Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 11:57, курсовая работа
в данную курсовую работу включены основные вопросы, касающиеся авторских и смежных прав и их защиты. И тем не менее нельзя в достаточной мере освятить все особенности такой защиты, так как для этой цели недостаточно объёма курсовой. Такая тема требует более основательного и подробного изучения, поскольку является актуальной и важной на сегодняшний день
Введение
Глава 1.История развития авторского права.
1.1 История развития российского законодательства в области
авторского и смежных прав
1.2 Структура Российского законодательства
Глава 2. Понятие и содержание авторских и смежных прав
2.1. Понятие и виды авторских прав
2.2. Личные неимущественные права авторов
2.3. Имущественные права авторов
2.4. Понятие и сущность смежных прав
Глава 3. Правовое регулирование защиты авторских и смежных прав
3.1. Понятие «защиты авторских и смежных прав»
3.2. Формы защиты авторских и смежных прав
3.3. Способы защиты авторских и смежных прав
3.4. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав
3.5.Административно-правовые способы защиты
авторских и смежных прав
3.6. Уголовно-правовые способы защиты авторских и смежных прав
Заключение
Список использованных источников и литературы
выплатить автору вознаграждение в размере, установленном согласием сторон.
Нарушение существенных условий авторского договора является нарушением авторского права, так как указанные действия осуществляются за пределами правомочий, предоставленных автором.
Экземпляры произведений и фонограмм, изготовленные и (или) распространенные с нарушением существенных условий договора о передаче исключительных прав, являются контрафактными. В частности, если воспроизведение превышает тираж, предусмотренный в договоре, то превышение тиража следует рассматривать как нарушение авторского права и смежных прав.13
Авторы и исполнители также в случае нарушения их личных неимущественных прав и или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя вместо компенсации возмещения морального вреда. В этом случае правообладатели освобождаются от документального подтверждения размера убытков. При этом размер компенсации не должен зависеть от степени вины нарушителя и общественной значимости нарушения. В данном случае ответственность наступает не за получение неправомерных доходов, а за нарушение исключительных прав, поэтому даже безвозмездное распространение контрафактных экземпляров произведений или фонограмм влечёт её наступление. Указанная компенсация широко применяется на практике. 14
В целом, заключение
Особого внимания в вопросах
защиты интеллектуальной
Выступая в качестве особого вида гражданско-правового договора, авторский договор, в свою очередь, подразделяется на ряд разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности.
Наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор. В рамках данного договора осуществляется издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т.е. произведений литературы (научных, художественных, учебных и т.п.), драматических, сценарных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства и т.д. Издательский договор наиболее полно урегулирован действующим законодательством и исследован юридической наукой. Нередко выводы, которые первоначально делаются на базе применения норм об издательском договоре, а также сложившейся практики разрешения споров, впоследствии распространяются и на другие авторские договоры.
Постановочный договор заключается тогда, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение. Его предметом могут быть драматические произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты, музыка к драматическому спектаклю и т.п., которые используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками, концертными организациями и т.д.) путем постановки на сцене. В настоящее время постановочный договор должен заключаться пользователями в отношении как необнародованных, так и обнародованных произведений.
Сценарный
договор – это договор, который
регламентирует отношения, связанные
с использованием текста, по которому
снимается кинофильм, телефильм, делается
радио- или телепередача, проводится
массово-зрелищное мероприятие
Договор
о депонировании рукописи регулирует
условия и порядок
Договор художественного заказа опосредует отношения, связанные с созданием произведений изобразительного искусства в целях их публичной демонстрации. Его предметом являются разнообразные произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц и переходят в собственность последних. Владельцы произведений (материальных носителей) вправе распоряжаться ими по своему усмотрению, но при условии уважения авторских прав создателей авторских произведений.
Договор об использовании в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства имеет своей задачей урегулирование вопросов, возникающих в связи с тиражированием в промышленности оригинальных произведений декоративно-прикладного искусства. Он заключается лишь с внештатными художниками предприятий, произведения которых принимаются к использованию. Авторы получают вознаграждение как за сам факт создания произведения, принятого к использованию, так и за последующее тиражирование в зависимости от объема использования.
