, в настоящее время пришла смешанная система регулирования транспортных тарифов, допускающая определение ставок провозных платежей по соглашению участников договора перевозки груза.

      Нормы ст. 790 ГК РФ о провозной плате при перевозках грузов носят общий характер и прямого регулирования не содержат.33 Основы действующей системы установления провозных тарифов определены постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен ", согласно которому Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти осуществляют регулирование тарифов на перевозки грузов и погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте, погрузочно-разгрузочные работы в портах, обслуживание грузов в аэропортах.34

      Провозные платежи включают в себя разного  рода сборы за дополнительные услуги перевозчика (хранение груза, его взвешивание, выполнение погрузо-разгрузочных работ, если они производятся перевозчиком), а также штрафы, которые могут начисляться перевозчиком в ходе перевозки (например, за простой вагонов в пути по вине отправителя, неправильное оформление транспортных документов).35

      По  общему правилу, провозные платежи  уплачиваются грузоотправителем при  предъявлении груза к перевозке, а возможные доплаты - получателем  при получении груза в пункте его назначения.

      На  всех видах транспорта действуют особые условия перевозки отдельных видов грузов (скоропортящихся, опасных, наливных, в контейнерах и некоторых других). Такие особые условия возлагают на участников договора перевозки, и прежде всего на грузоотправителей, дополнительные обязанности. Так, при перевозке скоропортящихся грузов отправитель обязан представлять удостоверение о качестве скоропортящегося груза, датированное днем погрузки, а также ветеринарное свидетельство. Особые правила перевозки применяются при доставке почты.

      Возможно  согласование между сторонами и включение в транспортный документ дополнительных условий перевозки, в частности об объявлении ценности перевозимого груза, о сопровождении груза проводником отправителя. Правила морских перевозок допускают доставку груза с наложенным платежом, который должен быть произведен получателем до выдачи ему груза. Отправитель груза и перевозчик вправе договариваться и о других дополнительных условиях перевозки.

      После принятия перевозчиком груза и оформления транспортных документов, означающих заключение договора перевозки, транспортирующая организация принимает на себя обязанность обеспечить сохранность груза и его доставку в установленный срок в пункт назначения. Это основные обязанности перевозчика.

      Сохранность перевозимых грузов перевозчик обеспечивает путем предоставления под перевозку исправных перевозочных средств и принятия необходимых технических и организационных мер по наблюдению за сохранностью доставляемых грузов в процессе их перевозки, особенно при передаче другому перевозчику, погрузке и выгрузке силами перевозчика.

      Сроки доставки груза определяются правилами  перевозок в зависимости от вида перевозимого груза и расстояния перевозки, причем на перевозчике лежит  обязанность доставить груз по кратчайшему  маршруту. Наиболее подробно определяются сроки доставки на железнодорожном транспорте, где они зависят от вида груза и характера перевозки (мелкая, повагонная, маршрутами). При этом предусмотрена доставка груза грузовой или большой скоростью. Большой скоростью перевозятся скоропортящиеся грузы, живность и некоторые другие грузы, сроки доставки в этих случаях примерно в два раза короче, чем при грузовой скорости. Сроки доставки негабаритных грузов устанавливаются в каждом отдельном случае перевозчиком. Сроки доставки груза увеличиваются на время операций по отправлению и прибытию груза, возможной его перегрузки, переадресовки, а также задержки груза для выполнения административных формальностей.

      На  автомобильном транспорте сроки  доставки груза предусмотрены только для междугородных перевозок. На морском транспорте действует правило, согласно которому перевозчик обязан доставлять грузы в сроки, которые разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств. При воздушных перевозках грузов помимо установленных сроков допускается согласование сроков доставки по некоторым перевозкам.

