Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:38, реферат
Муниципальная милиция в качестве эксперимента была создана в отдельных регионах Российской Федерации и муниципальных образований: Республика Дагестан, Республика Карелия; Республика Северная Осетия; Ставропольский край; Астраханская область; Иркутская область; Калининградская область; Новгородская область; Самарская область, г. Тольятти; Саратовская область.
Тема
10. деятельностЬ органов
местного самоуправления
по охране общественного
порядка, обеспечения
законности, прав и свобод
граждан
Среди немногих вопросов местного значения, которые были определены еще Конституцией РФ в качестве предметов ведения местного самоуправления, была предусмотрена деятельность по охране общественного порядка. Это привело к тому, что Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции» наряду с криминальной милицией была создана милиция общественной безопасности (муниципальная милиция), основными задачами которой стали обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступных акций и административных правонарушений и др.
Муниципальная милиция в качестве эксперимента была создана в отдельных регионах Российской Федерации и муниципальных образований: Республика Дагестан, Республика Карелия; Республика Северная Осетия; Ставропольский край; Астраханская область; Иркутская область; Калининградская область; Новгородская область; Самарская область, г. Тольятти; Саратовская область.
Этот эксперимент функционировал некоторое время, но своего дальнейшего развития не получил.
Федеральный закон № 131-ФЗ, конкретизируя конституционную обязанность местного самоуправления по охране общественного порядка, в качестве вопросов местного значения поселений и городских округов указал создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.
Наряду с охраной общественного порядка Федеральным законом № 131-ФЗ за органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов закреплены достаточно обширные и разнообразные полномочия и в других сферах обеспечения безопасности государства и общества. Хотя в соответствии с Законом РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности» основные полномочия в данной сфере закреплены за федеральными органами государственной власти и создаваемыми ими органами обеспечения безопасности – состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Федеральное законодательство, развивая конституционные нормы и принци- пы организации и деятельности местного самоуправления, наделяет органы мест- ного самоуправления необходимыми полномочиями по обеспечению режима законности и правопорядка на территории муниципального образования, опреде- ляет источники финансирования правоохранительных органов, а частности, милиции.
Органы местного самоуправленияпо мере накопления опыта обеспечения общественной безопасности, охраны общественного порядка, защиты прав и свобод граждан в пределах своей компетенции объединяют усилия правоохранительных и правоприменительных органов в борьбе с преступностью и другими правонарушениями, вводят в свою практику комплексный подход в борьбе с этими негативными явлениями.
Органы местного самоуправления во взаимодействии с милицией решают задачи, связанные с охраной общественного порядка на территориях муниципальных образований.
Финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов и иных поступлений предусмотренных законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно увеличивать расходы на содержание милиции в пределах имеющихся в их распоряжении средств, могут вносить дополнительные выплаты сотрудникам сверх установленного размера денежного довольствия.
Внебюджетные средства используются для улучшения материально-техничес- кого обеспечения подразделений милиции, социального обеспечения сотрудников милиции и стимулирования их труда в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления предоставляют милиции служебные помещения, а участковым инспекторам милиции — помещения для работы, оборудованные мебелью и средствами связи обеспечивают техническую эксплуатацию, в том числе отопление и освещение, предоставляемых милиции служебных помещений и их капитальный ремонт.
По согласованию с соответствующими органами местного самоуправления назначаются на должность начальники отделов (управлений) внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований.
К ведению органов местного самоуправления отнесено:
1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений. В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в редакции от 27 июля 2006 г.)терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Данным законом достаточно подробно определяется содержание террористической деятельности, а также основные формы противодействия терроризму, в том числе и деятельности органов местного самоуправления, во-первых, по профилактике терроризма – предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов; во-вторых, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» весьма подробно определяет понятие экстремистской деятельности (экстремизма), включая в его содержание насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации и публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность. Это возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, а также пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. Данное понятие предусматривает нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в самых разных сферах и воспрепятствование законной деятельности органов власти, в том числе и местного самоуправления, а также и ряд других преступлений, за которые установлена юридическая ответственность Уголовным кодексом РФ,
В особом порядке данный закон указывает на то, что такая ответственность установлена за высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности.
Органы местного самоуправления в целях противодействия экстремистской деятельности в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
2) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (на территории городского округа – включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств).
Более подробно данная деятельность регулируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», которым прежде всего уточняется понятие чрезвычайной ситуации как обстановки на определенной территории, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайной ситуации – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Эти работы осуществляются силами органов власти разных уровней, а также силами и средствами организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.
Самостоятельно же органы местного самоуправления:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ;
ж)
содействуют устойчивому
з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основные полномочия органов местного самоуправления в сфере гражданской обороны регулируются Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Под мероприятиями по гражданской обороне понимаются организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с законодательством.
Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
1)
проводят мероприятия по
2)
проводят подготовку и
3)
поддерживают в состоянии
4)
проводят мероприятия по
5) проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
6)
создают и содержат в целях
гражданской обороны запасы
Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» уточняет основные задачи обучения населения в области гражданской обороны, определяя в качестве таковых:
а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;