Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:28, курсовая работа
С учетом современного уровня качества экологических и потребительских свойств нефтепродуктов в производстве смазочных масел в перспективе возникает необходимость исследования возможностей применения процессов гидрокрекинга масляного сырья в целях получения масляных дистиллятов с высокими индексами вязкости и дополнительного количества топливных дистиллятов соответствующего качества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...2
1. Классификация, назначение и значение гидрокаталитических процессов……………....3
1.2 Каталитические процессы гидрокрекинга нефтяного сырья…………………………….4
1.3 Особенность химизма и механизма реакций гидрокрекинга……………………………5
1.4 Катализаторы процесса………………………………………………………...…………..7
1.5 Основные параметры процессов гидрокрекинга…………………………………………9
1.6 Гидрокрекинг бензиновых фракций………………………………………………..……11
2 Получение нефтяных масел из нефтей месторождений Кумколь и
Мангистау……………………………………………………………………………………...16
4 Перспективы глубокой переработки нефти на АНПЗ по
топливно-масляной схеме…………………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………
CnH2n+2+H2→
CnH2n+2 .
3 Изомеризация алканов
н-
CnH2n+2→изо- CnH2n+2
.
4
Распад, дециклизация (гидрогенолиз) и
деалкилирование нафтенов, например:
.
5
Деалкилирование и
По убыванию реакционной способности в условиях гидрокрекинга углеводороды могут быть расположены в следующий ряд:
Таким образом, при гидрокрекинге, в отличие от каталитического крекинга, легче всего вступают в превращения ароматические полициклические соединения и образуются с высоким выходом легкие насыщенные углеводороды, в том числе изостроения. При этом одновременно с реакциями углеводородной части сырья происходят гидрирование и удаление неуглеводородных соединений — гидроочистка нефтепродуктов.
В целом применение гидрокрекинга позволяет повысить глубину переработки нефти и получить бензин высокого качества, не содержащий сернистых соединений.
Сырьем для гидрокрекинга служат тяжелые нефтяные дистилляты (газойли прямой гонки и каталитического крекинга), мазут, гудрон. В зависимости от вида сырья гидрокрекинг проводится в одну или две ступени, которые различаются режимом работы. Основными параметрами процесса гидрокрекинга, от которых зависят выход и состав продуктов, являются температура, давление водорода, объемная скорость сырья, соотношение между объемами циркулирующего водородсодер-жащего газа и сырья (кратность циркуляции) и содержание водорода в этом газе. Например, для установки одноступенчатого гидрокрекинга Л-16-1 с алюмо-кобальт-молибденовым катализатором принят следующий режим: температура 400— 410 С, давление 5 МПа, объемная скорость 1,0 ч-1, кратность циркуляции водорода 600 м3/м3, содержание водорода в циркулирующем газе 75% об.
Процесс
гидрокрекинга используется для
производства автомобильных бензинов,
реактивного и дизельного топлива,
сырья для нефтехимического синтеза
и, в частности, для получения
бензина с высоким содержанием
изоалканов для добавки к бензину
риформинга с целью снижения в нем содержания
ароматических углеводородов (рис. 1.10).
Рис.
1.10 - Схема корректировки состава бензина
риформинга
3 Получение нефтяных масел из нефтей месторождений
Кумколь
и Мангистау
Основными видами нефтяных, используемых в качестве сырья гидропроцессов, являются прямогонные фракции – остатки атмосферной (мазуты) и вакуумной (гудроны) перегонки нефти. Они представляют собой смесь высокомолекулярных углеводородов (мальтенов), смол и асфальтенов. Наличие в остатках гетеросоединений, содержащих наряду с углеродом серу, азот, кислород и металлы, сильно усложняют технологию их переработки и существенно ухудшает качество выпускаемых продуктов. Основные компоненты нефтяных остатков – ароматические, парафиновые и нафтеновые углеводороды сложного смешанного строения.
