Договор перевозки груза

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить договор перевозки груза.
Задачи курсовой работы рассмотреть следующие вопросы:
- рассмотреть договор перевозки груза, его понятие и виды;
- изучить порядок заключения договора перевозки груза;
- рассмотреть правовой статус участников договора перевозки груза, а также ответственность сторон договора.

Содержание

Список используемых сокращений……………………………………...…..3
Введение…………………………………………………………………….……4
1. Понятие и виды договора перевозки груза…………………….……….…...7
1. Заключение договора перевозки груза……………………………………..16
1. Правовой статус участников договора перевозки груза…………………..22
Заключение………………………………………………………………….….24
Библиографический список………………………………………………….25
Приложение 1…………………………………………………………………..26
Приложение 2……………………………………………………………..……27

Работа содержит 1 файл

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

      Министерство  образования и науки РФ

      Государственное образовательное учреждение

      Высшего профессионального образования

      «Хакасский  государственный университет им. Н. Ф. Катанова»

      Институт  истории и права

      Кафедра гражданского права и процесса 
 
 
 
 

      ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА 

      Курсовая  работа

      (по  дисциплине: «Гражданское  право») 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Исполнитель: Августаева К.Э.

            студентка II курса, гр.ЮС-091

            Научный руководитль: Максимова Ю.В.

            Дата сдачи:______________

            Дата защиты:____________

            Оценка:_________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Абакан

2011 

      ОГЛАВЛЕНИЕ 

Список  используемых сокращений……………………………………...…..3

Введение…………………………………………………………………….……4

1. Понятие и виды договора перевозки груза…………………….……….…...7

1. Заключение договора перевозки груза……………………………………..16

1. Правовой статус участников договора перевозки груза…………………..22

Заключение………………………………………………………………….….24

Библиографический список………………………………………………….25

Приложение 1…………………………………………………………………..26

Приложение 2……………………………………………………………..……27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Список используемых сокращений 

УЖТ –  Устав Железнодорожного транспорта

КТМ –  Кодекс торгового мореплавания

КВВТ  – Кодекс внутреннего водного транспорта

ВК –  Воздушный кодекс

УАТ –  Устав автомобильного транспорта

ГК –  Гражданский кодекс

РФ –  Российская Федерация

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

       Для Российской Федерации с ее огромной территорией и развитой транспортной, прежде всего железнодорожной сетью, транспортные договоры и их правовое регулирование представляют особую значимость. Отражением этого являются обширное транспортное законодательство и большое число споров между транспортными организациями и клиентурой, связанных с исполнением договоров перевозки.

      Основополагающие  положения российского законодательства о транспортных договорах, призванные определять порядок перевозок в  условиях рынка, изложены в части второй ГК РФ, где имеется гл. 40 "Перевозка". Однако эти главы кратки, определяют лишь важнейшие условия транспортных договоров и содержат отсылки к специальным актам транспортного законодательства, которое включает систему законодательных актов о перевозках на отдельных видах транспорта, прежде всего транспортные уставы и кодексы.1

      В настоящее время в Российской Федерации действуют Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г. (УЖТ), Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. (КТМ), Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. (КВВТ), Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. (ВК). В последующем эти акты были частично изменены и дополнены.

      Наличие в сфере транспорта системы законодательных  актов об отдельных его видах обусловлено значительными транспортно-технологическими и правовыми особенностями в организации перевозок на отдельных видах транспорта, а также большим объемом нормативного регулирования в данной области. Это делает нецелесообразным объединение правовой регламентации транспортных операций в рамках одного закона. Поэтому изучение данной курсовой работы в настоящее время очень актуально.

      Действующие в РФ транспортные уставы и кодексы  отражают выработанный в течение  многолетнего развития механизм правового регулирования транспортных операций, его особенности на отдельных видах транспорта и учитывают зарубежный и международный опыт в этой области, особенно при морских и воздушных перевозках. В силу этих факторов, а также сложности транспортного законодательства оно в отличие от других сфер российской экономики хотя и было обновлено, но не претерпело в условиях перехода России к рыночным отношениям коренных обновлений.

      В соответствии с п. 2 ст. 784 ГК РФ все транспортные уставы и кодексы должны иметь статус федеральных законов.2

      Транспортное законодательство ввиду наличия жестких транспортно-технологических требований к выполнению основных перевозочных операций и массовости таких операций содержит преимущественно императивные нормы, которые не могут быть изменены сторонами при заключении договора перевозки. Поэтому сфера применения соглашения сторон как источника взаимных прав и обязанностей на транспорте существенно ограничена. В ином положении находится морской транспорт - в особенности при перевозках на основании чартера, когда многие условия перевозок грузов определяются по соглашению сторон.

