Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:12, курсовая работа
В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.
Введение
Глава 1. Несостоятельность (банкротство): содержание, формирование нормативной базы
Глава 2. Порядок рассмотрения дела о банкротстве в Арбитражном суде
Глава 3. Процедуры банкротства
3.1 Наблюдение
3.2 Внешнее управление
3.3 Конкурсное производство
3.4 Мировое соглашение
Заключение
Список использованной литературы
1. Нормативно - правовые и другие официальные документы
2. Специальная литература
3. Материалы практики
Процедуре внешнего управления в новом законе посвящено 27 статей. Здесь бы хотелось отметить, что восстановлению платежеспособности должника будет способствовать введение моратория на удовлетворения требований кредиторов, означающего не только приостановление исполнения всех судебных решений и иных исполнительных документов, но и прекращение начисления всевозможных пеней, штрафов и экономических санкций.
Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях удовлетворения требований кредиторов. С момента принятия решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности; снимаются ранее наложенные аресты имущества должника, введение новых арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом не допускается; все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Целью формирования конкурсной массы и проведения инвентаризации имущества является его продажа на открытых торгах, и как результат проведение расчетов с кредиторами в порядке и очередности, установленной статьей Закона о банкротстве. При удовлетворении требований кредиторов необходимо отметить социальную направленность нового закона, поскольку требования работников должника о выплате им заработной платы превалируют над требованиями кредиторов, по обязательствам обеспеченным залогом и требованиям кредиторов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
Такие внесудебные
процедуры как санация и
Так санация выведена из -под контроля арбитражного суда. В законе отсутствует положения регламентирующие порядок, сроки, ответственность участников. В связи с чем сами участники процедуры определяют все на их взгляд существенные положения для проведения мер по восстановлению платежеспособности должника.
Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. При достижении договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки или рассрочки платежей оформляется мировое соглашение. Единственным существенным условием для его заключения является удовлетворение требований кредиторов первой и второй очереди.
При осуществлении всех процедур банкротства основные полномочия возложены на арбитражных управляющих и собрание кредиторов.
Существенное
расширение полномочий собрания кредиторов
в процедуре банкротства
Арбитражный управляющий - в это понятие законом объединены временный управляющий, внешний управляющий и конкурсный управляющий. Наконец-то в законе прописан их статус, общие и специальные полномочия, решен вопрос о выплате вознаграждения.
В отличие от Закона о банкротстве 1992 года в новом законе конкретизированы временные сроки проведения процедуры банкротства.
Хотя вопрос об особенностях банкротства отдельных категорий должников не был предметом изучения в данном дипломе, необходимо отметить, что новый закон, в отличие от ранее действовавшего, учитывает специфику таких организаций как градостроительных, сельскохозяйственных, кредитных, страховых и профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Несмотря на то, что по мнению зарубежных специалистов Закон о банкротстве 1998 года считается законом не плохим и тщательно проработанным, более чем за год его применения наметились некоторые проблемы. Например, что делать, если кредиторы подали заявление о признании банкротом предприятие, которое снабжает город электричеством или водой, и с точки зрения закона необходимо будет признать это предприятие банкротом. Но к чему это может привести принятие подобного решения пока неизвестно.
В законе отсутствует правовое регулирование банкротства предприятий, на балансе которых находятся предметы национального достояния, например картины известных живописцев.
Не разрешен вопрос о способах открытия или обнаружения валютных или иных ценностях, находящихся за границей, а также их продажа для восстановления платежеспособности должника, если последний скрывает данный факт.
Но не смотря на это, хочется еще раз подчеркнуть, что новый закон, заловивший правовую банкротства РФ, обеспечивает не только цивилизованную ликвидацию неплатежеспособных должников, но представляет возможность сохранить жизнеспособность хозяйствующих субъектов. Что в конечном счете должно благоприятно отразится на состоянии российской экономики.
Список использованной литературы
1. Нормативно - правовые и другие официальные документы.
1.1 Европейская
конвенция 1990 г. "О некоторых
международных аспектах
1.2 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. - М., Юридическая литература, 1993 г.
1.3 Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. //Сборник федеральных и конституционных законов, 1995 г. Выпуск № 2.
1.4 Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26 января 1996 г. г. // СЗ РФ, 1996 г. № 5, ст.410.
1.5 Арбитражный
процессуальный кодекс
1.6 Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. с изменениями и дополнениями.
1.7 Закон Российской Федерации от 19 ноября 1992 № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" //Российская газета от 30.12. 92
1.8 Федеральный закон от 8.02.98г. №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" //"Российская газета" от 20.01.98 г., № 10, от 21.01.98 г., № 11.
1.9 Федеральный
закон Российской Федерации от
26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об
акционерных обществах" с
1.10 Федеральной
закон от 19 июля 1997 г.№ 105-ФЗ "О
внесении изменений и
1.11 Постановление
Правительства РФ от 1 июня 1998 г.
№ 537 "О Федеральной службе
России по делам о
1.12 Постановление
Правительства РФ от 22 мая 1998 г.
