Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:12, курсовая работа
В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.
Введение
Глава 1. Несостоятельность (банкротство): содержание, формирование нормативной базы
Глава 2. Порядок рассмотрения дела о банкротстве в Арбитражном суде
Глава 3. Процедуры банкротства
3.1 Наблюдение
3.2 Внешнее управление
3.3 Конкурсное производство
3.4 Мировое соглашение
Заключение
Список использованной литературы
1. Нормативно - правовые и другие официальные документы
2. Специальная литература
3. Материалы практики
- не производится
капитализация повременных
- во вторую
очередь погашается оставшаяся
задолженность по оплате труда
лицам, работающим по
С момента исполнения обязательств перед кредиторами внешний управляющий вносит соответствующую запись в реестр.
Участники процедуры внешнего управления: внешний управляющий и комитет кредиторов.
Внешний управляющий
Одним из основных участников процедуры внешнего управления является внешний управляющий. Как уже отмечалось, с момента введения внешнего управления руководитель и органы должника отстраняются от руководства организацией, а полномочия по управлению возлагаются на внешнего управляющего.
Предложения по кандидатуре внешнего управляющего могут быть представлены любым из конкурсных кредиторов, налоговым или иным уполномоченным органом, должником или собственником имущества должника - унитарного предприятия.
Поскольку внешний
управляющий относится к
После утверждения собранием кредиторов, кандидатура внешнего управляющего представляется арбитражному суду для назначения. В случае, когда суду не представлена кандидатура, арбитражный суд самостоятельно из числа зарегистрированных лиц назначает внешнего управляющего. Стоит упомянуть, что в качестве кандидатуры внешнего управляющего может быть рассмотрено лицо, осуществляющее полномочия временного управляющего. Представляется, что продление деятельности лица, осуществляющего функции временного управляющего в качестве внешнего управляющего, наиболее целесообразно, поскольку за время своей работы первый наиболее ясно представляет себе картину о специфике деятельности и финансово-экономическом положении должника, что в последующем существенно может облегчить и оказать помощь в проведении внешнего управления.
Обладая общими правами (часть 1 статьи 20), принадлежащими любому из арбитражных управляющих, временный управляющий наделен присущими только ему специальными правами, которые определены в статье 74 закона.
К ним относятся:
1. Самостоятельное
распоряжение имуществом
- обязанность
внешнего управляющего
Пример из правоприменительной практики:
В арбитражный
суд на основании п.2 ст. 21 Закона
о банкротстве обратился
При рассмотрении указанного заявления возник вопрос о правомерности совершения сделок арбитражным управляющим по отчуждению имущества без согласия соответствующего органа акционерного общества.
При решении данного вопроса необходимо иметь в виду следующее: согласно статье 69 Закона о банкротстве при введении внешнего управления имуществом должника полномочия органов управления должника прекращаются, и крупные сделки совершаются внешним управляющим с согласия собрания кредиторов. Следовательно, ограничения, установленные для руководителя предприятия-должника, на арбитражного управляющего не распространяются. [48]
- обязанность
внешнего управляющего
- обязанность
внешнего управляющего
- в случае
продажи предприятия не
- продажа
имущества должника на торгах
может быть осуществлена
- обязанность
внешнего управляющего
- в иных случаях.
2. Заключение от имени должника мирового соглашения.
3. Заявление
об отказе от исполнения
Исходя из специального правового статуса внешний управляющий обязан нести возложенные на него обязанности:
- принятие
в ведение имущества должника
и проведение его
- открытие
специального счета для
- разработка
и представление на
- ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности;
- заявление
в установленном порядке
- принятие
мер по взысканию
- рассмотрение требований кредиторов;
- предоставление
собранию кредиторов отчета по
итогам реализации плана
- осуществление
иных полномочий, предусмотренных
настоящим Федеральным законом.
