Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:08, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить договор перевозки груза.
Задачи курсовой работы рассмотреть следующие вопросы:
- рассмотреть договор перевозки груза, его понятие и виды;
- изучить порядок заключения договора перевозки груза;
- рассмотреть правовой статус участников договора перевозки груза, а также ответственность сторон договора.
Список используемых сокращений……………………………………...…..3
Введение…………………………………………………………………….……4
1. Понятие и виды договора перевозки груза…………………….……….…...7
1. Заключение договора перевозки груза……………………………………..16
1. Правовой статус участников договора перевозки груза…………………..22
Заключение………………………………………………………………….….24
Библиографический список………………………………………………….25
Приложение 1…………………………………………………………………..26
Приложение 2……………………………………………………………..……27
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Хакасский
государственный университет
Институт истории и права
Кафедра
гражданского права и процесса
ДОГОВОР
ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА
Курсовая работа
(по
дисциплине: «Гражданское
право»)
Исполнитель: Августаева К.Э.
студентка II курса, гр.ЮС-091
Научный руководитль: Максимова Ю.В.
Дата сдачи:_______
Дата защиты:______
Оценка:___________
Абакан
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Список
используемых сокращений……………………………………...…..
1. Заключение договора перевозки груза……………………………………..16
1. Правовой статус участников договора перевозки груза…………………..22
Приложение 1…………………………………………………………………..26
Приложение
2……………………………………………………………..……27
Список используемых
сокращений
УЖТ – Устав Железнодорожного транспорта
КТМ – Кодекс торгового мореплавания
КВВТ – Кодекс внутреннего водного транспорта
ВК – Воздушный кодекс
УАТ – Устав автомобильного транспорта
ГК – Гражданский кодекс
РФ – Российская Федерация
ВВЕДЕНИЕ
Для Российской Федерации с ее огромной территорией и развитой транспортной, прежде всего железнодорожной сетью, транспортные договоры и их правовое регулирование представляют особую значимость. Отражением этого являются обширное транспортное законодательство и большое число споров между транспортными организациями и клиентурой, связанных с исполнением договоров перевозки.
Основополагающие
положения российского
В
настоящее время в Российской
Федерации действуют Устав
Наличие в сфере транспорта системы законодательных актов об отдельных его видах обусловлено значительными транспортно-технологическими и правовыми особенностями в организации перевозок на отдельных видах транспорта, а также большим объемом нормативного регулирования в данной области. Это делает нецелесообразным объединение правовой регламентации транспортных операций в рамках одного закона. Поэтому изучение данной курсовой работы в настоящее время очень актуально.
Действующие в РФ транспортные уставы и кодексы отражают выработанный в течение многолетнего развития механизм правового регулирования транспортных операций, его особенности на отдельных видах транспорта и учитывают зарубежный и международный опыт в этой области, особенно при морских и воздушных перевозках. В силу этих факторов, а также сложности транспортного законодательства оно в отличие от других сфер российской экономики хотя и было обновлено, но не претерпело в условиях перехода России к рыночным отношениям коренных обновлений.
В соответствии с п. 2 ст. 784 ГК РФ все транспортные уставы и кодексы должны иметь статус федеральных законов.2
Транспортное законодательство ввиду наличия жестких транспортно-технологических требований к выполнению основных перевозочных операций и массовости таких операций содержит преимущественно императивные нормы, которые не могут быть изменены сторонами при заключении договора перевозки. Поэтому сфера применения соглашения сторон как источника взаимных прав и обязанностей на транспорте существенно ограничена. В ином положении находится морской транспорт - в особенности при перевозках на основании чартера, когда многие условия перевозок грузов определяются по соглашению сторон.
