Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 11:57, курсовая работа
в данную курсовую работу включены основные вопросы, касающиеся авторских и смежных прав и их защиты. И тем не менее нельзя в достаточной мере освятить все особенности такой защиты, так как для этой цели недостаточно объёма курсовой. Такая тема требует более основательного и подробного изучения, поскольку является актуальной и важной на сегодняшний день
Введение
Глава 1.История развития авторского права.
1.1 История развития российского законодательства в области
авторского и смежных прав
1.2 Структура Российского законодательства
Глава 2. Понятие и содержание авторских и смежных прав
2.1. Понятие и виды авторских прав
2.2. Личные неимущественные права авторов
2.3. Имущественные права авторов
2.4. Понятие и сущность смежных прав
Глава 3. Правовое регулирование защиты авторских и смежных прав
3.1. Понятие «защиты авторских и смежных прав»
3.2. Формы защиты авторских и смежных прав
3.3. Способы защиты авторских и смежных прав
3.4. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав
3.5.Административно-правовые способы защиты
авторских и смежных прав
3.6. Уголовно-правовые способы защиты авторских и смежных прав
Заключение
Список использованных источников и литературы
Характеристик, позволяющих "на глаз" установить контрафактность произведения или фонограммы, сравнительно немного. Прошли времена, когда "пиратские" кассеты, диски и книги выдавало их плохое качество. Вместе с тем контрафактную продукцию можно условно разделить на три вида, каждому из которых все же присущи определенные, хотя и не столь явные, признаки.
Появление на свет "пиратской" продукции первой категории - следствие бездоговорного использования произведений или объектов смежных прав. К данному виду относятся, в том числе экземпляры произведений, изготовление, распространение или импорт которых осуществляются:
1)
без получения необходимых
2)
на основании договора с лицом,
3)
на основании разрешения
4) на основании разрешения лица, не имеющего права передавать имущественные авторские права третьим лицам (в соответствии с п. 4 ст. 31 Закона об авторском праве права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь тогда, когда это прямо предусмотрено договором).
Все
видимые признаки данного вида "пиратства"
- косвенные и, как правило, вытекают
из нарушения предписаний других
отраслей законодательства, соблюдение
которых обязательно для
Второй вид контрафактной продукции - экземпляры, выпуск и/или распространение которых является нарушением условий договора или осуществляется с превышением полученных по договору правомочий. К этому виду, в частности, относятся:
-
экземпляры объекта авторского
или смежного права,
-
экземпляры, изготовленные и
- экземпляры, выпущенные в количестве, превышающем максимальный тираж, установленный в договоре с правообладателем.
Третий
вид контрафакции - продукция, изготовление
и распространение которой
-
подделка продукции одного
-
несанкционированная
Контрафакт указанного вида может характеризоваться следующими признаками.
1) Контрафактная продукция имеет визуальные отличия от легальной. Сразу отметим, что такие отличия возникают, как правило, в том случае, если подделка произведена с использованием в качестве образца экземпляра, изготовленного законным путем. Подделка же, например, издания, изготовленная с использованием корректурных оттисков и пленок оригиналов-макетов правообладателя, может отличаться от легальной продукции только иной цветовой гаммой.
2)
Распространение экземпляров
Многие
правообладатели предпочитают распространять
свою продукцию через сети фирменных
магазинов или через так
3)
Продукция предлагается по
4)
Нарушение установленных
Незаконное
предпринимательство, нарушение ГОСТов,
требований налогового и таможенного
законодательства во многих случаях
указывают на нарушение исключительных
авторских прав. Однако, как уже отмечалось,
практически все из названных признаков
контрафактной печатной продукции носят
косвенный характер и нуждаются в подтверждении,
получаемом в ходе осуществления оперативно-розыскных
и следственных действий.
3.8.
Уголовно-правовые способы
защиты авторских и
смежных прав
Авторские права могут защищаться также путём применения уголовно-правового способа защиты. Указанный способ полностью ограничивается привлечением лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности и не может быть реализован в иных формах.
Следует учитывать, что
Отмечая прогрессивный
Законодательство России, как и многих других государств, наряду с мерами гражданско-правовой защиты авторских прав устанавливает уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав. В соответствии с УК незаконное использование объектов авторского права, а равно присвоение авторства, если эти действия причинили крупный ущерб, признаются уголовным преступлением. Объектом данного преступления являются охраняемые законом авторские и смежные с ними права, как составная часть гарантированной ст. 44 Конституции РФ свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Конституция РФ предусматривает защиту законом интеллектуальной собственности. Статья 146 (а также 147) УК устанавливает такую защиту, выступающую важной гарантией указанных прав.
Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из:
а) двух альтернативных деяний:
1)
незаконного использования
2) присвоения авторства;
б) крупного ущерба;
в)
причинной связи между
Состав данного преступления имеет материальный характер, т. е. сам факт совершения указанных выше действий еще не заключает в себе состава окончательного преступления. Лишь при действительном причинении этими действиями крупного ущерба преступление считается совершенньм. Поэтому противоправные действия, которые еще не привели к крупному ущербу, но могли его вызвать, образуют покушение на преступление. Те же действия, которые не привели и не могли привести к крупному ущербу, уголовным преступлением не признаются.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ, характеризуется прямым умыслом или косвенным умыслом. Виновный осознает, что незаконно использует объекты авторского или смежных прав либо присваивает авторство, предвидит, что этим причинит крупный ущерб потерпевшему, и желает его причинить или сознательно его допускает, либо безразлично относится к его наступлению.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления помимо умысла характеризуется определенными мотивами и целями. Наиболее типичными мотивами его совершения являются корысть и честолюбие. Цели в большинстве случаев совпадают с мотивами, хотя иногда приобретают и самостоятельное значение. Так, плагиат может быть совершен с целью вступления в творческий союз, занятия определенной должности, защиты диссертации и т. п.
Уголовную ответственность за нарушение авторских или смежных прав несут лица, достигшие 16 лет.
Возбуждение и рассмотрение в суде дел о нарушении авторских прав имеет ряд важных процессуальных особенностей. Прежде всего они являются делами так называемого частного обвинения, т.е. делами, которые возбуждаются не иначе, как по желанию потерпевшего. Правда, в исключительных случаях, если дело о каком-либо преступлении имеет особое общественное значение или если потерпевший в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по иным причинам не в состоянии защитить свои права и законные интересы, прокурор вправе возбудить такое дело и при отсутствии жалобы потерпевшего. Для возбуждения дела потерпевший должен подать жалобу в суд, указав в ней, когда, кем и где совершено противоправное деяние, в чем конкретно оно выразилось и чем подтверждается просьба потерпевшего о привлечении нарушителя к уголовной ответственности. Суд не вправе оставить без разрешения жалобу потерпевшего по мотивам малозначительности, отсутствия доказательств и т. п. Отказ в возбуждении уголовного дела по жалобе потерпевшего во всех случаях должен быть процессуально оформлен постановлением судьи и с изложением в нем мотивов принятого решения.
Дела о нарушении авторских прав не подлежат прекращению в случае примирения потерпевшего и обвиняемого, что в целом не характерно для дел частного обвинения. Производство по этим делам ведется в общем порядке, т.е. с проведением предварительного расследования, которое производится органами прокуратуры.
Если
нарушение авторских прав совершено
впервые, если характер деяния и данные
о личности правонарушителя