Договор купли-продажи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 04:57, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель данной работы - исследовать особенности договора розничной купли-продажи.
Исходя из поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты;
В проделанном исследовании будет проанализирована современная периодика о договоре розничной купле-продаже, весь пласт действующего законодательства. В заключение работы будут подведены итоги, намечены пути решения накопившей проблематики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… ...3-4
ГЛАВА 1 Понятие и виды договора розничной купли-продажи……………...5
1.1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи………5-13
1.2. Разновидности договора розничной купли продажи……………….14-15
ГЛАВА 2 Права и обязанности сторон в договоре розничной купли- продажи…………………………………………………………………………..16
2.1. Защита прав граждан-потребителей по договору розничной купли-продажи……………………………………………………………………….16-18
2.2. Права и обязанности продавца по договору…………………………...19-23
2.3. Права и обязанности покупателя по договору………………………...24-25
2.4. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре…...26-30
Заключение……………………………………………………………………….31
Литература…………………………………………………………………....32-33

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Г.П.13.docx

— 49.99 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………… ...3-4

ГЛАВА 1 Понятие  и виды договора розничной купли-продажи……………...5

    1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи………5-13
    2. Разновидности договора розничной купли продажи……………….14-15

ГЛАВА 2 Права  и обязанности сторон в договоре розничной купли- продажи…………………………………………………………………………..16

2.1. Защита прав граждан-потребителей по договору розничной купли-продажи……………………………………………………………………….16-18

2.2. Права и обязанности продавца по договору…………………………...19-23

2.3. Права и обязанности покупателя по договору………………………...24-25

2.4. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре…...26-30

Заключение……………………………………………………………………….31

Литература…………………………………………………………………....32-33 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Договор розничной купли-продажи - самый  массовый договор. Ежедневно совершаются  миллионы покупок. Ежедневно миллионы людей вступают в правовые отношения, при этом, не вспоминая о правовых тонкостях отношений профессионального  продавца и рядового покупателя.

     Поэтому данный договор занимает первое место  среди разновидностей купли-продажи  в Гражданском кодексе РФ.

     Важность  данного договора подчеркивает и  то обстоятельство, что правило о  розничной купле-продаже носят  в основном обязательный характер и  направлены в первую очередь на обеспечение  интересов потребителей. На защите интересов «слабой стороны» не связанной  с предпринимательской деятельностью - потребителя, стоят не только нормы ГКРФ, но законодательство о защите прав потребителей.

     Однако  на практике, все же, нередко встречаются  случаи нарушения прав потребителей. Чаще всего, продавец не предоставляет  должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства и т.д.

     При этом нарушителями прав потребителей могут быть как небольшие хозяйствующие  субъекты, например, автомастерские, осуществляющие недоброкачественный ремонт, так  и гигантские, с точки зрения потребителя, компании, например, Волжский автомобильный  завод, скрывающий факты выпуска  небезопасного товара.

     Учитывая  вышеназванные обстоятельства, мне  видится актуальным исследование договора розничной купли-продажи.

     На  мой взгляд безусловную актуальность представляет рассмотрение и обобщение  судебной практики в связи с заключением, исполнением и расторжением договора розничной купли-продажи, применением  норм законодательства о защите прав потребителей. Кроме того, определенный интерес представляет анализ правил о публичной оферте. Что признается публичной офертой? Как в таком случае защитить нарушенные права потребителя? По мере развития и применения в нашей стране законодательства о защите прав потребителей все чаще встает вопрос об ответственности продавца или изготовителя продукции: Полагается ли компенсация морального вреда покупателю?

     Итак, цель данной работы - исследовать особенности договора розничной купли-продажи.

     Исходя  из поставленной цели я ставлю перед  собой следующие задачи:

     - рассмотреть общие положение  о договоре розничной купли-продажи,  в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности  и его форма;

     - проанализировать правовое регулирование  договора розничной купли-продажи;

     - исследовать особенности содержания  договора розничной купли-продажи,  порядок его заключения, правило  публичной оферты;

     В проделанном исследовании будет  проанализирована современная периодика  о договоре розничной купле-продаже, весь пласт действующего законодательства. В заключение работы будут подведены  итоги, намечены пути решения накопившей проблематики. 
 
 
 

  1. Понятие и виды договора розничной  купли-продажи

    1.1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи

     Легальное определение договора розничной  купли-продажи содержится в п.1 ст.492 Гражданского кодекса РФ.

     По  договору розничной купли-продажи  продавец, осуществляющий предпринимательскую  деятельность по продаже товаров  в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного  использования, не связанного с предпринимательской  деятельностью.1

     Из  определения можно выделить характерные  черты, позволяющие выделить договор  розничной купли-продажи в самостоятельный вид договора купли-продажи.

     Во-первых, необходимо отметить специфику продавца как субъекта договора розничной  купли-продажи. В качестве данного  продавца может выступать только такая коммерческая организация, которая  осуществляет предпринимательскую  деятельность по продаже товаров  в розницу (торговое предприятие).

