Шпаргалка по "Семиотике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 02:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семиотика".

Работа содержит 1 файл

шпоры семиотика.docx

— 35.26 Кб (Скачать)

3. Этапы развития  семиотики. Семиотика  Ф. де Соссюра  и лингвистическая  традиция.

С. появ. в начале ХХ в. и с самого начала предст.собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака.

Идея созд.науки о знаках возникла почти одноврем.и независимо у неск.ученых. Основат.семиотики считается америк.логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс, кот. и предложил ее название. Пирс дал опред-ние знака, первонач.класс-цию знаков, установил задачи и рамки новой науки. Идеи Пирса получили известность лишь в 30-х годах, когда их развил в своем фундамент.труде другой америк.философ – Ч.Моррис, кот., кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Неск-ко позднее швейц.лингвист Ф. де Соссюр сформулировал основы семиологии. Знаменитый Курс общей лингвистики (курс лекций) был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916. Термин «семиология» и сейчас используется в некоторых традициях как синоним семиотики.

Однако, представления  о сущности семиотике значит.разнились  у Пирса и Соссюра. Пирс представлял ее как «универс.алгебру отношений», т.е. скорее как раздел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке психологической.

В СССР взаимод.два основных семиотич. центра: в Москве (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров, В.А.Успенский и др.) и Тарту (Ю.М.Лотман, Б.М.Гаспаров и др.). В то же время с большим основанием говорят о единой Московско-Тартуской (или Тартуско-Московской) школе семиотики, объединившей исследователей.

Фердинанд де Соссюр определяет создаваемую им семиологию как «науку, изучающую жизнь знаков в рамках жизни общества».Для сравнения: Пирс определял С. как «учение о природе и основных разнов-тях знаковых процессов».

Одно из основных полож.теории Соссюра — различение м/у языком и речью. Языком Соссюр называл общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке; речью— конкретные высказывания индивидуальных носителей языка.

Соссюр сравнивает язык с листом бумаги. Мысль —  его лицевая сторона, звук — оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав и оборотную. Таким образом, в основе представления Соссюра о знаке и его концепции в целом лежит дихотомия означающее-означаемое.

Соссюр осознал, что язык служит средством общения и орудием мышления, явл-ся культурно-историческим феноменом, разделом социальной памяти.

Новаторские идеи Соссюра были подхвачены в разл.школах структ. лингвистики, образов-ся в Европе и в США. Наиболее оригинальными и продуктивными из них были: америк.школа дескрипт.лингв-ки, Пражский лингвистический кружок, связанный с русской лингвист. традицией (Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон).

 

4. Этапы развития  семиотики. М.М. Бахтин и его концепция

С. появ. в начале ХХ в. и с самого начала предст.собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака.

Идея созд.науки о знаках возникла почти одноврем.и независимо у неск.ученых. Основат.семиотики считается америк.логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс, кот. и предложил ее название. Пирс дал опред-ние знака, первонач.класс-цию знаков, установил задачи и рамки новой науки. Идеи Пирса получили известность лишь в 30-х годах, когда их развил в своем фундамент.труде другой америк.философ – Ч.Моррис, кот., кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Неск-ко позднее швейц.лингвист Ф. де Соссюр сформулировал основы семиологии. Знаменитый Курс общей лингвистики (курс лекций) был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916. Термин «семиология» и сейчас используется в некоторых традициях как синоним семиотики.

Однако, представления  о сущности семиотике значит.разнились  у Пирса и Соссюра. Пирс представлял ее как «универс.алгебру отношений», т.е. скорее как раздел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке психологической.

В СССР взаимод.два основных семиотич. центра: в Москве (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров, В.А.Успенский и др.) и Тарту (Ю.М.Лотман, Б.М.Гаспаров и др.). В то же время с большим основанием говорят о единой Московско-Тартуской (или Тартуско-Московской) школе семиотики, объединившей исследователей.

Некоторые диалогические идеи русского философа Бахтина.

для Бахтина  весьма важен именно соц.и матер.хар-р процесса создания знаков, и семиотика в его предст. должна заниматься именно процессом создания знаков, а не абстр.рез-тами такого процесса.

