Договор лоцманской проводки судов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

История проводки судов, как и вся история торгового мореплавания, насчитывает многие века и даже тысячелетия. Первые источники, в которых упоминается лоцманская проводка, относятся к первому тысячелетию до нашей эры.
Кодекс Торгового мореплавания Союза ССР 1929 г., закрепил ведущую роль государства в организации лоцманской проводки судов. Эта проводка могла осуществляться только государственными морскими лоцманами.
Государство несло ответственность за аварии, возникшие по вине лоцманов, а сами лоцманские службы входили в состав государственных учреждений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие договора лоцманской проводки судов и его правовое
регулирование………………………………………………………………5
2. Субъекты договора лоцманской проводки судов………………………..10
2.1. Порядок заключения и форма договора…………………………….15
2.2. Содержание и исполнение договора………………………………..20
3. Ответственность сторон за нарушение договора лоцманской проводки
судов………………………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………...32
Список использованных источников……………………………………….34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

    Как и всякий договор, договор об оказании лоцманских услуг нуждается в анализе его основных элементов (субъектов, объектов, формы, содержания) и в определении порядка его заключения и исполнения обязательств, вытекающих из этого договора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2.

    Субъекты  договора лоцманской проводки судов.

    Договор об оказании лоцманских услуг заключается  между судовладельцем в лице капитана судна и лоцманской организацией. В роли заказчика соответствующих  услуг выступает судовладелец, а  в роли исполнителя - лоцманская организация.

     КТМ предъявляет целый ряд требований к морским лоцманам, являющимся работниками лоцманской службы государственной организации (морской администрации порта) или объединяющимся в негосударственные организации. Согласно ст. 87 КТМ лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах. Морскими лоцманами могут быть граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям положения о морских лоцманах, которое утверждается органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с соответствующими федеральными органами в области обороны и в области рыболовства.9

    Лоцманами могут быть только те граждане, которые  имеют высшее или среднее судоводительское образование и звание не ниже капитана малого плавания. Присвоение соответствующей квалификации лоцмана подтверждается выдачей лоцманского удостоверения после проверки знаний в квалификационной комиссии, действующей в составе не менее трех опытных лоцманов под председательством капитана или начальника гидробазы. Лоцманские удостоверения выдаются капитанами морских портов (начальниками гидробаз). В лоцманском удостоверении указывается разрешенный лоцману район проводки.

      Ранее (до принятия действующего сегодня КТМ) лоцманская проводка могла осуществляться исключительно государственными морскими лоцманами. В настоящее время морской лоцман может являться не только работником лоцманской службы государственной организации, но и представителем негосударственной организации по лоцманской проводке судов. Согласно п. 2 ст. 87 КТМ негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учетом особенностей, определяемых постановлением Правительства РФ, и требований, установленных КТМ и иными правовыми актами.

    Несмотря  на то что в последние годы создано  и реально функционирует большое  число негосударственных организаций  по лоцманской проводке (в основном в форме некоммерческих организаций), сегодня правовые акты, определяющие особенности их организации и деятельности, отсутствуют. По поводу возможного перечня таких особенностей Г.Г. Иванов пишет: «Очевидно, в число особенностей должны включаться положения об ограничении состава участников таких организаций российскими юридическими лицами и гражданами Российской Федерации; о создании организаций в формах, которые допускают вхождение в состав учредителей и участников морских администраций портов для осуществления эффективного контроля за деятельностью организации. Следовало бы установить, что в составе учредителей и руководителей организации должны быть граждане, имеющие высшее или среднее специальное морское образование и определенный стаж работы по специальности; в течение нескольких последних лет они не должны иметь дисциплинарных взысканий за грубое нарушение дисциплины, угрожающее безопасности мореплавания или создающее опасность для жизни и здоровья людей».10

    В КТМ специально регулируются вопросы, связанные с установлением государственного надзора за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов. Согласно ст. 88 КТМ государственный надзор за деятельностью лоцманских служб государственных организаций и за деятельностью негосударственных организаций по лоцманской проводке судов в пределах своей компетенции осуществляют федеральные органы исполнительной власти в области транспорта и в области рыболовства. В порядке осуществления своих полномочий указанные государственные органы наделены правом принимать следующие решения: об обязательной лоцманской проводке судов лоцманами государственных и негосударственных организаций в соответствующем районе; о прекращении деятельности лоцманских организаций, не отвечающих требованиям, предъявляемым к их оснащенности, численности и квалификации их работников. В последнем случае, правда, не вполне понятно, что может означать решение государственного органа о прекращении деятельности организации по лоцманской проводке судов и в каком порядке может быть принято такое решение. Ведь, как известно, решение о прекращении юридического лица (каковым является лоцманская организация), т.е. о его ликвидации, может быть принято либо его учредителями (участниками), либо арбитражным судом при наличии оснований, предусмотренных законом, но, во всяком случае, не в административном порядке.11

    Видимо, в данном случае все-таки имеется в виду не прекращение лоцманской организации как юридического лица, а лишение ее возможности действовать именно в качестве организации, осуществляющей лоцманскую проводку судов. Поскольку такого рода деятельность может осуществляться лишь при наличии соответствующей лицензии, то речь должна идти об аннулировании такой лицензии. Вместе с тем в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия не может быть аннулирована федеральным органом исполнительной власти (лицензирующим органом), за исключением единственного случая, когда лицензиатом в течение трех месяцев не уплачивается лицензионный сбор за предоставление лицензии. Лицензия может быть аннулирована по решению суда, на основании заявления лицензирующего органа и при том условии, что указанный лицензирующий орган, выявив нарушения в деятельности лоцманской организации, приостановил действие лицензии и предоставил лицензиату срок (не более шести месяцев) для устранения выявленных нарушений. И только в случае, если в соответствующий срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган может обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.12

