Банкротство(несостоятельность)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.

Содержание

Введение
Глава 1. Несостоятельность (банкротство): содержание, формирование нормативной базы
Глава 2. Порядок рассмотрения дела о банкротстве в Арбитражном суде
Глава 3. Процедуры банкротства
3.1 Наблюдение
3.2 Внешнее управление
3.3 Конкурсное производство
3.4 Мировое соглашение
Заключение
Список использованной литературы
1. Нормативно - правовые и другие официальные документы
2. Специальная литература
3. Материалы практики

Работа содержит 1 файл

Курсовая гражданское право.docx

— 102.44 Кб (Скачать)

В случае не выполнения при подачи заявления как кредитором, так и должником, требований, предусмотренных статьями 32-40 закона о банкротстве арбитражный суд возвращает заявление. "В статье не содержится конкретных условий для принятия заявления о признании должника банкротом. Имеется лишь указание общего характера о необходимости соблюдения требований, предусмотренных АПК и законом". [31]

При соблюдении всех необходимых требований и отсутствия оснований для отказа в принятии или возвращения заявления, судья  единолично, не позднее трех дней, выносит  определении о принятии. В определении  при введении наблюдения указывается  о назначении временного управляющего из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии таких предложений - из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих; меры по обеспечению требований кредиторов. (Территориальное агентство Федерального управления по делам несостоятельности (банкротстве) в Санкт - Петербурге опубликовало в журнале "Арбитражные споры" № 1-2 за 1998 г. список лицензированных специалистов по антикризисному управлению).

Одной из новелл нового закона о банкротстве является статья 44 "Меры по обеспечению требований кредиторов". Арбитражный суд  принимает меры по обеспечению требований кредиторов предусмотренные статьей 76 АПК: наложение ареста на имущество  или денежные средства; запрещение совершать определенные действия; запрещение другим лицам совершать определенные действия; приостановление взыскания  по исполнительному документу; приостановление  реализации имущества. По мимо этих мер закон 1998 г. расширил перечень мер по обеспечению требований кредиторов, включив дополнительные меры. Так, арбитражный суд может запретить совершать без согласия арбитражного управляющего определенные сделки. Пункт 2 статьи 58 закона указывается перечень сделок, которые органы управления вправе совершать только с согласия временного управляющего. При этом суд должен указать характер сделок или сумму сделок, для совершения которых требуется согласие временного управляющего. [32]

Одной из мер  по обеспечению требований кредиторов является право суда обязать должника передать ценные бумаги, валютные ценности, иное имущество должника на хранение третьим лицам.

В отличие  от статьи 76 АПК, статья 44 закона содержит открытый перечень мер, направленных на обеспечение требований кредиторов.

Вышеперечисленные меры, принимаются на любой стадии арбитражного процесса, только по ходатайству  лица, участвующего в деле о банкротстве, по собственной инициативе суда принятие меры не допускается. Решение о принятии мер по обеспечению требований кредиторов рассматривается арбитражным судом  не позднее следующего дня после  поступления заявления (статья 75 АПК).

Предусматривается срок действия назначенных арбитражным  судом мер по обеспечению требований кредиторов, при этом не требуется  вынесения определения об их отмене:

- до введения  следующей процедуры банкротства  (внешнее управление, конкурсное  производство);

- до момента  утверждения арбитражным судом  мирового соглашения;

- до момента  принятия решения об отказе  в признании должник банкротом. 

При отсутствии оснований предполагать, что имущество  должника будет использовано в ущерб  интересам кредиторов и при наличии  ходатайства об отмене принятых мер, суд вправе отменить обеспечение  требований.

При исследовании вопроса о разбирательстве дел  о банкротстве стоит обратить внимание на тот факт что закон, в  отличие от АПК, содержит обязанность  должника в пятидневный срок со дня  получения определения о принятии заявления направить отзыв на заявление кредитора. Помимо этого должник обязан уведомить всех кредиторов, не указанных в заявлении, о возбуждении в отношении него дела о банкротстве.

Подготовка  дела к судебному разбирательству  состоит из двух этапов.

