Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:09, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы: исследовать правовое регулирование алиментных обязательств супругов и бывших супругов, судебную практику по данному вопросу, внести предложения по усовершенствованию законодательства в этой области.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) дать правовую характеристику алиментным обязательствам;
Введение
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТРУКТУРА АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ СУПРУГОВ И БЫВШИХ СУПРУГОВ
1.1 Понятие, признаки и структура алиментных обязательств супругов и бывших супругов
1.2 История развития законодательства об алиментных обязательствах супругов и бывших супругов
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ СУПРУГОВ И БЫВШИХ СУПРУГОВ
2.1 Основания возникновения и прекращения алиментных обязательств супругов и бывших супругов
2.2 Порядок определения размера и способы уплаты алиментов супругами и бывшими супругами
2.3. Особенности рассмотрения дел о взыскании алиментов супругов и бывших супругов в судебном порядке
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Выплаченные суммы алиментов расходуются получателем алиментов на свое содержание. В связи с этим обратное взыскание алиментов, выплаченных без достаточного основания, ставит получателя алиментов в крайне неблагоприятное материальное положение, а иногда и просто не представляется возможным. Поэтому обратное взыскание алиментов, полученных без достаточного основания, не допускается.
Судебное решение по данной категории дел должно отвечать всем требованиям, предусмотренным законом. В соответствии со ст. 198 ГПК РФ решение должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей (См. Приложение № 4). В то же время содержание некоторых частей обладает определенными особенностями.[61]
Описательная часть решения должна содержать в себе указание на требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвовавших в деле.
В мотивировочной части решения должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда, и доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, закон, которым руководствовался суд. В частности, суд должен указать те факты, которые послужили основанием для возложения обязанности содержать истца на ответчика, либо факты, исключающие возложение такой обязанности и доказательства, подтверждающие их. Отдельно в решении должно быть обосновано право истца на удовлетворение его требования в установленном судом размере.
В резолютивной части решения должны быть указаны не только фамилия, имя и отчество ответчика, как это требуется по всем другим гражданским делам, но и год и место его рождения, постоянное место жительства, место работы и занимаемая должность. Внесение таких сведений об ответчике в резолютивной части решения, откуда они затем переносятся в исполнительный лист, облегчает, а в ряде случаев и ускоряет исполнение. В частности, это облегчает производство розыска должника в период исполнения судебного решения[62].
В резолютивной части решения также указывается, в чью пользу присуждены алименты, а также начало и окончание срока выплаты ответчиком алиментов. Здесь же указывается распределение судебных расходов.
В соответствии со ст. 211 ГПК РФ решения о взыскании алиментов подлежат немедленному исполнению, на что суд должен указать в резолютивной части решения.
Обычно алименты присуждаются с момента обращения в суд, в связи с тем, что выплата алиментов за прошлое время является для плательщика тяжелым бременем, а лицо, имеющее право на алименты само должно нести неблагоприятные последствия, т.к. не предъявляло по собственной воле раньше иск о взыскании алиментов. Алименты за прошедший период могут быть взысканы в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если судом установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты (ст.107 п.2 СК РФ)[63].
Под уклонением от уплаты алиментов следует понимать сознательное, т. е. виновное невыполнение обязанным лицом своих обязанностей по уплате алиментов, в частности отказ от предложения управомоченного лица заключить соглашение об уплате алиментов, сокрытие обязанным лицом своего местонахождения и другие аналогичные действия. Что касается мер со стороны управомоченного лица по взысканию алиментов, то они могут заключаться в предпринятых попытках заключить соглашение об уплате алиментов с обязанной стороной или установить местонахождение скрывающегося обязанного лица или место его работы. Трехлетний срок, в течение которого возможно взыскание алиментов за прошлое время, имеет значение только для определения объема первоначального требования управомоченного лица об удержании алиментов. Если же решение о взыскании алиментов было принято судом, но не выполнялось длительное время по вине лица, обязанного уплачивать алименты, то удержание алиментов возможно за весь период неуплаты алиментов, даже если он и превышает три года (ст. 113СК)[64].
В некоторых случаях, когда алименты являются основным источником средств, а судебный процесс может оказаться длительным, то возможно решение вопроса о порядке временного содержания получателя алиментов до вынесения судом решения. Не исключено, что принятие судом такого решения может являться единственно возможной мерой, позволяющей предоставить средства к существованию нуждающейся стороне в связи с ее крайне затруднительным материальным положением, подтвержденным обстоятельствами дела. Возможна временная уплата алиментов, на основании постановления суда до вступления решения суда в законную силу. Размер временно уплачиваемых алиментов в отношении алиментных обязательств определяется исходя из материального и семейного положения сторон.
Заключение
Исследование поставленных в выпускной квалификационной работе задач позволили мне сделать следующие теоретические выводы и высказать ряд предложений.
Эффективное законодательное регулирование, работа Федеральной службы судебных приставов и иных заинтересованных органов власти должны проводиться на фоне формирования соответствующего общественного мнения. Как Федеральной службе судебных приставов, так и средствам массовой информации необходимо направить усилия на то, чтобы уклонение от уплаты алиментов стало общественно порицаемо.
Одним из механизмов, который гарантирует защиту материальных прав супругов и бывших супругов, будет являться институт алиментов в семейном праве, однако проблема обеспечения алиментами супругов и бывших супругов во многих случаях почему-то считается малозначимой и частной. Проблема исполнения алиментного обязательства коренится в самом человеке, а не в законе.
Потенциал, заложенный в нормах Семейного кодекса об алиментных обязательствах, судами используется не в полной мере, суды продолжают, не обращая внимания на обстоятельства дела взыскивать алименты в долях к заработку плательщика. Предлагаю установить определенный минимальный размер алиментов (в рублях), ниже которого взыскание было бы невозможно.
