Договор лоцманской проводки судов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

История проводки судов, как и вся история торгового мореплавания, насчитывает многие века и даже тысячелетия. Первые источники, в которых упоминается лоцманская проводка, относятся к первому тысячелетию до нашей эры.
Кодекс Торгового мореплавания Союза ССР 1929 г., закрепил ведущую роль государства в организации лоцманской проводки судов. Эта проводка могла осуществляться только государственными морскими лоцманами.
Государство несло ответственность за аварии, возникшие по вине лоцманов, а сами лоцманские службы входили в состав государственных учреждений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие договора лоцманской проводки судов и его правовое
регулирование………………………………………………………………5
2. Субъекты договора лоцманской проводки судов………………………..10
2.1. Порядок заключения и форма договора…………………………….15
2.2. Содержание и исполнение договора………………………………..20
3. Ответственность сторон за нарушение договора лоцманской проводки
судов………………………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………...32
Список использованных источников……………………………………….34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

     Отсутствие  в действующем КТМ аналогичных  положений о праве лоцмана  отказаться от продолжения лоцманской проводки Г.Г. Иванов объясняет тем, что соответствующее правило "было не совсем корректным, поскольку следовать рекомендациям лоцмана, вносить в них свои коррективы или отвергать полностью - это право капитана". Вместе с тем указанным автором не отвергается возможность применения соответствующего правила и в условиях действия нового КТМ. По этому поводу Г.Г. Иванов пишет: "Однако в том случае, если, по мнению лоцмана, действия капитана вопреки его рекомендациям ведут к угрозе жизни людей, судну, ущербу окружающей среде, лоцман может отказаться от дальнейшей проводки, информировав об этом капитана порта. Хотя такой случай прямо не упомянут в данной статье, приостановление проводки при указанных обстоятельствах может основываться на ее смысле".19

    Обязательство судовладельца включает в себя обязанности капитана судна по "возвращению лоцмана", которые нашли отражение в ст. 101 КТМ. Согласно данной статье капитан судна не вправе увозить лоцмана за пределы обслуживаемого им района. В том случае, если лоцман все же увезен судном, лоцманскую проводку которого он осуществлял, за пределы обслуживаемого им района, капитан судна обязан обеспечить за счет судна возвращение лоцмана к месту его постоянного нахождения. Кроме того, лоцманская организация, работником которой является лоцман, имеет право на возмещение убытков, причиненных ей задержкой лоцмана, если только она не была вызвана действием непреодолимой силы.

    Но  все, же основная обязанность судовладельца, вытекающая из договора об оказании лоцманских услуг, состоит в оплате услуг по лоцманской проводке судна, оказанных ему лоцманом, соответствующей лоцманской организации. Оплата указанных услуг производится в форме взимания лоцманского сбора. Как предусмотрено ст. 106 КТМ, с судов, пользующихся услугами лоцманов, взимается лоцманский сбор, размер которого, порядок взимания, а также категории освобождаемых от уплаты лоцманского сбора судов определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    В настоящее время взимание лоцманского  сбора в морских торговых портах производится в соответствии со ставками сборов с судов в морских торговых портах, утвержденными Минтрансом РФ и Минэкономики РФ 21 июля, 4 августа 1995 г. Лоцманский сбор начисляется из расчета на каждый 1 куб. м условного объема судна. При внутрипортовой проводке лоцманский сбор взимается за операцию, при внепортовой проводке - за каждую милю лоцманской проводки по фарватеру или каналу. Неполная миля проводки считается за полную. Судно с условным объемом менее 5000 куб. м считается равным 5000 куб. м. Лоцманский сбор включает в себя плату за транспортные средства, используемые для доставки и снятия лоцмана с судна. Грузовым судам, работающим на линиях загранплавания, открытых в установленном порядке, и пассажирским судам в каботажном плавании предоставляется скидка в размере 20%. Напротив, лоцманская проводка при вводе или выводе судна в док или из дока, судов с неработающим главным двигателем, неисправным винто-рулевым комплексом, а также специальных плавучих объектов (буровых установок, модулей, доков, гостиниц и т.п.) оплачивается по установленным ставкам, увеличенным на 50%. При одновременной проводке нескольких судов лоцманский сбор взимается с каждого из них по полной ставке. Основанием для взимания лоцманского сбора является лоцманская квитанция, выписанная лоцманом и заверенная капитаном судна, или радиотелеграфное подтверждение судна об оказанных ему лоцманских услугах.

    Как уже отмечалось, определение ставок лоцманского сбора, как и других портовых сборов, в централизованном порядке и особенности порядка его уплаты породили представление о лоцманском сборе как об обязательном платеже, взимаемом в пользу морской администрации порта, которая из этих средств финансирует деятельность собственной лоцманской службы и оплачивает услуги негосударственной лоцманской организации.