В процессе перевозок, особенно грузов, возникает большое число споров между грузовладельцами и транспортными организациями, прежде всего по поводу несохранности доставленных грузов. При этом некоторые нормы транспортного законодательства понимаются и трактуются перевозчиками и клиентурой по-разному. Разъяснения по таким спорным вопросам дает Высший Арбитражный Суд РФ. Пленумом этого суда издано постановление от 25 января 2001 г. "О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог РФ». В соответствии со ст.400 ГК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение железной дорогой, грузоотправителем, грузополучателем обязательств, возникших в связи с осуществлением перевозки грузов, влечет применение к ним ограниченной ответственности в пределах, установленных Уставом. Поэтому, при разрешении спора, связанного с неисполнением или ненадлежащим исполнением железной дорогой либо грузоотправителем, грузополучателем, своих обязательств, возникших в связи с осуществлением перевозки груза, следует учитывать, что они могут нести только ту ответственность, которая предусмотрена Уставом, а в случаях им установленных - соглашением сторон.
Требования о возмещении иных убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением таких обязательств, сверх размера, предусмотренного Уставом, удовлетворены быть не могут.3
Предметом изучения курсовой работы является договор перевозки, а объектом – институт перевозки груза.
Цель курсовой работы изучить договор перевозки груза.
Задачи курсовой работы рассмотреть следующие вопросы:
- рассмотреть договор перевозки груза, его понятие и виды;
- изучить порядок заключения договора перевозки груза;
- рассмотреть правовой статус участников договора перевозки груза, а также ответственность сторон договора.
В работе применены методы анализа, сравнения, обобщения.
Структура работы: работа состоит из введения, одной главы и заключения.
При
написании были использованы нормативно-правовые
акты РФ, научная литература и специальная
литература, материалы судебной практики,
а также справочная и учебная литература.
Гражданский кодекс РФ воспроизводит традиционное правило транспортного права, согласно которому перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, и дает этому договору следующее определение: по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).4
В
согласии с этим определением договор
перевозки груза в
Важной правовой особенностью договора перевозки груза обычно является наличие в договоре третьего лица - получателя груза (грузополучателя), который в заключении договора не участвует, однако наделяется в силу норм транспортного законодательства правом требовать от перевозчика выдачи груза и производит с ним окончательные расчеты по доставке груза. Поэтому договор перевозки груза в литературе принято относить к числу договоров в пользу третьего лица.6
Право получателя груза требовать его выдачи основывается в конечном счете на условиях другого договора, заключенного им с грузоотправителем. Чаще всего это договор купли-продажи, во исполнение которого покупателю - грузополучателю был отгружен проданный товар. Однако возможны случаи, когда такого третьего лица в договоре перевозки нет, и получателем груза является сам грузоотправитель, например, отправивший груз в адрес своего филиала.
В силу такой структуры договорных отношений при перевозках грузов и исходя из содержания договора перевозки следует считать, что отправитель и получатель груза не обладают взаимными правами и обязанностями в рамках договора перевозки, ибо их связывают иные договорные отношения. Как отправитель, так и получатель груза имеют определенные права и обязанности в отношении перевозчика, причем объем этих прав и обязанностей различен, что обусловлено разными задачами отправителя и получателя груза в процессе перевозки и тем обстоятельством, что после отгрузки груза его собственником или носителем иного вещного права обычно становится грузополучатель (ст. 223-24 ГК РФ).7
Общие положения о договоре предусматривают общие правила об условиях договора, его заключении, изменении и расторжении. Однако ввиду диспозитивного характера большинства норм ГК РФ в сфере обязательственного права и особенностей транспортных операций заключение и исполнение договора перевозки груза практически подчинены нормам транспортного законодательства, которые учитывают особенности такого договора и его специфику на отдельных видах транспорта.
В
зависимости от вида транспорта различают
договоры перевозки груза
Если на стороне перевозчика выступает только одна транспортная организация, такой договор перевозки обычно именуется перевозкой в местном сообщении. При наличии на стороне перевозчика нескольких перевозчиков, когда заключается один договор перевозки и выдается один транспортный документ, перевозка является прямой (перевозкой в прямом сообщении). Перевозка грузов в прямом сообщении может выполняться также перевозчиками разных видов транспорта, и тогда она именуется прямым смешанным сообщением (ст. 788 ГК).11