Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 22:27, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В настоящее время все являются потребителями электрической энергии и далеко не всегда довольны тем, как выполняются условия договора энергоснабжения (перебои в подаче, падение напряжения и т.п.). С другой стороны, все энергоснабжающие организации, имея большую дебиторскую задолженность за поставленную электроэнергию, стали проявлять более жесткую требовательность в отношении к ее потребителям.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ПОНИМАНИЕ ДОГОВОРОВ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ И ИХ ВИДЫ 6
2 ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРОВ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12
2.1 Понятие и предмет договора энергоснабжения 12
2.2 Права, обязанности и ответственность сторон в договорах энергоснабжения 19
3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРОВ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЯ 51
С точки зрения потребителя п.1.2. Договора, не имеет существенного значения. Однако потенциально может создать потребителю, в процессе исполнения договора, дополнительные трудности в части привлечения к ответственности Поставщика за ненадлежащее исполнение договора, так как потребителя интересует соблюдение теплового режима в квартире, а не качество ремонта сетей - это внутренние взаимоотношения поставщика и третьего лица. Таким образом, этот пункт является не существенным, более того, не важным в данном договоре.
П.2.1 гласит о том, что кроме договора, отношения между Поставщиком и Потребителем регламентируются "Правилами пользования тепловой энергией" и "Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя", однако договор подразумевает конкретные права и обязанности сторон договора, т.е. в процессе возможных разногласий договор трактуется "буквально". И Поставщик, составляя договор, обязан руководствоваться ГК РК, "правилами учета тепловой энергией и теплоносителя", "правилами пользования тепловой энергией" и другими нормативными актами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В статье 2.2 говорится, что “качество предоставляемых услуг определяется в контрольных точках по показаниям термометров и манометров, установленных на границе раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между “Поставщиком” и владельцами внутридомовых систем теплоснабжения. Пониженные параметры энергоносителя в квартире “Абонента” не являются основанием для предоставления претензий “Поставщику” при соответствии параметров энергоносителя в контрольных точках”, однако необходимо отметить, что потребитель платит именно за тепло в квартире, а не за температуру в контрольных точках. А также в “Правилах предоставления ЖКУ” (статья 5.10) говорится “Потребитель освобождается от уплаты услуг по отоплению, если в отопительный период температура воздуха в жилых помещениях при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений не соответствует предусмотренным нормам и правилам”. В случае прямого применения этой статьи "Правил» Поставщик ставится в условия полной незащищенности в случае возникновения спорных вопросов с "Потребителем" по договору, мало того его обязанности значительно возрастают. По этому пункту договора развернулась наиболее сильная критика в периодической литературе, так, например: “Качество предоставляемых услуг определяется по показаниям термометров и манометров в квартире “Абонента”.21
Статью 5.4, в том случае если Поставщик, так или иначе, опирается на те или иные правила следует дополнить “…, а также в соответствии с “Правилами предоставления ЖКУ”.
Среди других условий, вызвавших несогласие абонентов, спорным был основанный на Типовом договоре22 пункт 3.2, предусматривающий оплату тепловой энергии абонентом до истечения каждого текущего месяца (последний день текущего месяца считается днем просрочки), а также вытекающий из этого пункта п.5.1, по которому в случае указанной выше просрочки абонент должен уплатить пеню в размере 0,3% суммы за каждый день просрочки, в соответствии с Типовым договором на оказание жилищно-коммунальных услуг. Несмотря на это, снабжающая сторона сочла принятым Договор в своей редакции и жители города «получили» на дверях своих подъездов письменные предупреждения о применении к ним с 1 июля 2000 года санкций по пункту 5.1 договора в размере 0,3% неустойки за каждый день просрочки оплаты. В течение июля месяца аналогичные объявления о применении санкций, но уже с 1 августа, публиковались по телевидению и на рекламных щитах.
Департамент
Агентства РК по регулированию естественных
монополий, защите конкуренции и
малого бизнеса обратился в суд
с иском к ОАО «Усть-
Опираясь на вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что именно договор “на отпуск тепловой энергии в горячей воде с владельцами квартир” наиболее не защищенный как с точки зрения “Поставщика”, так и с точки зрения “Абонента-потребителя”. Потому как урегулировать отношения между “Поставщиком” тепловой энергии и “Потребителем” значительно сложнее, чем урегулировать отношения между “Поставщиком” электрической или газовой энергии и “Потребителем” в силу технических (счетчики) проблем. Однако необходимо также отметить, что уже существует прецедент на устранение таковых проблем опять- таки с технической стороны23. В силу этого наибольшее внимание в периодической печати уделено договору “поставки тепловой энергии в горячей воде” и немалое место в этом занимают отклики рядового потребителя, что говорит о стремлении его быть в гуще договорных обязательств, несмотря на то, что чаще отклики Потребителя уходят в техническую, а не в правовую сторону вопроса.
Рассмотрим договор на обеспечение сжиженным газом из групповых резервуарных установок (ГРУ).
В соответствии с постановлением правительства Республики Казахстан №587, от 13 мая 1996 года "О демонополизации жилищно-коммунального хозяйства и упорядочения расчетов за жилищно-коммунальные услуги", АО "Усть-Каменогорск Алаугаз" разработало договор "на обеспечение сжиженным газом из групповых резервуарных установок (ГРУ) через КСК"24.
Рассмотрим договор.
Сразу обратим внимание на название договора: КСК является стороной договора, а не посредником.