"Прежде  всего судья производит действия, предусмотренные в статье 112 АПК, которые могут иметь место в деле о банкротстве, имея в виду, что это - не экономический спор. Так, в деле о банкротстве нет истцов и ответчиков, не участвуют третьи лица, поэтому пункт 1 не применяется. Остальные действия, предусмотренные в статье 112 могут совершаться, однако вместо принятия мер по обеспечению иска судья принимает меры по обеспечению требований кредиторов, вправе по собственной инициативе назначить экспертизу". [33]

Затем, при  наличии возражений должника по требованиям  кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов арбитражный суд проверяет  обоснованность возражений должника. Заседание суда для решения указанного вопроса проводится в срок не позднее  одного месяца до установленного срока  рассмотрения дела о банкротстве. В  отличие от предварительной подготовки дела, проверка обоснованности возражений должника производится в коллегиальном  составе. При коллегиальном рассмотрении дела в состав арбитражного суда должно входить трое или другое нечетное число судей.

К новому в  законодательстве можно отнести  введение двух категорий лиц, привлекаемых к разбирательству дел. Первая - "лица, участвующие в деле о банкротстве". К ним относятся: должник; арбитражный  управляющий; конкурсные кредиторы; налоговые  и иные уполномоченные органы; прокурор; государственный орган по делам  о банкротстве и финансовому  оздоровлению; иные лица в случаях, предусмотренных законом. Вторая категория - "лица, участвующие в арбитражном  процессе по делу о банкротстве": представитель работников должника; представитель собственника имущества  должника - унитарного предприятия; иные лица в случаях, предусмотренных  законом. ":вызывает возражения незавершенность градации этих лиц. :перечень является открытым, что неизбежно породнит некоторые трудности и споры при отнесении причастных к банкротству лиц к той или иной категории". [34]

Дело о  банкротстве должно быть рассмотрено  в заседании арбитражного суда в  течение трех месяцев (ст. 47). Исходя из смысла статей 47 и 48 в указанный срок должно быть принято одно из следующих решений:

о признании  должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

об отказе в признании должника банкротом;

определение о введении внешнего управления;

определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Сообщение о  признании должника банкротом публикуется  арбитражным судом, принявшим такое  решение, в "Вестнике Высшего Арбитражного суда" и официальном издании  государственного органа по делам о  банкротстве и финансовому оздоровлению за счет имущества должника, а при  его отсутствии за счет средств кредиторов. Поскольку закон не содержит четко указания о содержании публикации для арбитражного суда, вероятнее всего, это должно быть просто сообщение о признании должника банкротом. Так, например, в редакцию "Вестника высшего арбитражного суда РФ" поступило письмо из Комитета по управлению имуществом Калининградской области с просьбой опубликовать официальное объявление о добровольной ликвидации ГП "Север". Однако в письме не содержалось информации о принятии решения о добровольной ликвидации и об официальном объявлении предприятия-должника банкротом в установленном законом порядке, поэтому такое письмо не достаточно для требуемой публикации. [35]

Глава 3. Процедуры  банкротства

3.1 Наблюдение.

Д

ля российского  законодательства, введение наблюдения в процесс банкротства является совершенно новой процедурой. Как  отмечает О. Никитина: "Ее смысл состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (т.е. в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме), а введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволит установить платежеспособность должника и сохранить его имущество. Кроме того, процедура наблюдения является разумным компромиссом между соблюдением интересов организации-должника и кредиторов". [36]

Наблюдение  вводится с момента принятия арбитражным  судом заявления о признании  должника банкротом (статья 56) сроком на 3 месяца. Из анализа статьи 56 и п.2 ст. 41 закона можно сделать вывод  о том, что моментом введения процедуры  наблюдения является вынесение арбитражным  судом определения о принятии заявления. Статья 56, устанавливающая  общее правило введения наблюдения для всех категорий должников, в  тоже время делает оговорку, что  данное правило применяется, если иное не установлено законом о банкротстве. Указанная процедура не вводится в отношении ликвидируемого юридического лица, отсутствующего должника, кредитных

организаций, организаций, осуществляющих незаконную деятельность по привлечению денежных средств, в случае добровольного  объявления о банкротстве.