В своей статье «Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманит.науках» Бахтин разъясняет различие творч.и профанных текстов человеческой ком-ции, словесных и визуальных его знаков. Бахтин обозначает проблему автора, его т.зр, границ и ф-ций текста, его двухсубъектность. 2-ой субъект, воспроизводящий, повторяющий первичный текст, и создает текст обрамляющий. Этот текст - результат диалога с автором, он комментирует первичный текст, оценивает его, возражает ему, спорит с ним.

     Вырастают  диалогические отношения между  текстами и внутри текста. Каждый текст предполагает общепонятую (т.е. условную в пределах данного коллектива) сист. знаков, язык (напр, язык искусства). Если за текстом не стоит язык, то это уже не текст, а не знаковое явление.

5.Этапы  развития семиотики.  Л.С. Выготский и его концепция.

С. появ. в начале ХХ в. и с самого начала предст.собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака.

Идея созд.науки о знаках возникла почти одноврем.и независимо у неск.ученых. Основат.семиотики считается америк.логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс, кот. и предложил ее название. Пирс дал опред-ние знака, первонач.класс-цию знаков, установил задачи и рамки новой науки. Идеи Пирса получили известность лишь в 30-х годах, когда их развил в своем фундамент.труде другой америк.философ – Ч.Моррис, кот., кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Неск-ко позднее швейц.лингвист Ф. де Соссюр сформулировал основы семиологии. Знаменитый Курс общей лингвистики (курс лекций) был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916. Термин «семиология» и сейчас используется в некоторых традициях как синоним семиотики.

Однако, представления  о сущности семиотике значит.разнились  у Пирса и Соссюра. Пирс представлял ее как «универс.алгебру отношений», т.е. скорее как раздел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке психологической.

В СССР взаимод.два основных семиотич. центра: в Москве (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров, В.А.Успенский и др.) и Тарту (Ю.М.Лотман, Б.М.Гаспаров и др.). В то же время с большим основанием говорят о единой Московско-Тартуской (или Тартуско-Московской) школе семиотики, объединившей исследователей.

Лев Семёнович  Выго́тский — советский психолог, основатель культ.-истор.школы в психологии.

Составные части культ.-истор. концепции Л.С. Выготского: человек и природа, человек и его собственная психика, генетические аспекты.

Одной из основ  теории Выготского явл-ся тезис о соц.происх.псих.ф-ций человека. В книге «История развития высших психич. функций» дано развёрн. изложение культ-ист теории развития психики: по Выготскому, необх. различать низшие и высшие психические функции, и соотв. два плана поведения — натуральный, природный (результат биологич. эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат историч. развития общества), слитые в развитии психики.

Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение  проблемы соотнош. низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, т.е. натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенч., так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак.

6.Этапы развития семиотики. Семиология Р. Барта

С. появ. в начале ХХ в. и с самого начала предст.собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака.

Идея созд.науки о знаках возникла почти одноврем.и независимо у неск.ученых. Основат.семиотики считается америк.логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс, кот. и предложил ее название. Пирс дал опред-ние знака, первонач.класс-цию знаков, установил задачи и рамки новой науки. Идеи Пирса получили известность лишь в 30-х годах, когда их развил в своем фундамент.труде другой америк.философ – Ч.Моррис, кот., кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Неск-ко позднее швейц.лингвист Ф. де Соссюр сформулировал основы семиологии. Знаменитый Курс общей лингвистики (курс лекций) был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916. Термин «семиология» и сейчас используется в некоторых традициях как синоним семиотики.

Однако, представления  о сущности семиотике значит.разнились  у Пирса и Соссюра. Пирс представлял ее как «универс.алгебру отношений», т.е. скорее как раздел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке психологической.

В СССР взаимод.два основных семиотич. центра: в Москве (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров, В.А.Успенский и др.) и Тарту (Ю.М.Лотман, Б.М.Гаспаров и др.). В то же время с большим основанием говорят о единой Московско-Тартуской (или Тартуско-Московской) школе семиотики, объединившей исследователей.

Рола́н  Барт— французский философ и семиотик.