      В ходе перевозки грузоотправитель вправе давать в отношении перевозимого груза обязательные для перевозчика  указания, допускаемые транспортными  уставами и кодексами. Однако рамки  такого распоряжения грузом правилами перевозок ограничены в силу технических сложностей их исполнения. Согласно ст. 31 УЖТ допускается изменение грузополучателя и станции назначения. Дальнейшая перевозка осуществляется с составлением новой накладной.36

      На  автомобильном транспорте допускается переадресовка груза новому получателю до момента его выдачи.37 Особенностью морских перевозок является предоставление отправителю права вообще отказаться от договора перевозки с уплатой фрахта и платы за простой судна, причем до выхода судна в рейс перевозчик обязан выдать груз отправителю, хотя бы это могло вести к задержке судна.38

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Договор перевозки груза, как и все  иные гражданско-правовые договоры, подчинен общим началам обязательственного права, а также общим положениям о договоре. Общие положения о договоре предусматривают общие правила об условиях договора, его заключении, изменении и расторжении. Однако ввиду диспозитивного характера большинства норм ГК в сфере обязательственного права и особенностей транспортных операций заключение и исполнение договора перевозки груза практически подчинены нормам транспортного законодательства, которые учитывают особенности такого договора и его специфику на отдельных видах транспорта.

      В зависимости от вида транспорта различают договоры перевозки груза железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и внутренневодным транспортом. Два первых имеют общие черты и именуются договорами перевозки наземным транспортом.39Перевозки внутри страны на морском транспорте называются каботажем. Различают малый каботаж (перевозки между портами одного морского бассейна) и большой каботаж (перевозки между портами нескольких морских бассейнов).

      До  перехода экономики России к рыночным отношениям перевозки основных объемов  грузов на всех видах транспорта были предметом централизованного планирования и осуществлялись на основании месячных планов перевозки грузов (на морском транспорте - графиков расстановки морских судов), которые были обязательны как для грузоотправителей, так и для транспортных организаций. Исполнение таких плановых заданий вело к предъявлению отправителем грузов, а перевозчиком - транспортных средств и тем самым к заключению договора перевозки, который оформлялся составлением транспортного документа. Наряду с планируемыми перевозками по предварительным заявкам отправителей были возможны также так называемые внеплановые и сверхплановые перевозки, если перевозчик имел возможность предоставить соответствующие транспортные услуги.

      В договоре перевозки груза его  участники наделены разнообразными по содержанию правами и обязанностями, которые отражают особенности транспортных операций и реализуются на различных стадиях возникновения и исполнения договора перевозки: при заключении договора, в ходе транспортировки груза и, наконец, при выдаче груза в пункте его назначения.

      В процессе заключения договора перевозки  на перевозчике лежит обязанность  подать для перевозки соответствующие  транспортные средства, а на отправителе - предъявить груз.

      Таким образом в настоящее время в условиях сокращения в РФ объемов перевозок вследствие общего снижения производства и высоких провозных платежей конструкция перевозчика общего пользования большого значения не получила и данные о ее практическом применении отсутствуют.

 

      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

     1. Нормативные правовые акты Российской Федерации

     1. Гражданский  кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19.01.2011 №284-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 49. - Ст. 4552; 2004. - № 49. - Ст. 4855.

     2. Кодекс Торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 №81-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.11.11 №308-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1999 №95. – Ст.4123.

     3. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 №24-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.11.2011 №305-ФЗ)//Собрание законодательства РФ. – 2001. - №36. Ст.578.

     4. Устав Железнодорожного транспорта: Федеральный закон от 10.01.2003 №18-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 №248-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 40. Ст.456.

     5. Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 №272 // Собрание законодательства РФ. – 2011. - №5. Ст.158. 

     2. Научная и специальная литература

     6. Андрейцев В.А. Правовое регулирование грузоперевозок: Научная литература. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2001. – 110 с.

     7. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. – М.: Издательство «Статут», 1998. – 682 с.

     Иванова Г.Г. Комментарий к кодексу торгового  мореплавания РФ. - М.: Спарк, 2000. – 688 с.

     8. Комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. – М.: Юристъ, 2002. – 538 с.

     9. Князев С.Д. Грузоперевозки // Журнал российского права - 1999. - №. 6. - С. 19-31. 

     3. Материалы судебной и иной юридической практики

     10. О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог РФ: Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2001 г. № 4-П // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2004. - № 9. - Ст. 830. 

     4. Справочная и учебная литература

     11. Гражданское право. Т.2 / Под ред. Е. А. Суханова. – М.: Юристь, 2002. – 560 с.

     12. Юридический справочник по торговому мореплаванию / Под ред. А.С. Кокина. – М.: Издательство «Спарк», 1998. – 580 с.

 

       Приложение 1

      Виды  перевозки груза

 

        
Приложение2
 

      Права и обязанности  сторон договора перевозки груза

Информация о работе Договор перевозки груза