Договор о публичном исполнении (публичном показе, сообщений для всеобщего сведения путем передачи в эфир или по кабелю) разрешает использование литературных, музыкальных, драматических и иных произведений путем их исполнения, показа или передачи для всеобщего сведения в эфир или по кабелю как непосредственно, так и с помощью различных технических средств. Подобные договоры в форме выдаваемых пользователям лицензий заключаются чаще всего организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе. Закон требует, чтобы условия таких лицензий были одинаковыми для всех пользователей одной категории. Кроме того, указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований.
Названными
видами авторских договоров не исчерпывается
все их многообразие, которое определяется
способами использования произведений.
Каждый вид авторского договора имеет
свои особенности, обусловленные как спецификой
произведения, являющегося его предметом,
так и способами его использования.
2.6. Понятие и сущность смежных прав
Смежные права – это права на результаты исполнительской деятельности. Смежные права не носят самостоятельного и независимого характера, поскольку в большинстве случаев они неотделимы от процесса создания и использования первоначального авторского произведения либо объекта смежных прав. Вместе с тем они могут существовать независимо от авторских прав, например, когда автор неизвестен или произведение вообще не охраняется авторским правом. Также возможен и пограничный случай, то есть когда исполнитель делает акцент на определённых сторонах авторского произведения, проигнорированных самим автором, придавая ему дополнительную ценность. Что же касается смежных прав производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания, то здесь безусловным критерием выделения их в отдельные виды смежных прав, по мнению большинства учёных-цивилистов, является технический, вспомогательный, посреднический характер деятельности указанных субъектов по доведению произведений до широкой публики.15 То есть, если авторская деятельность – это творческая деятельность, то смежные права имеют исполнители и распространители.
К смежным правам относятся:
право на исполнение – исключительное право на исполнение, право признаваться автором исполнения, право на указание своего имени на экземплярах фонограммы, право на неприкосновенность исполнения, т.е. защиту исполнения от всякого искажения;
право на фонограмму – исключительное право изготовителя на фонограмму, право на указание своего имени на экземплярах, право на защиту фонограммы от искажения при её использовании, право на обнародование фонограммы;
право организаций эфирного и кабельного вещания – право использовать сообщение в эфир любыми не противоречащими закону способами;
право изготовителя базы данных – право извлекать из базы данных материалы и использовать их в любой форме и любыми способами, п также право на указание своего имени на экземплярах.
право публикатора на произведение науки , литературы и искусства – исключительное право на обнародование, право на указание своего имени на экземплярах.
Исполнителям в отношении их исполнений или постановок принадлежат исключительные смежные права: ичные неимущественные - право на имя, право на защиту исполнения или постановки;имущвенные - право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки Обладатель смежных прав вправе использовать результат своей деятельности по своему усмотрению любым законным способом. Он может разрешить или запретить другим использование такого результата, однако отсутствие запрета не считается согласием. Смежные права возникают в силу факта создания результата интеллектуальной деятельности. Исполнитель имеет исключительное право использовать и разрешать использовать исполнение путем воспроизведения. Это право он может передать по договору производителю фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания. В таком случае договор производителя фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания с исполнителем должен устанавливать объем переданных прав. При этом следует учитывать, что прямо не переданные по договору права исполнителя считаются непереданными. Ржиссер-постановщик спектакля приравнивается к исполнителю.16
Права исполнителя, как и
Наряду с обладателями таких прав, ими могут воспользоваться и их правопреемники, в том числе наследники.17
Соблюдение правил в сфере
интеллектуальной
Таким образом, критерием
Объекты
авторского права и (или) смежных
прав не могут приносить
В связи с этим к одной из важных задач в деятельности судов общей юрисдикции относится защита интеллектуальной собственности, составной частью которой являются авторское право и смежные права. Особую роль в этом играет правоприменительная практика, которая является реальным механизмом защиты этих прав.20
3.1
Контрафакты и пиратство
Нарушение авторских прав