    Однако  в отличие от некоторых иных портовых сборов, которые подлежат уплате судовладельцами  за сам факт захода судна в соответствующий  порт, лоцманский сбор взимается за фактически оказанные услуги по лоцманской проводке судна и представляет собой плату за указанные услуги, которая, естественно, причитается тому лицу, которое эти услуги оказывало, - в нашем случае это лоцманская организация, выступающая в роли исполнителя по договору о возмездном оказании лоцманских услуг, заключенному с судовладельцем в лице его агента или капитана судна.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3.

    Ответственность сторон за нарушение  договора лоцманской проводки судов.

    Лоцманская  организация и судовладелец, являющиеся сторонами договора об оказании лоцманских услуг, как и иные субъекты гражданско-правовых обязательств, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, вытекающих из договора (ст. 393 ГК). В КТМ содержится несколько специальных правил, регулирующих такую ответственность. В частности, в соответствии со ст. 103 КТМ организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, несет ответственность за убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна по вине лоцмана.

    Данная  норма представляет собой детализацию (применительно к договору об оказании лоцманских услуг) содержащихся в ГК общих положений об ответственности  должника за своих работников. Согласно ст. 402 ГК действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника; должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

    Устанавливая  правило об ответственности лоцманской организации за убытки, причиненные по вине лоцмана, ст. 103 КТМ корреспондирует другому общему положению об ответственности за нарушение гражданско-правовых обязательств, а именно п. 1 ст. 401 ГК, согласно которому лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Возможность ответственности без вины (п. 3 ст. 401 ГК) в данном случае исключается, поскольку обязательство лоцманской организации по лоцманской проводке судна, вытекающее из договора об оказании лоцманских услуг, не связано с осуществлением предпринимательской деятельности.

    Гораздо менее удачным представляется аналогичное  положение об ответственности лоцманской организации, содержащееся в КВВТ. В соответствии с п. 6 ст. 41 КВВТ за вред, причиненный судовладельцу по вине лоцмана, несет ответственность государственная лоцманская служба или негосударственная организация по лоцманской проводке судов, с которыми лоцман находится в трудовых отношениях в момент причинения вреда судовладельцу. Как известно, формулировка "причинение вреда" служит в гражданском законодательстве для обозначения деликтных (внедоговорных) обязательств, основанием возникновения которых служит не заключение договора, а сам факт причинения вреда. Хотя очевидно, что и в этом случае законодатель имел в виду ответственность лоцманской организации в форме возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по лоцманской проводке судна.20

      Суть другого специального правила об ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства по лоцманской проводке судна состоит в ограничении размера ответственности лоцманской организации. Согласно ст. 104 (п. 1) КТМ организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, может ограничить свою ответственность суммой, равной десятикратному размеру лоцманского сбора, причитающегося за лоцманскую проводку судна. Правда, соответствующая лоцманская организация утрачивает право на ограничение своей ответственности, если доказано, что убытки, причиненные судну в результате его ненадлежащей лоцманской проводки, явились результатом его собственного действия или бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности (п. 2 ст. 104 КТМ). Это специальное правило основано на одном из общих положений о гражданско-правовой ответственности: в соответствии с п. 1 ст. 400 ГК по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).

       Еще одно специальное правило, касающееся вопросов ответственности по договору об оказании лоцманских услуг, состоит в том, что организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, не несет ответственность перед третьими лицами за убытки, причиненные в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна (ст. 105 КТМ).

    Данное  правило является развитием положения, содержащегося в п. 1 ст. 102 КТМ, о том, что присутствие на судне лоцмана не устраняет ответственность капитана судна за управление судном. В связи с этим даже в том случае, когда непосредственной причиной нанесения ущерба третьим лицам (столкновение судов, повреждение перевозимого груза и т.п.) явилось выполнение капитаном судна ошибочных рекомендаций лоцмана или следование советам последнего, лицом, ответственным перед третьими лицами за причиненные убытки, остается судовладелец (перевозчик).

    Что же касается лоцманской организации, то она, как сторона по договору об оказании лоцманских услуг, несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств перед своим контрагентом (судовладельцем).

    Помимо  названных специальных правил об ответственности по договору оказания лоцманских услуг, в КТМ предусмотрены некоторые меры ответственности за нарушение отдельных условий этого договора. Так, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения капитаном судна обязанности по возвращению лоцмана лоцманская организация имеет право требовать возмещения убытков, причиненных задержкой лоцмана (п. 2 ст. 101 КТМ).