      Очевидно, что в п. 2 ст. 88 КТМ, наделяющем федеральные органы исполнительной власти в области транспорта и рыболовства правом принимать решения о прекращении деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, допущена неточность. Речь может идти лишь о принятии указанными лицензирующими органами решений о приостановлении действия лицензий таких лоцманских организаций и предоставлении им срока на устранение недостатков в их деятельности, по истечении которого (при условии, что недостатки не будут устранены) может быть принято решение об обращении в суд с заявлением об аннулировании соответствующей лицензии.

    Повышенные  требования, предъявляемые законодателем  к морским лоцманам, лоцманским организациям, объясняются особым значением их деятельности с точки зрения обеспечения  безопасности плавания судов в соответствующих районах. Данным обстоятельством, видимо, можно объяснить и возложение на лоцманов некоторых дополнительных обязанностей, которые не могут вытекать из договорных отношений и носят публично-правовой характер. Согласно ст. 92 КТМ во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщать капитану морского порта о любых переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности мореплавания; любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами в обслуживаемом им районе; невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения моря нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.

    Возложение  на морских лоцманов указанных публично-правовых обязанностей, которые должны выполняться ими в ходе осуществления лоцманской проводки судов, не должно порождать сомнений относительно гражданско-правовой природы отношений, складывающихся между судовладельцем (в лице капитана судна) и лоцманской организацией по поводу лоцманской проводки судна. Дело в том, что публично-правовые обязанности лоцмана устанавливаются не перед его контрагентом по договору об оказании лоцманских услуг, а перед морской администрацией порта, являющейся адресатом информации, которую должен передать морской лоцман, касающейся обстоятельств, связанных с безопасностью плавания судов и угрозой загрязнения окружающей среды.

    В главе VI КТМ о морских лоцманах отсутствуют какие-либо специальные  требования, предъявляемые к другой стороне договора об оказании лоцманских услуг - к судовладельцу. Как известно, в качестве судовладельца в КТМ понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на законном основании (ст. 8 КТМ). Представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, признается капитан судна, который действует в этом качестве в силу своего служебного положения. На капитана судна возлагается также управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, а также находящимся на нем людям и грузу (ст. 61, 71 КТМ).

    Таким образом, сторонами по договору об оказании лоцманских услуг выступают судовладелец в лице своего представителя - капитана судна (заказчик услуг) и лоцманская организация (исполнитель услуг).  

    2.1.

    Порядок заключения и форма договора.

    Отсутствие  в КТМ каких-либо правил, регулирующих порядок заключения договора об оказании лоцманских услуг, свидетельствует  о необходимости руководствоваться  общими положениями о заключении гражданско-правовых договоров. Прежде всего это правило, содержащиеся в ст. 432 ГК, о том, что договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, и о том, что договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.13

    Для определения формы договора необходимо обратиться к п. 1 ст. 161 ГК, согласно которому сделки юридических лиц  между собой и с гражданами должны заключаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, а также сделок, которые в соответствии с п. 2 ст. 159 ГК могут быть заключены в устной форме, поскольку исполняются при самом их совершении. Договор в письменной форме может быть заключен не только путем составления одного документа, подписанного сторонами, но и путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК).

    По  мнению Г.Г. Иванова, договор об оказании лоцманских услуг "является консенсуальным, т.е. для его совершения достаточно достижения соглашения сторон... При  необязательной лоцманской проводке офертой является направление заявки капитаном или агентом в адрес соответствующей лоцманской организации, а акцептом - получение подтверждения о принятии заявки к исполнению. Иначе решается вопрос при обязательной лоцманской проводке. Согласно ст. 421 ГК законом может быть предусмотрена обязанность заключить договор и без согласия сторон. Обязательное оказание услуг по лоцманской проводке в определенном районе является исключением из принципа свободы договора".14

    Приведенная точка зрения является верной для тех случаев, когда капитан судна (агент судовладельца) действительно направляет свою заявку на лоцманскую проводку именно лоцманской организации, а последняя подтверждает принятие на себя соответствующих обязанностей. Однако, как показывает анализ дел, рассматриваемых арбитражными судами, на практике зачастую складываются ситуации, не укладывающиеся в предложенные рамки.

    Например, письменная заявка на лоцманскую проводку нередко направляется капитаном  судна в морскую администрацию  порта (капитану морского порта) независимо от того, имеется в ее составе государственная лоцманская служба или нет, и, следовательно, независимо от того, может или нет администрация оказывать лоцманские услуги. В подобной ситуации возникает вопрос о том, как следует рассматривать такую заявку и кем она может или должна быть акцептована.

    Очевидно, что в отношении лоцманской организации  такая заявка не может быть признана офертой, поскольку ей она не адресовалась (ст. 435 ГК), если только не считать такой  порядок направления заявки (через морскую администрацию порта) технической подробностью своеобразного механизма доведения заявки (оферты) до лоцманской организации.

Информация о работе Договор лоцманской проводки судов