П. 1.1. договора определяет предмет договора как «обеспечение населения сжиженным газом и взаиморасчеты за использованный газ» однако «население» стороной договора не является и отсутствует волеизлияния собственников квартир к заключению данной сделки, что прямо противоречит ст. 157 ГК РК.
П.2.5.
договора противоречит п.5 ст.490 ГК РК в
части приостановления
В п.4.1. предусмотрена оплата потребителя за подключение и отключение к газовой сети, но размер оплаты не оговорен.
Договор должен предусматривать обязанность Услугодателя о непрерывном предоставлении услуг.
Комитет по ценовой и антимонопольной политике обязал АО "УК Алаугаз" привести договора в соответствии с ГК РК и типовым договором на оказание жилищно-коммунальных услуг.
В дальнейшем ТОО "УК Управление газового хозяйства" разработало и заключило с потребителями (КСК) второй договор «на обеспечение сжиженным газом из групповых резервуарных установок (ГРУ) через общественного представителя25», который также противоречил ГК РК и Типовому договору.
В договоре неправомерно предусмотрены обязательства и ответственность отдельных потребителей, хотя они не являются стороной договора. Согласно статьи 270 ГК РК обязательство не создает обязанностей для третьих лиц.
Пункт 2.8.договора о том, что “Потребитель оплачивает полную стоимость сжиженного газа предстоящего залива в ГРУ” противоречит п. 2.3. Типового договора в части оплаты за жилищно-коммунальные услуги.
КСК несет ответственность по своим обязательствам и согласно уставной деятельности, за “взаиморасчеты с Потребителем” ответственности не несет, в связи с этим пункты 2.14., 2.17., 3.3., 4.4 можно квалифицировать как ущемление прав и законных интересов потребителей (ст.11 ГК РК).
В соответствии с Типовым договором на оказание жилищно-коммунальных услуг оказание жилищно-коммунальных услуг осуществляется как на основании договора с КСК, так и на основании договора с индивидуальным потребителем. Однако, Поставщик отказывается заключать договора с индивидуальными Потребителями, так как это возложит на него большую ответственность за недопоставку сжиженного газа перед Потребителями, постоянно оплачивающими за данную услугу, в виде штрафных санкций, предусмотренных разделом 3 "Ответственность сторон" пунктом 2,3 Типового договора:
"В
случае не выполнения
"Если
невыполнением услуги
Для всех не секрет, что заливка сжиженного газа в дворовые емкости осуществляется на сумму оплаты Потребителем, в настоящее время имеется значительная часть Потребителей, которая не оплачивает за потребление газа. Таким образом, интересы добросовестного Потребителя, из-за отсутствия договора с Услугодателем остаются ущемленными, так как, оплатив за пользование газом за месяц, Услугодатель обеспечивает Потребителя сжиженным газом только в пределах суммы, поступившей Услугодателю на счет.
Анализ
договора “купли-продажи электроэнергии”
В п. 5.3. не конкретизируются сроки предупреждения об отключении, а также противоречие типовому договору в части дополнительной оплаты за отключения-подключения к электросети (использование доминирующего положения).
Таким
образом, можно отметить, что договор
купли-продажи электрической
Подведя итоги по договорам между Услугодателями и физическими лицами, можно сделать следующие выводы:
А) С правовой точки зрения наиболее не защищенной стороной договора является рядовой потребитель, особенно в договоре “на поставку тепловой энергии в горячей воде с владельцами квартир” и именно по этому договору наибольшая критика прослеживается в периодической печати;
Б) Выразить критику комитету по ценовой и антимонопольной политике, в части правовой экспертизы договоров, так как в периодическую печать попадают договоры, прошедшую правовую экспертизу;
В) Если тот или иной договор имеет ссылки на правила пользования или предоставления услуг, то перечень этих правил должен быть полон. Однако любой договор не должен содержать ссылки на сами правила, ссылки на конкретные статьи этих правил.
Договора с хозяйствующими субъектами должны соответствовать Гражданскому Кодексу, Правилам пользования электрической, тепловой энергией, Правилам пользования коммунальным водопроводом и канализацией, зарегистрированным в Министерстве юстиции.
Договора предприятий сферы естественных монополий, заключенные с хозяйствующими субъектами, могут быть обжалованы потребителями в судебном порядке. Правовую экспертизу заключенных договоров на предмет соблюдения Закона "О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности" проводят и местные органы Антимонопольного Комитета. В случае неисполнения предписания о приведении договоров в соответствии с Гражданским Кодексом, Комитет может направить исковое заявление в суд.
Рассмотрим также договоры, заключенные ГП "Водоканал" с хозяйствующими субъектами на 1998-99 гг.27 Злоупотребляя доминирующим положением на рынке услуг, ГП "Водоканал" включило в оферту договора п.4.4, который гласит:
«В случае недоиспользования, либо перерасхода лимита воды в объеме более 10% и приёма сточных вод более 15%, плата за соответствующие объёмы взимается по повышенному тарифу, превышающему утвержденный, в пять раз».
Хозяйствующие субъекты направляли предприятию "Водоканал" протоколы разногласий по пункту 4.4. Однако, согласно протоколов урегулирования, данный пункт оставался в редакции монополиста. Так как ГП "Водоканал" для увеличения своих доходов провело через городскую администрацию решение №2384 от 26 ноября 1997г."Об установлении лимитов отпуска питьевой воды и приема сточных вод".