С момента  введения процедуры наблюдения законом (статья 57) устанавливается особый порядок  предъявления имущественных требований к должнику, в частности:

Кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях  удовлетворения своих требований в  индивидуальном порядке (п.4 ст. 11). Предъявление требований производится в течение  месяца со дня вынесения арбитражным  судом заявления о признании  должника банкротом, путем направления  временному управляющему документов, подтверждающих наличие задолженности. Рассмотрев указанные требования, временный  управляющий составляет реестр кредиторов и направляет им уведомления о  результатах. При рассмотрении данного вопроса следует особо заострить внимание на том моменте, что в случае если должник не представит в арбитражный суд в недельный срок своих возражений по выставленным кредитором требованиям, то данные требования будут признаны установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, как они представлены внешним управляющим (п.3 ст. 63).

В случае если в производстве суда находится дело, связанное с взысканием с должника денежных средств и иного имущества, кредитор вправе заявить ходатайство  о приостановлении производства по данному делу. Если же кредитор не заявит ходатайства, то судом по делу будет вынесено соответствующее решение, и в рамках процесса банкротства требования кредитора будут рассматриваться как установленные. Но здесь необходимо помнить, что в случае пропуска кредитором месячного срока для предъявления требований, он не сможет принять участие в первом собрании кредиторов.

Приостанавливается  исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением  исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений  о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом  заявления о признании должника банкротом. Это положение действует до вынесения арбитражным судом решения. В случае если будет вынесено решение об отказе в признании должника банкротом, то исполнение исполнительных документов восстанавливается с момента вынесения такого решения. Закон 1992 г. не содержал подобных ограничений, и на практике возникали ситуации, когда кредиторы забирали исполнительный листы из банков, и пытались срочно исполнить их с помощью судебных приставов. В результате таких действий указанные кредиторы, удовлетворяя свои требования, лишали возможности кредиторов первых четырех очередей получить причитающие им суммы. Новый закон позволяет обеспечить справедливое удовлетворение требований всех кредиторов. [37]

Запрещается удовлетворение требований участника - юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи  с выходом из состава его участников. Поскольку участники юридического лица не признаются законом о банкротстве  кредиторами, удовлетворение их требований производится после удовлетворения требований кредиторов из оставшегося  имущества.

Помимо установленных  ограничений на предъявление имущественных  требований к должнику, Законом о  банкротстве для предотвращения злоупотреблений, сохранения имущества  и тем самым, обеспечения интересов  кредиторов, устанавливаются определенные ограничения на ведение хозяйственной  деятельности должника. Так, органы управления (общее собрание, совет директоров (наблюдательный совет), генеральный  директор (правление)) исключительно  с согласия временного управляющего могут совершать следующие сделки, связанные: с передачей недвижимого  имущества в аренду, в залог, с  внесением имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал  хозяйственных обществ и товариществ  или распоряжаться таким имуществом иным образом; распоряжаться иным имуществом должника, стоимость которого составляет 10 % балансовой стоимости активов; выдачей  поручительств и гарантий, получением займов и т.д.

Органы управления, в чью компетенцию входит принятия решения по вышеизложенным вопросам, не вправе принимать решения о  реорганизации или ликвидации должника, о создании юридических лиц, о  выплате дивидендов и т.д.

Тем не менее, введенные законом ограничения  полностью не исключают ведение  оперативно-хозяйственной деятельности должником, предоставляя ему тем  самым возможность восстановить свою платежеспособность. При введении наблюдения руководитель должника не отстраняется, а продолжает осуществлять свои полномочия с учетом установленных  ограничений. В тоже время арбитражный  суд вправе отстранить руководителя, если он не приминает необходимых  мер по обеспечению сохранности  имущества или чинит препятствия  временному управляющему при исполнении его обязанностей.

Упоминая  в данной главе такого участника  процесса несостоятельности как "временный  управляющий" следует более подробно рассмотреть его правовой статус.

Временным управляющим  может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и  не являющееся заинтересованным лицом  в отношении должника и кредиторов (п.1 ст.19 Закона).

Информация о работе Банкротство(несостоятельность)