Договор перевозки груза

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить договор перевозки груза.
Задачи курсовой работы рассмотреть следующие вопросы:
- рассмотреть договор перевозки груза, его понятие и виды;
- изучить порядок заключения договора перевозки груза;
- рассмотреть правовой статус участников договора перевозки груза, а также ответственность сторон договора.

Содержание

Список используемых сокращений……………………………………...…..3
Введение…………………………………………………………………….……4
1. Понятие и виды договора перевозки груза…………………….……….…...7
1. Заключение договора перевозки груза……………………………………..16
1. Правовой статус участников договора перевозки груза…………………..22
Заключение………………………………………………………………….….24
Библиографический список………………………………………………….25
Приложение 1…………………………………………………………………..26
Приложение 2……………………………………………………………..……27

Работа содержит 1 файл

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

      В рамках изложенной общей классификации  перевозок необходимо различать  разные виды договоров перевозки  груза, которые ввиду различий в  организации производственной деятельности отдельных отраслей транспорта имеют  на некоторых видах транспорта значительные правовые отличия.

      На  железнодорожном транспорте различаются  перевозки в зависимости от количества перевозимого груза: мелкие (до 20 тонн) и повагонные отправки, а массовые грузы (уголь, нефть, лес и др.) могут  отправляться маршрутами. Некоторые виды грузов могут перевозиться только повагонными отправками, например животные. Мелкие отправки (до 2 тонн) применяются также на автомобильном транспорте. Для названных отправок установлены различные провозные платежи и действуют разные сроки доставки груза.12

      Значительные  правовые особенности имеет договор  перевозки груза на морском транспорте. Здесь различаются прежде всего  линейные (регулярные) и трамповые (нерегулярные) перевозки. Первые осуществляются на определенных направлениях по твердому расписанию и подчинены установленным для данной линии условиям перевозок, отражаемым в коносаменте. Трамповые перевозки выполняются на основании свободного соглашения сторон, обычно с составлением чартера.13

      На  морском и внутренневодном транспорте ввиду особенностей его транспортного процесса применяются, кроме того, два договора, которые имеют специальное назначение, но могут использоваться также для осуществления перевозок груза. Это договоры буксировки и тайм-чартера.14

      В силу договора буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние либо в течение определенного времени. В отношении буксировки установлены специальные правила, так как задачи буксировки требуют особого регулирования.15

      По  договору тайм-чартера, который применяется  на морском транспорте и именуется  также договором фрахтования  судна на время, судовладелец обязуется  предоставить за вознаграждение другой стороне - фрахтователю на определенный срок судно и услуги членов его экипажа для перевозки грузов, пассажиров и иных целей (ст. 198 КТМ).16

      Новым и практически важным договором  транспортного права является договор  между перевозчиками и владельцами  инфраструктуры железных дорог об оказании услуг по использованию инфраструктуры, заключение которого будет необходимым после создания новой структуры транспортных организаций, что и предусмотрено УЖТ (ст. 50). Этот договор призван согласовывать повседневную производственно-хозяйственную деятельность названных субъектов транспортного процесса и является правовым основанием их взаимной ответственности.17

      В договоре об оказании услуг по использованию  инфраструктуры должны определяться объемы и сроки перевозок грузов, перечень и стоимость оказываемых услуг, порядок расчетов, а также ответственность сторон при нарушении их обязательств.18

 

       2. Заключение договора перевозки груза.

 

      До  перехода экономики России к рыночным отношениям перевозки основных объемов  грузов на всех видах транспорта были предметом централизованного планирования и осуществлялись на основании месячных планов перевозки грузов, которые были обязательны как для грузоотправителей, так и для транспортных организаций. Исполнение таких плановых заданий вело к предъявлению отправителем грузов, а перевозчиком - транспортных средств и тем самым к заключению договора перевозки, который оформлялся составлением транспортного документа. Наряду с планируемыми перевозками по предварительным заявкам отправителей были возможны также так называемые внеплановые и сверхплановые перевозки, если перевозчик имел возможность предоставить соответствующие транспортные услуги.19