    Кроме того, КТМ предусмотрены и некоторые  меры административной ответственности, которые могут быть применены  к капитану судна и лоцману  как к физическим лицам. В соответствии с п. 2 ст. 95 КТМ за необъявление или неправильное объявление лоцману данных о судне, которые вносятся в лоцманскую квитанцию, капитан судна несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лоцман, виновный в ненадлежащей лоцманской проводке судна, может быть лишен лоцманского удостоверения (п. 2 ст. 102 КТМ).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    В последние годы в нашей стране возникло достаточно много споров, вытекающих из правоотношений, складывающихся между морскими администрациями портов, судовладельцами и лоцманскими организациями, и в основном касающихся порядка оплаты судовладельцами оказанных им лоцманских услуг. При разрешении данных споров появилась необходимость в надлежащей квалификации соответствующих правоотношений, правильном определении структуры договорных связей, опосредующих лоцманское обслуживание, а также требований, предъявляемых к заключению договора об оказании лоцманских услуг и исполнению вытекающих из него обязательств. Теоретические трудности такого рода были успешно преодолены.

    Прежде всего обратимся к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ), в котором имеется глава VI "Морские лоцманы", включающая в себя три параграфа, посвященные вопросам соответственно: лоцманской проводки судов; взаимоотношений лоцмана и капитана судна; ответственности за ненадлежащие лоцманскую проводку и лоцманский сбор (статьи 85 - 106). К сожалению, в КТМ РФ отсутствуют какие-либо правила, регулирующие договор об оказании лоцманских услуг, более того, такой договор там вообще не упоминается. Данное обстоятельство породило представление о лоцманском сборе как обязательном (налоговом) платеже, взимаемом на внедоговорной основе. В практике некоторых арбитражных судов отвергалось наличие договорных отношений между лоцманской организацией и судовладельцем. Такие арбитражные суды исходили из иной структуры договорных связей, полагая, что договор о лоцманской проводке судна заключается между судовладельцем и администрацией порта, которая, в свою очередь, возлагает исполнение своих обязательств на лоцманскую организацию. При таком подходе лоцманская организация лишалась права на получение лоцманского сбора, адресатом которого становилась морская администрация порта.

     Договор об оказании лоцманских услуг характеризуется не только своеобразным предметом договора, но и особой целью его участников. В КТМ имеется отдельная норма (ст. 86) о целях лоцманской проводки судов.    

    Согласно этой норме лоцманская проводка осуществляется в целях: обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами; защиты морской среды. Очевидно, что цель обеспечения безопасности плавания судна в соответствующем районе характерна и для участников договора об оказании лоцманских услуг. А вот что касается защиты морской среды, то она не может быть целью как таковой применительно к конкретному договору об оказании лоцманских услуг, а скорее является общим пожеланием, обращенным ко всем участникам правоотношений в сфере морского права.

     Итак, правоотношения, складывающиеся  между судовладельцем в лице  капитана судна и лоцманской  организацией, должны квалифицироваться  не иначе как договор об  оказании лоцманских услуг, являющийся  по своей сути договором о  возмездном оказании услуг и подпадающий под субсидиарное регулирование со стороны главы 39 ГК РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1: офиц. текст: [принят Гос. Думой РФ 30 октября 1994г. с изм. и доп. на 18 июля 2009г.] // Собрание законодательства РФ. – 1994. - №51. – Ст. 453.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2: офиц. текст: [принят Гос. Думой РФ 26 января 1996г. с изм. и доп. на 17 июля 2009г.] // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №14. – Ст. 1109.
  3. Кодекс торгового мореплавания РФ: офиц. текст: [принят Гос. Думой РФ 31 марта 1999г. с изм. и доп. на 1 января 2009г.] // Собрание законодательства РФ. – 1999.- №81. – ст. 430.
  4. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ: офиц. текст: [принят Гос. Думой РФ 7 февраля 2001г. с изм. и доп. на 28 апреля 2009г.] // Собрание законодательства РФ. – 2001. - №24. – ст. 167.
  5. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 13 июля 2001г. №128-ФЗ // Собрание  законодательства РФ. – 2001. - №128. – ст. 20.
  6. Об утверждении Положения о морских лоцманах Российской Федерации: Приказ Минтранса РФ: от 22 июля 2008г. №112.
  7. Гуев А. Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса РФ: М.: ИНФРА, 2001г. ст. 453.
  8. Иванов Г. Г.  Постатейный комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ: М.: СПАРК, 2000г. ст. 430.
  9. Иванов Г. Г.  Правовое регулирование морского пароходства в РФ: М.: СПАРК, 2002г.
  10. Корнараки В. А. справочник лоцмана: М.: ТРАНСПОРТ, 1983г.
  11. Маевская Р. С. Развитие понятия лоцманства: морское право и практика // информационный сборник ЦНИИМФ: выпуск 40: ленинград. – 1959г.
  12. Максимиджи М. И. Правовое положение лоцмана на судне и решение некоторые вопросы ответственности лоцмана// Торговое мореплавание и морское право: выпуск 3. М.: 1965г. 

Информация о работе Договор лоцманской проводки судов