№ 476 "О мерах по повышению
эффективности применения
1.13 Постановление Правительства РФ от 17 февраля 1998 г. № 202 "О государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению".
1.14 Постановление
Правительства РФ от 8 июля 1997 г.
№ 848 "Вопросы Федерального
службы России по делам о
несостоятельности и
1.15 Приказ
Минфина РФ и ФСДН РФ от 19,
22 июня 1998 г. № 28н, 83 "Об утверждении
Порядке осуществления
1.16 Письмо
Федерального управления по
1.17 Письмо Госналогслужбы РФ от 12 января 1998 г. № 10-3-04/23 "О начислении пени по налогам в период моратория".
1.18 Распоряжение ФСДН РФ от 14 мая 1998 г. № 7 - р "Об утверждении Типового положения о территориальных органов Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению".
1.19 Письмо ФСДН РФ от 14 мая 1998 г. № ГТ -05/905 О полномочиях ФСДН РФ обращаться от имени государства как собственника имущества государственных унитарных предприятий в арбитражный суд с заявлениями о признании государственного унитарного предприятия несостоятельным (банкротом)".
1.20 Письмо
Высшего Арбитражного суда РФ
от 25 апреля 1995 года № С1-7/ОП -237 по
обзору практики, применения Арбитражными
судами Законодательства о
1.21 Обзор
применения арбитражными
2. Специальная литература.
2.1 Отечественная литература.
2.1.1 Баренбойм П. Правовые основы банкротства - М., Тейс, 1995 г.
2.1.2 Добровольский
А. А. Свод общеимперских
2.1.3 Малышев
К. И. Исторический очерк
2.1.4 Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. т.1 Законодательство Древней Руси. - М: 1984. с.68.
2.1.5 Попонудуполо В.Ф. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предпринимателей : Учебное пособие - СПб., 1995 г.
2.1.6 Собрание узаконений РСФСР 1927 г. № 123 с. 830
2.1.7 Жилинский С. Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. - М., Норма-Инфра, 1998 г
2.1.8 Гражданское право, часть 1: Учебник /Под ред. Сергеева А.П. и Толстого Ю. К. - М., Проспект, 1998 г.
2.1.9 Гражданское право, часть 2: Учебник /Под ред. Сергеева А.П. и Толстого Ю. К. - М., Проспект, 1998 г.
2.1.10 Коммерческое
право. Учебник /Под ред.
2.1.11 Хозяйственное право в 2 - х томах. Учебник /Под ред. Мартемиянова В. С. - М., 1994 г
2.1.12 Комментарий
к гражданскому кодексу
2.1.13 Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" //Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1998 г. № 4-9.
2.2 Иностранная литература.
2.2.1 Куртис Б. Мастерс, Эдвин В. Паксол. Принципиальные различия законов о банкротстве США и Российской Федерации //Бизнес - Ревью, 1993 г., № 7.
3. Материалы практики.
3.1 Справочный материал Арбитражного суда //Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 1998 №2.
3.2 Об итогах работы арбитражных судов РФ в 1997 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1998. № 4. с. 7.
3.3 Постановление
Президиума Высшего
4. Периодическая печать.
4.1 Андреева Т. О подведомственности дел арбитражным судам //Хозяйство и право 1997г., № 8, № 9.
4.2 Баренбони П. Банкротство-94: арбитражная практика требует изменения законодательства // Российская юстиция, № 3, 1995 г.
4.3 Бунич П. Новый Закон о банкротстве: шансов для спасения больше //Экономика и жизнь. Январь, 1998 г.№ 4.
4.4 Весенева Н. Знакомьтесь - Закон о банкротстве //Экономика и жизнь. Январь. 1998 г. № 5.
4.5 Весенева Н. Кто последний в очереди кредиторов. //Бизнес -адвокат, 1998 г., №18.
4.6 Весенва Н. Слушается дело о банкротстве. //Бизнес - адвокат, 1998 г., № 3
4.7 Весенева Н., Безнадежному банкроту помочь невозможно. // Бизнес - адвокат. 1998 г. № 13.
4.8 Витрянский В.В. Банкротство: ожидание и реальность //Экономика и жизнь, 1994 г. № 49.
4.9 Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1998 г., № 2.
4.10 Витрянский В. Характеристика основных положение проекта закона о несостоятельности (банкротстве). //Экономика и жизнь, 1997 г. №12.
4.11 Викторов
И. Надзор за исполнением
4.12 Грось Л. Мировое соглашение в гражданском производстве //Российская юстиция, 1996 г. № 12.
4.13 Ершов А. Дело о первом банкротстве в России // Закон 1994 г., № 2.
4.14 Зинченко С., Лапач В., Газарьян Б. Банкротство: Законодательство и правоприменительная практика //Хозяйство и право, 1996 г. № 5
4.15 Иванов
А. Стратегию определяет закон.
4.16 Лившиц
Н. Г. Разбирательство дел о
банкротстве в арбитражном
4.17 Никитина
О. Банкротство под