      В условиях рынка механизм "завязывания" транспортного процесса и заключения договора перевозки груза становится иным, он зависит от свободного волеизъявления грузовладельца, самостоятельно определяющего перевозчика, предлагающего наиболее благоприятные условия перевозки. Перевозчики всех видов транспорта в своем подавляющем большинстве являются перевозчиками транспорта общего пользования и обязаны как таковые к заключению с грузоотправителем договора перевозки в силу общей нормы закона: договор перевозки груза является публичным договором (п. 2 ст. 789, 426 ГК).20

      Однако  порядок и сроки предъявления грузов и необходимых для их перевозки  транспортных средств в интересах  нормального осуществления перевозок должны быть заранее определены и согласованы участниками будущего договора перевозки. Поэтому в ст. 791 ГК предусматривается, что перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку транспортные средства в срок, установленный принятой от него заявкой, договором перевозки или договором об организации перевозок.21

      Крупные грузоотправители заключают с транспортными  организациями годовые договоры об организации перевозок, в которых  предусматриваются обычно месячные объемы перевозок и взаимные обязательства сторон, связанные с предъявлением грузов и перевозочных средств (порядок погрузки грузов, оформления транспортных документов, расчеты и т.д.). Грузоотправители с небольшим и нерегулярным объемом перевозок подают транспортным организациям периодические заявки на предстоящие перевозки.

      Порядок подачи заявок на перевозку грузов подробно определен УЖТ. Такие заявки должны подаваться грузоотправителем  за 10-15 дней до начала перевозки, они  согласовываются перевозчиком с  владельцем инфраструктуры и возвращаются грузоотправителю не позднее чем за три дня до заявленного начала перевозки (ст. 11 УЖТ).22

      Отправитель и перевозчик ведут учет хода выполнения таких перевозок посредством составления учетных карточек, отражающих количество подекадно предъявляемых грузов и транспортных средств. Невыполнение этих обязательств является основанием для начисления штрафа, предусмотренного транспортным уставом.

      В отношении ответственности сторон при несоблюдении их обязательств следует  иметь в виду, что в ст. 794 ГК РФ определены общие рамки ответственности перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за непредъявление груза или иное неиспользование поданных транспортных средств.23 В п. 2 ст. 794 ГК названы главные основания освобождения от такой ответственности (непреодолимая сила, прекращение или ограничение перевозок грузов).24 Эти основания, которые дополнены в транспортных уставах и кодексах, свидетельствуют о том, что ответственность перевозчика и отравителя в рассматриваемом случае является повышенной и должна наступать независимо от их вины.

      Все виды договора перевозки груза относятся  к числу сделок, для которых  предписана письменная форма их совершения. Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.25

      Накладная применяется при грузовых перевозках на железнодорожном, автомобильном, водном и воздушном транспорте, коносамент является традиционной формой договора перевозки грузов на морском транспорте, где может применяться также грузовая накладная. В подтверждение заключения договора перевозки грузоотправителю выдается грузовая квитанция (на железнодорожном транспорте) или копия транспортного документа (на других видах транспорта). Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом содержат указания о порядке применения электронной накладной, если имеются соответствующие технические и программные средства.

      Транспортная  документация выполняет две основные функции: во-первых, является доказательством заключения договора перевозки и его условий, во-вторых, дает право на распоряжение грузов.

      Транспортные  документы составляются по установленной  форме (на соответствующих бланках) и содержат сведения о грузе (наименование, количество мест, масса), а также данные о перевозчике, отправителе, получателе груза и уплате провозных платежей. В дальнейшем в транспортный документ, сопровождающий груз, вносятся дополнительные сведения, отражающие ход транспортировки груза (время прохождения пунктов перехода, составление коммерческого акта о несохранности груза) и его выдачу в пункте назначения.