"СЕМИОЛОГИЯ  КАК ПРИКЛЮЧЕНИЕ" — работа  Р.Барта (1974), посвященная анализу  сущности семиологии как одной  из важнейших областей теоретического  анализа знаковой сферы и деят-ти. "будучи наукой о языке, различных языках, она не может приним.свой собств.язык как простую данность, как нечто прозрачное, как нейтральное орудие, — одним словом, как мета-язык". Так. обр., в "С.какП." Р.Бартом непосредственно ставится проблема социокультурной обусловл-ти семиологического исследования и показывается, что семиология может быть рассмотрена "как важнейший метод идеологической критики.

7.Семиотика  культуры Московско-Тартуской  семиотической школы.  Концепция Ю.М.  Лотмана о семиосфере.

В СССР взаимод.два основных семиотич. центра: в Москве (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров, В.А.Успенский и др.) и Тарту (Ю.М.Лотман, Б.М.Гаспаров и др.). В то же время с большим основанием говорят о единой Московско-Тартуской (или Тартуско-Московской) школе семиотики, объединившей исследователей. Первым крупным семиотич. мероприятием в СССР стал Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Он был организован в 1962. Для нач. этапа работы М.-Т.школы было характерно чрезвыч.разнообразие охватываемой тематики, при этом было широко представлено исследов-е «простых» систем: дорожных знаков, карточных игр, гаданий и т.д. Постепенно, однако, интересы членов школы сместились к «сложным» знаковым сист.: мифологии, фольклору, лит-ре и искусству. Основной понятийной категорией, используемой в этих исследованиях, был текст. Понятие же к-ры стан-ся центр., фактически вытесняя понятие языка. К-ра поним-ся как знак.сист., по существу являющаяся посредником между чел.и окружающим миром. Она выполняет ф-цию отбора и структур-я инф.о внешнем мире. Соотв., разл.к-ры могут по-разному производить такой отбор и структурирование.

В современной  российской семиотике преобладает  именно эта традиция, однако с активным использованием лингвистических методов.

Ю́рий Миха́йлович Ло́тман— советский литературовед, культуролог и семиотик.

К определению  культуры Лотман приходит через понятие  семиосферы, понимаемое как присущее данной к-ре семиотич. пространство. Описывая семиосф., Лотман проводит аналогию данного понятия с понятием биосферы, предлож. Вернадским. Сравнивая семиосферу и биосферу, можно сказать,что последняя предст. собой «материальное» простр-во, в то время как простр-во семиосферы носит абстр. хар-р. Семиосфера, в свою очередь, создает возможность ком-ции и появления новой инф. Семиосфера относительно замкнута, это проявляется в невозможности соприкас.с иными, «иносемиотич. текстами или с не-текстами». На основе понятия семиосферы Лотман приходит к специф. пониманию к-ры: «К-ра организует себя в форме определ.«пространства-времени» и вне такой организации сущ-ть не может. Эта организация реализуется как семиосфера…» К-ра описывается Лотманом не только как семиосфера, но и как сложно устроенный текст с

определ. иерархией текстов внутри него – так называемый «текст в тексте».

8.Знак, его строение. Свойства знака. Вербальные и невербальные знаки. Барт Р. Воображение знака

В основе семиотики  лежит понятие знака .Знак – нечто в реальной действительности; совокупность означающего (формы) и означаемого(содерж). Любой знак – двусторонен: форма + содержание. Чарльз Пирс (основатель семиотики) выделял типы знаков на основании соотношения формы и содержания:

1)       природные: движение солнца, следы на земле и т.д.

2)       сотворенные человеком.

а)       иконы (форма = содержанию), например: портрет, фото г. Москвы;

б)       индексы (сходство по смежности, какому-то подобию, форма не точно копирует содержание), например: дорожные знаки, карта г. Москвы;

в)       символы (между словом и предметом нет ничего общего), например, словосоч.«город Москва», точка на карте мира, обозначающая какой-либо город.

Как появились знаки?

1)       по договору (т.е. люди просто  договорились, что, напр., дорожные знаки будут выглядеть именно так, и менять их вид не стоит, чтобы не произошло путаницы)

Информация о работе Шпаргалка по "Семиотике"