Также, на мой взгляд, назрела необходимость уточнения положений о размере средств, взыскиваемых на содержание супругов и бывших супругов. В настоящее время в таких случаях суд, как правило, исходит из установленного в регионе прожиточного минимума.
В целом, как представляется, без принципиального изменения подхода государства к проблеме невыплаты алиментов серьезно продвинуться к ее решению невозможно. По моему мнению, на период розыска лиц, уклоняющихся от выплаты алиментов, государство должно взять эти выплаты на себя и осуществлять их из специального фонда с последующим взысканием с должников всех расходов. Аналогичным образом государство могло бы действовать и в ситуациях, когда плательщик алиментов в силу объективных причин, например, отсутствия адекватных источников дохода, не в состоянии выполнить долговые обязательства. Наиболее серьезные проблемы существуют в сфере взыскания алиментных обязательств, так как немалая часть россиян скрывает истинный размер своих доходов. Одновременно следовало бы подумать и об ужесточении уголовной ответственности лиц, уклоняющихся от выплаты алиментов.
Несмотря на массовое применение терминов трудоспособность и нетрудоспособность, к моему сожалению, их легальное определение до сих пор не разработано. К тому же законодателю следует уточнить, в каких случаях нетрудоспособный супруг имеет право на получение алиментов – в случае приобретения нетрудоспособности в период брака или до его заключения.
Также в Семейном кодексе отсутствует четкое указание на то, что следует считать непродолжительным браком. Представляется, что следует установить критерий продолжительности брака в 3 или 4 года, за это время, как правило, отношения в семье успевают сложиться.
На мой взгляд, в законодательстве отсутствует норма, которая позволяла бы прибегнуть к взысканию алиментов пострадавшей от развода стороне для психологической, социальной реабилитации, средств на переподготовку или получение новой профессии, особенно если супруга (как правило, это женщина) не работала, а занималась домашним хозяйством.
Алиментные соглашения, подписанные сторонами добровольно, имеют ряд неоспоримых преимуществ перед алиментными обязательствами, выполняемыми принудительно, но в силу различных причин алиментные соглашения не получили пока широкого распространения в практической жизни.
Важно также отметить, что Семейный кодекс, в случае смерти плательщика алиментов, не разрешает вопрос должным образом о судьбе соглашения об уплате алиментов. Заметим, что алиментное соглашение (соглашение о содержании) не реализует полностью свою обеспечительную функцию.
Думаю, никто не станет спорить с тем, что вызывает вопросы формулировка п. 1 ст. 120 СК РФ, которая дает основание полагать, что алиментные обязательства могут возникнуть не только на основании обстоятельств, прямо указанных в законе, но и на основе алиментного соглашения, что влечет за собой значительное расширение круга участников алиментных правоотношений, например фактических супругов, совершеннолетних трудоспособных граждан и т.п. Многие категорично настаивают на самостоятельности правовой природы алиментных соглашений, на недопустимости смешения их с гражданско-правовыми договорами и соглашениями. К сожалению, из-за нечеткости и расплывчатости норм наше законодательство, не помогает ориентироваться сторонам в этом вопросе.
Чаще всего принудительный порядок исполнения алиментной обязанности сопровождается применением к плательщику мер ответственности, формы и основание ответственности плательщика алиментов определяются договором об алиментировании. Но если таких условий в договоре нет, то, как стоит поступать? Законодательство этого ответа нам не дает.
В целом, как представляется, без принципиального изменения подхода государства к проблеме невыплаты алиментов серьезно продвинуться к ее решению невозможно.
Дела о взыскании алиментов многообразны и занимают большое место в судебной практике.
Все поднятые и рассмотренные в выпускной квалификационной работе вопросы свидетельствуют о важности, сложности и актуальности выбранной мною темы.
Список использованных источников
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 года, № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в редакции ФЗ от 27 декабря 2009 года № 352-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации,1994, № 32, ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (в редакции ФЗ от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ (в редакции ФЗ от 30.06.2008 года № 105-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 49, ст. 4552.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ (в редакции ФЗ от 24 апреля 2008 года № 49-ФЗ) // Российская газета от 27 января 1996 года, № 17.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ (в ред. ФЗ от 09 марта 2010 года № 20-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ (в редакции ФЗ от 05 апреля 2010 № 41-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340.
8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (в ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)// "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в редакции ФЗ от 05 апреля 2010 года № 48-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации,1996, № 25, ст. 2954.
10. Федеральный закон Российской Федерации от 20 ноября 1997 года № 143-ФЗ (в редакции ФЗ от 05 апреля 2010 года № 52-ФЗ) «Об актах гражданского состояния» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 47, ст.5340.
11. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О минимальном размере оплаты труда" (принят ГД ФС РФ 02.06.2000)// "Российская газета", N 118, 21.06.2000
12. Федеральный закон Российской Федерации от 11 ноября 2003 года № 151-ФЗ (в редакции ФЗ от 28 июня 2009 года № 127-ФЗ) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 22, ст. 2031.
13. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» принят ГД ФС РФ 04.06.1997г. // «Собрание законодательства РФ». 28.07.1997г. № 30. Ст.3591
14. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1 (в редакции ФЗ от 01 июля 2005 года № 78-ФЗ) // Российская газета от 13 марта 1993 года, № 49.
15. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции ФЗ от 09 февраля 2009 года № 4-ФЗ) // Российская газета от 12 мая 1993 года, № 89.
16. Закон Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 11 июня 2008 года № 84-ФЗ) // Бюллетень нормативных актов, 1992, № 1.
17. Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года № 712 «Основные направления государственной семейной политики» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 21, ст. 2460.