      В процессе перевозок, особенно грузов, возникает большое число споров между грузовладельцами и транспортными  организациями, прежде всего по поводу несохранности доставленных грузов. При этом некоторые нормы транспортного законодательства понимаются и трактуются перевозчиками и клиентурой по-разному. Разъяснения по таким спорным вопросам дает Высший Арбитражный Суд РФ. Пленумом этого суда издано постановление от 25 января 2001 г. "О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог РФ». В  соответствии со ст.400 ГК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение железной  дорогой, грузоотправителем, грузополучателем обязательств, возникших в связи с осуществлением перевозки грузов, влечет применение к ним ограниченной ответственности в пределах, установленных Уставом. Поэтому, при разрешении спора,  связанного  с  неисполнением  или ненадлежащим  исполнением  железной  дорогой  либо  грузоотправителем, грузополучателем, своих обязательств, возникших в связи с осуществлением перевозки груза, следует учитывать, что они могут нести только ту ответственность, которая предусмотрена Уставом, а в случаях им установленных - соглашением сторон.

      Требования  о возмещении иных убытков, причиненных  неисполнением или ненадлежащим  исполнением  таких  обязательств,  сверх  размера, предусмотренного Уставом, удовлетворены быть не могут.3

      Предметом изучения курсовой работы является договор  перевозки, а объектом – институт перевозки груза.

      Цель  курсовой работы изучить договор перевозки груза.

      Задачи  курсовой  работы  рассмотреть  следующие  вопросы:

       - рассмотреть договор перевозки груза, его понятие и виды;

       - изучить порядок заключения договора перевозки груза;

       - рассмотреть правовой статус участников договора перевозки груза, а также ответственность сторон договора.

       В  работе  применены  методы анализа,  сравнения, обобщения.

       Структура работы: работа состоит из введения, одной главы и заключения.

       При написании были использованы нормативно-правовые акты РФ, научная литература и специальная литература, материалы судебной практики, а также справочная и учебная литература. 
 

  1. Понятие и виды договора перевозки  грузов
 

      Гражданский кодекс РФ воспроизводит традиционное правило транспортного права, согласно которому перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, и дает этому договору следующее определение: по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).4

      В согласии с этим определением договор  перевозки груза в отечественной  юридической литературе принято относить к числу двусторонних, возмездных и реальных договоров. Однако перевозка груза осуществляется также в рамках договора фрахтования, или чартера (ст. 787 ГК), когда договор перевозки заключен еще до предъявления груза. Зарубежные законы и международная практика признают ныне консенсуальный характер договора перевозки груза и в других случаях. Учитывая эти обстоятельства, ст. 115 КТМ РФ дает более широкое определение договора перевозки (перевозчик обязуется доставить груз), допуская тем самым возможность его квалификации как в качестве реального, так и консенсуального договора.5

      Важной  правовой особенностью договора перевозки  груза обычно является наличие в  договоре третьего лица - получателя груза (грузополучателя), который в заключении договора не участвует, однако наделяется в силу норм транспортного законодательства правом требовать от перевозчика выдачи груза и производит с ним окончательные расчеты по доставке груза. Поэтому договор перевозки груза в литературе принято относить к числу договоров в пользу третьего лица.6

      Право получателя груза требовать его  выдачи основывается в конечном счете  на условиях другого договора, заключенного им с грузоотправителем. Чаще всего  это договор купли-продажи, во исполнение которого покупателю - грузополучателю был отгружен проданный товар. Однако возможны случаи, когда такого третьего лица в договоре перевозки нет, и получателем груза является сам грузоотправитель, например, отправивший груз в адрес своего филиала.

      В силу такой структуры договорных отношений при перевозках грузов и исходя из содержания договора перевозки следует считать, что отправитель и получатель груза не обладают взаимными правами и обязанностями в рамках договора перевозки, ибо их связывают иные договорные отношения. Как отправитель, так и получатель груза имеют определенные права и обязанности в отношении перевозчика, причем объем этих прав и обязанностей различен, что обусловлено разными задачами отправителя и получателя груза в процессе перевозки и тем обстоятельством, что после отгрузки груза его собственником или носителем иного вещного права обычно становится грузополучатель (ст. 223-24 ГК РФ).7

      Общие положения о договоре предусматривают общие правила об условиях договора, его заключении, изменении и расторжении. Однако ввиду диспозитивного характера большинства норм ГК РФ в сфере обязательственного права и особенностей транспортных операций заключение и исполнение договора перевозки груза практически подчинены нормам транспортного законодательства, которые учитывают особенности такого договора и его специфику на отдельных видах транспорта.

      В зависимости от вида транспорта различают  договоры перевозки груза железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским  и внутренневодным транспортом.8 Два первых имеют общие черты и именуются договорами перевозки наземным транспортом.9 Перевозки внутри страны на морском транспорте называются каботажем. Различают малый каботаж (перевозки между портами одного морского бассейна) и большой каботаж (перевозки между портами нескольких морских бассейнов).10

      Если  на стороне перевозчика выступает  только одна транспортная организация, такой договор перевозки обычно именуется перевозкой в местном  сообщении. При наличии на стороне  перевозчика нескольких перевозчиков, когда заключается один договор  перевозки и выдается один транспортный документ, перевозка является прямой (перевозкой в прямом сообщении). Перевозка грузов в прямом сообщении может выполняться также перевозчиками разных видов транспорта, и тогда она именуется прямым смешанным сообщением (ст. 788 ГК).11

Информация о работе Договор перевозки груза