      Внесение  в транспортный документ отметок  о недостатках и дефектах груза, по общему правилу, не допускается, и  такие отметки правового значения не имеют. Однако на морском транспорте допускаются оговорки в отношении количества и числа мест перевозимых грузов, если перевозчик не имел возможности их проверить.26

      На  некоторых видах транспорта наряду с документами, подтверждающими  заключение договора перевозки и  его условия, применяется также внутритранспортная документация, используемая перевозчиком для целей учета, отчетности и последующих расчетов с соперевозчиками. На железнодорожном и внутреннем водном транспорте наряду с накладной составляется дорожная ведомость, которая содержит те же данные, что и накладная, и остается у перевозчика. При перевозках в смешанном сообщении при передаче груза другому виду транспорта составляются передаточные ведомости между передающими и принимающими груз портами.

 

       3. Правовой статус  участников договора перевозки груза

 

      В договоре перевозки груза его  участники наделены разнообразными по содержанию правами и обязанностями, которые отражают особенности транспортных операций и реализуются на различных  стадиях возникновения и исполнения договора перевозки: при заключении договора, в ходе транспортировки груза и при выдаче груза в пункте его назначения.27

      В процессе заключения договора перевозки  на перевозчике лежит обязанность  подать для перевозки соответствующие  транспортные средства, а на отправителе - предъявить груз.

      Согласно  п. 1 ст. 791 ГК перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку исправные транспортные средства в  состоянии, пригодном для перевозки  соответствующего груза. Отправитель  вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза. На железнодорожном транспорте по этому вопросу имеются дополнительные указания в УЖТ, согласно которым проверка транспортных средств в коммерческом отношении производится отправителем, если им осуществляется погрузка вагонов, а контейнеров - во всех случаях (ст. 20).28 Аналогичная норма содержится в ст. 71 КВВТ.29

      При морских перевозках перевозчик обязан обеспечить мореходное состояние судна: его техническую годность, надлежащим образом снарядить его всем необходимым, а также надлежаще подготовить трюмы для перевозки. Однако перевозчик не отвечает за возможные скрытые недостатки, если им была проявлена должная заботливость (ст. 124 КТМ).

      Отправитель обязан предъявить груз в упаковке и таре, обеспечивающих их полную сохранность при перевозке. Для отдельных видов грузов (например, опасных) правила перевозок устанавливают дополнительные требования к их упаковке, а также специальной маркировке. Отправитель вправе заменять ранее согласованные грузы иными, если они не требуют изменения условий перевозки.

      Погрузка  груза осуществляется транспортной организацией или отправителем в  зависимости от характера отправки, условий договора с перевозчиком и предписаний транспортных уставов  и кодексов. На железнодорожном транспорте действовали в течение многих лет правила о том, что погрузочные операции производятся на местах общего пользования (т.е. на железнодорожных станциях) - железной дорогой, а в других случаях (на подъездных путях клиентуры), а также при погрузке опасных, скоропортящихся, тяжеловесных, негабаритных, навалочных и наливных грузов - отправителем. На автомобильном транспорте погрузку выполняет, по общему правилу, отправитель, а на воздушном транспорте - перевозчик. На водном транспорте погрузку, как правило, производят морские и речные порты и экспедиторские фирмы.30

      На  всех видах транспорта установлены  определенные сроки для выполнения погрузочных операций, призванные стимулировать их быстрейшее выполнение. При нарушении этих сроков уплачивается штраф, размер которого зависит от вида транспортных средств и продолжительности допущенной задержки и исчисляется по прогрессивно растущей шкале. На морском транспорте такой штраф за несвоевременную погрузку груза именуется демереджем, а премия за ее сокращение - диспачем, их размер определяется соглашением сторон (в чартере) или обычаями морского порта.

      Ответственность грузоотправителей за нарушение  сроков выполнения погрузочных работ согласно транспортным уставам и кодексам является повышенной и исключается только при наличии названных в уставах и кодексах обстоятельств. Таковыми являются обстоятельства непреодолимой силы, крупные аварии, а также вина самого перевозчика (подача им транспортных средств под погрузку и выгрузку в количестве, превышающем техническую способность погрузочных и выгрузочных пунктов грузовладельца).

Информация о работе Договор перевозки груза