Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:16, курсовая работа
История проводки судов, как и вся история торгового мореплавания, насчитывает многие века и даже тысячелетия. Первые источники, в которых упоминается лоцманская проводка, относятся к первому тысячелетию до нашей эры.
Кодекс Торгового мореплавания Союза ССР 1929 г., закрепил ведущую роль государства в организации лоцманской проводки судов. Эта проводка могла осуществляться только государственными морскими лоцманами.
Государство несло ответственность за аварии, возникшие по вине лоцманов, а сами лоцманские службы входили в состав государственных учреждений.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие договора лоцманской проводки судов и его правовое
регулирование………………………………………………………………5
2. Субъекты договора лоцманской проводки судов………………………..10
2.1. Порядок заключения и форма договора…………………………….15
2.2. Содержание и исполнение договора………………………………..20
3. Ответственность сторон за нарушение договора лоцманской проводки
судов………………………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………...32
Список использованных источников……………………………………….34
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.В. ЛОМОНОСОВА»
Юридический факультет
Кафедра
Гражданского и Предпринимательского
права
Договор
лоцманской проводки
судов.
Ассистент кафедры
Архангельск 2010
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Понятие договора лоцманской проводки судов и его правовое
регулирование……………………………………………
2. Субъекты договора лоцманской проводки судов………………………..10
2.1. Порядок заключения и форма договора…………………………….15
2.2. Содержание и исполнение договора………………………………..20
3. Ответственность сторон за нарушение договора лоцманской проводки
судов…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников……………………………………….34
Введение.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что история проводки судов, как и вся история торгового мореплавания, насчитывает многие века и даже тысячелетия. Первые источники, в которых упоминается лоцманская проводка, относятся к первому тысячелетию до нашей эры.1
Кодекс Торгового мореплавания Союза ССР 1929 г., закрепил ведущую роль государства в организации лоцманской проводки судов. Эта проводка могла осуществляться только государственными морскими лоцманами.
Государство несло ответственность за аварии, возникшие по вине лоцманов, а сами лоцманские службы входили в состав государственных учреждений.
Современный этап развития
Цель исследования состоит в комплексном анализе отношений, возникающих при осуществлении договора об оказании услуг по лоцманской проводке судов как разновидности договора возмездного оказания услуг.
Курсовая работа решает следующие задачи:
-) проанализировать
действующее законодательство по лоцманской
проводке судов (в первую очередь Кодекс торгового Мореплавания, далее КТМ РФ)
-) изучить понятие договора и его правовое регулирование
-) изучить субъекты договора, порядок заключения договора и форму договора лоцманской проводки судов
-) содержание и исполнение договора, а также ответственность сторон за нарушение условий договора.
Объектом данной работы
Предметом являются нормы, регулирующие лоцманскую проводку морских судов на подходах к портам и в пределах акваторий морских портов.
Значимость состоит в том, что работа представляет
собой комплексное исследование юридической
природы и содержания договора лоцманской
проводки судов. Его роль в российском
гражданском праве, как разновидности
договора об оказании возмездных услуг
и его специфических особенностей, субъектного
состава договора, порядка его заключения,
приостановления, изменения и расторжения,
ответственности сторон договора, ограничения
ответственности и утраты права на ограничение
ответственности.
Глава 1.
Понятие договора лоцманской проводки судов и его правовое регулирование.
Отношения,
связанные с лоцманской проводкой
судов, нашли свое отражение в
морском праве и
Согласно ст. 85 КТМ лоцманская проводка судов осуществляется на подходах к морским портам, в пределах акватории морских портов, между морскими портами, а также в открытом море.
С точки зрения степени обязательности лоцманской проводки в КТМ выделяются обязательная и факультативная лоцманские проводки. В соответствии со ст. 89 КТМ районы обязательной и необязательной лоцманских проводок судов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и доводятся до всеобщего сведения в обязательных постановлениях в морских портах, лоциях и "Извещениях мореплавателям". На внутреннем водном транспорте перечень участков внутренних водных путей, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.2
При определении районов (участков) обязательной лоцманской проводки принимаются во внимание как сложные навигационно-гидрографические условия плавания в соответствующих районах (участках), так и особенности состояния судна или характеристики перевозимых грузов (аварийное состояние судна, наличие ядерной энергетической установки на судне, перевозка опасных грузов и т.п.).
