Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 04:57, курсовая работа
Итак, цель данной работы - исследовать особенности договора розничной купли-продажи.
Исходя из поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты;
В проделанном исследовании будет проанализирована современная периодика о договоре розничной купле-продаже, весь пласт действующего законодательства. В заключение работы будут подведены итоги, намечены пути решения накопившей проблематики.
Введение……………………………………………………………………… ...3-4
ГЛАВА 1 Понятие и виды договора розничной купли-продажи……………...5
1.1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи………5-13
1.2. Разновидности договора розничной купли продажи……………….14-15
ГЛАВА 2 Права и обязанности сторон в договоре розничной купли- продажи…………………………………………………………………………..16
2.1. Защита прав граждан-потребителей по договору розничной купли-продажи……………………………………………………………………….16-18
2.2. Права и обязанности продавца по договору…………………………...19-23
2.3. Права и обязанности покупателя по договору………………………...24-25
2.4. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре…...26-30
Заключение……………………………………………………………………….31
Литература…………………………………………………………………....32-33
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1 Понятие
и виды договора розничной купли-продажи……………..
ГЛАВА 2 Права
и обязанности сторон в договоре
розничной купли- продажи……………………………………………………………
2.1. Защита прав
граждан-потребителей по договору розничной
купли-продажи……………………………………………
2.2. Права и обязанности продавца по договору…………………………...19-23
2.3. Права и обязанности покупателя по договору………………………...24-25
2.4. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре…...26-30
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Договор
розничной купли-продажи - самый
массовый договор. Ежедневно совершаются
миллионы покупок. Ежедневно миллионы
людей вступают в правовые отношения,
при этом, не вспоминая о правовых
тонкостях отношений
Поэтому данный договор занимает первое место среди разновидностей купли-продажи в Гражданском кодексе РФ.
Важность
данного договора подчеркивает и
то обстоятельство, что правило о
розничной купле-продаже носят
в основном обязательный характер и
направлены в первую очередь на обеспечение
интересов потребителей. На защите
интересов «слабой стороны» не связанной
с предпринимательской
Однако на практике, все же, нередко встречаются случаи нарушения прав потребителей. Чаще всего, продавец не предоставляет должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства и т.д.
При этом нарушителями прав потребителей могут быть как небольшие хозяйствующие субъекты, например, автомастерские, осуществляющие недоброкачественный ремонт, так и гигантские, с точки зрения потребителя, компании, например, Волжский автомобильный завод, скрывающий факты выпуска небезопасного товара.
Учитывая вышеназванные обстоятельства, мне видится актуальным исследование договора розничной купли-продажи.
На мой взгляд безусловную актуальность представляет рассмотрение и обобщение судебной практики в связи с заключением, исполнением и расторжением договора розничной купли-продажи, применением норм законодательства о защите прав потребителей. Кроме того, определенный интерес представляет анализ правил о публичной оферте. Что признается публичной офертой? Как в таком случае защитить нарушенные права потребителя? По мере развития и применения в нашей стране законодательства о защите прав потребителей все чаще встает вопрос об ответственности продавца или изготовителя продукции: Полагается ли компенсация морального вреда покупателю?
Итак, цель данной работы - исследовать особенности договора розничной купли-продажи.
Исходя из поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:
-
рассмотреть общие положение
о договоре розничной купли-
-
проанализировать правовое
-
исследовать особенности
В
проделанном исследовании будет
проанализирована современная периодика
о договоре розничной купле-продаже,
весь пласт действующего законодательства.
В заключение работы будут подведены
итоги, намечены пути решения накопившей
проблематики.
1.1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи
Легальное определение договора розничной купли-продажи содержится в п.1 ст.492 Гражданского кодекса РФ.
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.1
Из
определения можно выделить характерные
черты, позволяющие выделить договор
розничной купли-продажи в
Во-первых, необходимо отметить специфику продавца как субъекта договора розничной купли-продажи. В качестве данного продавца может выступать только такая коммерческая организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (торговое предприятие).
Во-вторых,
определенными особенностями
______________________________
1 Гражданский кодекс РФ. Часть вторая. – М.: Проспект, КНОРУС, «Издательство «Омега-Л», 2009. 544с.
Нормы о розничной купле-продаже не распространяются на такие товары, как недвижимость, электро и теплоэнергия, газ и вода, так как их купля-продажа выделена в ГК в качестве самостоятельных разновидностей.
Учитывая то обстоятельство, что в договорные отношения по розничной купле-продаже вступают предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность по продаже товаров в розницу, и экономически более слабые потребители, другой специфической его чертой является публичность данного договора. В связи с этим к нему применяются правила, установленные ст. 426 ГК. Условия публичного договора, не соответствующие указанным требованиям, ничтожны.2
Будучи
публичным, договор розничной купли-
______________________________
2 ГКРФ
3 ГКРФ
продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.4
В этой связи публичную оферту следует отличать от рекламы. В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.5 Важнейшей отличительной особенностью рекламной информации является тот факт, что она, по сути, представляет собой лишь предложение направлять оферты, но сама не содержит существенных условий договора и соответственно не возлагает на лицо, ее распространяющее, обязательств оферента.
Важно отметить, что необходимым условием правильного оформления оферты является указание в ней всех существенных условий договора.
При этом существенными признаются следующие условия договора:
- условия о предмете договора;
- условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;
- все
те условия, относительно
Законодательство
о розничной купле-продаже, и принятые
в его исполнение законы и подзаконные
нормативные акты - «кнут» стоящий
на
______________________________
4 ГКРФ
5 Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ. (ред. От 13.05.2008) "О рекламе" // "Российская газета", N 51, 15.03.2006г.
защите прав потребителей. Большинство нарушений совершаемых продавцами - сознательные действия профессионала, поэтому законодатель пошел по пути максимальной защиты прав покупателя.
Продавцом
по данному типу договора выступает
юридическое лицо или частный
предприниматель, осуществляющий предпринимательскую
деятельность по продаже товаров
в розницу, для использования
не связанного с предпринимательской
деятельностью. При этом, продавец со
статусом юридического лица или частного
предпринимателя, должен быть зарегистрирован
как субъект
Покупателем по договору розничной купли-продажи обычно выступает гражданин, но и юридические лица могут приобретать товары на основе этого договора, если их использование не связанно с предпринимательской деятельностью.
Характеризуя данный договор необходимо отметить, что он всегда является:
-
консенсуальным, то есть, считается
заключенным с момента, когда
стороны достигли соглашения
по всем существенным условиям)
-
возмездным, то есть, основанием
исполнения обязательства по
передаче товара является
- взаимным, то есть, наличие субъективных прав и обязанностей у обеих сторон договора. Еще одной специфической чертой договора розничной купли-продажи является его предмет. Как видно из определения, данного в ст. 492 ГК, продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.6
Предметом розничной купли-продажи могут быть такие товары, которые дают возможность использовать их в производственных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Например, предметом розничной купли-продажи может быть насос или культиватор, используемые для выращивания гражданином урожая, излишки которого могут быть им проданы на рынке.
Специфической
чертой данного договора также являются
особые требования к его форме. Согласно
ст. 493 ГК, если иное не предусмотрено
законом или договором
Наиболее
распространенный способ розничной
торговли - через прилавок - являет собой
устную форму данного договора, так
как это типичная сделка, в которой
момент ее совершения и исполнения
совпадают. В том случае, когда
момент совершения и исполнения сделки
не совпадают, необходимо руководствоваться
требованием ст. 161 ГК, согласно которому
сделки должны совершаться в простой
письменной форме.8