     Во-вторых, определенными особенностями обладает и товар, выступающий в качестве предмета купли-продажи. Специфика  товара по договору розничной купли-продажи  заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего  или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. 
 

__________________________________________________________________

1 Гражданский кодекс РФ. Часть вторая. – М.: Проспект, КНОРУС, «Издательство «Омега-Л», 2009. 544с.

     Нормы о розничной купле-продаже не распространяются на такие товары, как недвижимость, электро и теплоэнергия, газ и вода, так как их купля-продажа выделена в ГК в качестве самостоятельных разновидностей.

     Учитывая  то обстоятельство, что в договорные отношения по розничной купле-продаже  вступают предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность по продаже  товаров в розницу, и экономически более слабые потребители, другой специфической  его чертой является публичность  данного договора. В связи с  этим к нему применяются правила, установленные ст. 426 ГК. Условия  публичного договора, не соответствующие  указанным требованиям, ничтожны.2

     Будучи  публичным, договор розничной купли-продажи  может заключаться с использованием публичной оферты, под которой  в соответствии со ст. 437 ГК понимается содержащее все существенные условия  договора предложение, из которого усматривается  воля лица, делающего предложение, заключить  договор на указанных в предложении  условиях с любым, кто отзовется.3 Согласно ст. 494 ГК предложение продавцом в розничной купле-продаже товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Боле того, выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т. п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т. п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда 

_____________________________________________________________

2 ГКРФ

3 ГКРФ

продавец  явно определил, что соответствующие  товары не предназначены для продажи.4

    В этой связи публичную оферту следует  отличать от рекламы. В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.5 Важнейшей отличительной особенностью рекламной информации является тот факт, что она, по сути, представляет собой лишь предложение направлять оферты, но сама не содержит существенных условий договора и соответственно не возлагает на лицо, ее распространяющее, обязательств оферента.

    Важно отметить, что необходимым условием правильного оформления оферты является указание в ней всех существенных условий договора.

    При этом существенными признаются следующие  условия договора:

    - условия о предмете договора;

    - условия, которые названы в  законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;

- все  те условия, относительно которых  по заявлению одной из сторон  должно быть достигнуто соглашение.

Законодательство  о розничной купле-продаже, и принятые в его исполнение законы и подзаконные  нормативные акты - «кнут» стоящий  на 

__________________________________________________________________

4 ГКРФ

5 Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ. (ред. От 13.05.2008) "О рекламе" // "Российская газета", N 51, 15.03.2006г.

защите  прав потребителей. Большинство нарушений  совершаемых продавцами - сознательные действия профессионала, поэтому законодатель пошел по пути максимальной защиты прав покупателя.

     Продавцом по данному типу договора выступает  юридическое лицо или частный  предприниматель, осуществляющий предпринимательскую  деятельность по продаже товаров  в розницу, для использования  не связанного с предпринимательской  деятельностью. При этом, продавец со статусом юридического лица или частного предпринимателя, должен быть зарегистрирован  как субъект предпринимательства, а в случае торговли некоторыми видами товаров (прежде всего, подакцизными: алкоголем, табачными и ювелирными изделиями, бензином) требуется получение специальной  лицензии.

     Покупателем по договору розничной купли-продажи  обычно выступает гражданин, но и  юридические лица могут приобретать  товары на основе этого договора, если их использование не связанно с предпринимательской  деятельностью.

     Характеризуя  данный договор необходимо отметить, что он всегда является:

     - консенсуальным, то есть, считается  заключенным с момента, когда  стороны достигли соглашения  по всем существенным условиям);

     - возмездным, то есть, основанием  исполнения обязательства по  передаче товара является получение  встречного удовлетворения в  виде покупной цены;

     - взаимным, то есть, наличие субъективных прав и обязанностей у обеих сторон договора. Еще одной специфической чертой договора розничной купли-продажи является его предмет. Как видно из определения, данного в ст. 492 ГК, продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.6

     Предметом розничной купли-продажи могут быть такие товары, которые дают возможность использовать их в производственных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Например, предметом розничной купли-продажи может быть насос или культиватор, используемые для выращивания гражданином урожая, излишки которого могут быть им проданы на рынке.

     Специфической чертой данного договора также являются особые требования к его форме. Согласно ст. 493 ГК, если иное не предусмотрено  законом или договором розничной  купли-продажи, в том числе условиями  формуляров или иных стандартных  форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи  считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом  покупателю кассового или товарного  чека либо иного документа, подтверждающего  оплату товара.7 В том случае, когда покупатель присоединяется к условиям формуляров или иных стандартных форм, предложенных продавцом, следует признать, что договор заключается в письменной форме. Такой договор приобретает черты договора присоединения (в ст. 493 ГК сделана прямая ссылка на ст. 428 ГК).

     Наиболее  распространенный способ розничной  торговли - через прилавок - являет собой  устную форму данного договора, так  как это типичная сделка, в которой  момент ее совершения и исполнения совпадают. В том случае, когда  момент совершения и исполнения сделки не совпадают, необходимо руководствоваться  требованием ст. 161 ГК, согласно которому сделки должны совершаться в простой  письменной форме.8 

Информация о работе Договор купли-продажи