В районах, где лоцманская проводка для судов является обязательной, капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана. Исключение составляют лишь случаи, когда соответствующее судно, относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского порта.3
В тех районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан судна не обязан, но вправе прибегнуть к услугам лоцмана, если это вызывается необходимостью (факультативная лоцманская проводка). Вместе с тем в определенных случаях и в этих районах капитаном морского порта может быть введена обязательная лоцманская проводка в отношении двух категорий судов. Речь идет о тех судах, которые (или перевозимые ими грузы) создают угрозу причинения ущерба морской среде либо имеют серьезные повреждения корпусов, механизмов или оборудования, что может существенно повлиять на безопасность мореплавания в порту. 4
К сожалению, в Кодексах торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта отсутствуют какие-либо правила, регулирующие договор об оказании лоцманских услуг, более того, такой договор вообще не упоминается в названных Кодексах. Данное обстоятельство породило представление о лоцманском сборе как об обязательном (налоговом) платеже, взимаемом на внедоговорной основе. В практике некоторых арбитражных судов, не отрицавших гражданско-правовую природу лоцманского сбора, тем не менее отвергалось наличие договорных отношений между лоцманской организацией и судовладельцем, такие арбитражные суды исходили из иной структуры договорных связей, полагая, что договор о лоцманской проводке судна заключается между судовладельцем и администрацией порта, которая в свою очередь возлагает исполнение своих обязательств на лоцманскую организацию. При таком подходе лоцманская организация лишалась права на получение лоцманского сбора, адресатом которого становилась морская администрация порта.
Несколько забегая вперед, подчеркнем, что судебно-арбитражная практика преодолела теоретические трудности и противоречия и в настоящее время выработала подход к разрешению спорных вопросов, возникающих между администрациями портов и лоцманскими организациями, который основан на том, что взаимоотношения, складывающиеся между судовладельцами и лоцманскими организациями, регулируются заключаемым между ними договором об оказании лоцманских услуг, а лоцманский сбор представляет собой не что иное, как плату за услуги лоцманской организации по проводке судна.
Позиция судебно-арбитражной практики ранее была представлена в юридической литературе. Так, комментируя соответствующие положения КТМ, Г.Г. Иванов указывал: "Согласно ст. 87 КТМ лоцман может являться работником как государственной, так и негосударственной организаций, которые оказывают услуги по лоцманской проводке на основании договора возмездного оказания услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель (в данном случае - государственная или негосударственная лоцманская организация) обязуется по заданию заказчика (в данном случае - судовладелец) оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.5
Предметом договора являются услуги нематериального характера, т.е. предоставление информации и советов, необходимых капитану судна в процессе плавания в районе обязательной или необязательной лоцманской проводки.6
Договор об оказании лоцманских услуг характеризуется не только своеобразным предметом договора, но и особой целью его участников. В КТМ имеется отдельная норма о целях лоцманской проводки судов как таковой, согласно которой лоцманская проводка осуществляется в целях обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами, а также защиты морской среды.7 Думается, что цель обеспечения безопасности плавания судна в соответствующем районе характерна и для участников договора об оказании лоцманских услуг. А вот что касается такой цели, как защита морской среды, то она не может быть таковой применительно к конкретному договору об оказании лоцманских услуг, а скорее является общим пожеланием, обращенным ко всем участникам правоотношений в сфере морского права.
В
связи с этим нельзя не согласиться
с Г.Г. Ивановым, который пишет: "Разумеется,
загрязнение морской среды
Итак, правоотношения, складывающиеся между судовладельцем в лице капитана судна и лоцманской организацией, должны квалифицироваться не иначе, как договор об оказании лоцманских услуг, являющийся по своей сути договором о возмездном оказании услуг и подпадающий под субсидиарное действие главы 39 ГК.