По общему
правилу внешний управляющий
назначается арбитражным судом
одновременно с введением внешнего
управления и действует до прекращения
внешнего управления. В то же время
необходимо упомянуть, что новый
закон, в отличие от предыдущего,
предусмотрел нормы относительно освобождения
внешнего управляющего от исполнения
своих обязанностей. Перечень таких
оснований и порядок
Еще одним органом, участвующим в процедуре внешнего управления, является собрание кредиторов. Законом подробно регламентированы общие вопросы, касающиеся собрания кредиторов, относящиеся к любой процедуре банкротства, будь то наблюдение, конкурсное производство, внешнее управление. В то же время участие собрания кредиторов в каждой из процедур несостоятельности имеет свои характерные особенности, в основном касающиеся прав и обязанностей. Во внешнем управлении дополнительные права установлены для комитета кредиторов (статья 81), в частности: созыв собрания кредиторов, дача рекомендаций собранию кредиторов по освобождению внешнего управляющего от исполнения обязанностей внешнего управляющего; утверждение или отказ в утверждении крупных сделок должника и сделок должника, в совершении которых имеется заинтересованность; представление арбитражному суду кандидатуры заместителя внешнего управляющего.
3.3 Конкурсное производство.
К
онкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях удовлетворения требований кредиторов (пункт 10 статьи 2 закона), также как и судебная санация, не является новой для российского законодательства.
Начальным моментом открытия конкурсного производства является принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Данное решение может быть вынесено только при условии установления признаков банкротства, предусмотренных статьей 3 закона.
Одним из важных моментов нового закона является законодательное закрепление продолжительности срока проведения конкурсного производства: основного - 1 год и дополнительного - 6 месяцев, но в случае необходимости и при наличии веских оснований арбитражный суд вправе продлить указанные сроки. Многие юристы (В.Витрянский, О. Никитина, В. Петрова и др.) отмечают практическое значение данной нормы. Ранее действующий закон не содержал подобных ограничительных сроков, что позволяло конкурсным управляющим растягивать ликвидационную процедуру на долгие годы, получая при этом довольно высокое вознаграждение.
Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено в самом решении.
Решение арбитражного суда должно содержать информацию о назначении конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий является одной из ключевых фигур, действующих с момента назначения до завершения конкурсного производства.
Требования,
предъявляемые к кандидатуре
конкурсного управляющего и порядок
его назначения аналогичные требованиям,
установленным законом к
Характер осуществляемых функций и возложенных задач определяет и полномочия конкурсного управляющего.
С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все права и обязанности руководителя должника.
Пример из правоприменительной практики:
ТОО "Галант" обратилось в арбитражный суд с иском к ЗАО "Эко-лиметед" о признании недействительным договора мены. Решением арбитражного суда иск удовлетворен, сделка признана недействительной. Определением апелляционной инстанции решение отменено и иск оставлен без рассмотрения. Мотивом послужило то, что ТОО решением суда по другому делу признано банкротом с открытием конкурсного производства, а исковое заявление подписано неуполномоченным лицом - директором ТОО. На определение апелляционного суда заместителем председателя ВАС РФ был принесен протест, в котором указывалось, что решение о признании банкротом и ликвидации ТОО было действительно принято, но поскольку конкурсный управляющий на день рассмотрения дела апелляционной инстанцией еще не был назначен из-за отсутствия предложений по кандидатуре, директор ТОО имел полномочия на защиту интересов ТОО в арбитражном суде. Определение апелляционной инстанции отменено, а дело было направлено на новое рассмотрение. [49]
Так, к конкурсному управляющему переходят все права по распоряжению имуществом должника. Здесь, следует оговориться, поскольку это право ограничено пунктом 1 статьи 121 закона, где предусматривается обязанность получить одобрение собрания или комитета кредиторов по порядку и срокам отчуждения имущества.
Свойственные только конкурсному управляющему в ликвидационном производстве специфические функции, указаны в пункте 3 статьи 101 закона:
1. Проведение
инвентаризации и оценки
2. Анализ
финансового состояния
3. Предъявление
к третьим лицам, имеющим
4. Направление
уведомления работникам
5. Заявление
в установленном порядке
6. Заявление
отказа от исполнения
7. Принятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.
8. Передача на хранение в уполномоченные органы документов должника, подлежащих обязательному хранению.
При осуществлении своих прав и обязанностей конкурсный управляющий должен действовать разумно и добросовестно с учетом интересов должника и его кредиторов. Для пресечения возможных злоупотреблений со стороны конкурсного управляющего, контроль за его деятельностью возложен на собрание или комитет кредиторов. Новый закон, учитывая опыт применения предыдущего закона о банкротстве, вводит норму, устанавливающую механизм контроля. Не реже одного раза в месяц управляющий представляет органу контроля отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе, а также иную информацию. Стоит также отметить, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей арбитражный суд по ходатайству собрания или комитета кредиторов может отстранить управляющего от исполнения им своих обязанностей и назначить нового.