Наиболее эффективными способами переработки нефтяных остатков в моторные топлива являются такие деструктивные процессы, как каталитический крекинг и гидрокрекинг.
Каталитический крекинг – незаменимый процесс в современной нефтеперерабатывающей промышленности при увеличивающейся тенденции глубокой переработки нефти и повышения выхода светлых нефтепродуктов.
Сырьем для каталитического крекинга служат высококипящие газойлевые фракции. Целевыми продуктами каталитического крекинга являются высокооктановый бензин, компонент дизельного топливо, углеводородные газы, используемые в нефтехимии, а также тяжелый газойль, применяющий в производстве сырья для сажи и как котельное топливо. В качестве побочных продуктов на установке получают сухой газ (топливо) и сероводород., идущий на производство серы или серной кислоты.
Важная
особенность развития технологии глубокой
переработки нефти с
Гидропереработка сырья может использоваться как для непосредственно получения высококачественных моторных топлив, так и для подготовки высококачественного сырья для вторичных процессов, например, путем:
При
этом в одних случаях получаемые
в процессах переработки
Сравнения
процессов каталитического
Кроме того, в гидропроцессах путем варьирования технологических параметров можно изменить направление процесса в сторону получения того или иного нефтепродукта. Поэтому развитие гидропроцессов на современном этапе развития нефтепереработки весьма актуально.
Гидропереработка нефтяных остатков в крупных промышленных масштабах представляет собой сложную техническую задачу и требует значительных капитальных и эксплуатационных затрат [5]. В связи с этим многие исследовательские центры предпринимают усилия по совершенствованию технологии процессов, особенно многостадийных схем с использованием на каждой стадии селективных катализаторов и специальных реакторных устройств.
Можно полагать, что наиболее эффективные и перспективные методы гидрогенизационной переработки нефтяных остатков будут отличаться сложной системой катализаторов, комбинированием реакторов как с кипящим, так и со стационарным слоем, с получением целевых продуктов, не нуждающихся в дополнительной химической обработке.
Основными продуктами гидрокрекинга являются бензиновые, керосиновые и дизельные фракции, в отдельных случаях сжиженные газы С3-С4 и очищенные остаточные фракции – исходное сырье для пиролиза, каталитического крекинга, производства смазочных масел. Побочные продукты – сероводоод и углеводороды С1-С2.
Глубокоочищенная фракция 350-500 0С может быть использовано как сырье для пиролиза; ее применение позволяет высвободить из производства этилена фракции бензина и дизельного топливо.
Остаточные
фракции гидрокрекинга
Процессы гидрокрекинга, особенно при высоком давлении, энергоемки и требуют значительных капитальных затрат. Однако возможность получения светлых нефтепродуктов до 100% по объему перерабатываемого сырья ставит гидрокрекинг в ряд перспективных процессов углубленной переработки нефти [6].
Нефти месторождений Кумколь, Кенкияк, Мангистау фракционировали путем отбора бензиновой (НК-180 0С), дизельной (180-350 0С) фракцией и вакуумного газойля (350-500 0С). Были получены результаты по депарафинизации вакуумных газойлей этих нефтей для оценки качества получаемы базовых масел [3].
Наибольший выход фракции вакуумного газойля 350-500 0С характерен для нефти Кумколя. Масляные фракции этой нефти наиболее легкие, с низким содержанием серы и более высоким индексом вязкости. Депарафинизация вакуумного газойля кумкольской нефти дает депарафинизированные масла со средним значениями вязкости 83-86. В следующей серии экспериментов были проведены опоты по депарафинизации более узких вакуумных газойлей.
Расчеты показали, что при переработке кумкольской нефти с выделением узкой фракции масляного дистиллята (вакуумного газойля 370-450 0С) выход базового масла составляет 13,4% на нефть.
В
отличие от высокоиндексных
Анализ вакуумного газойля гидрокрекинга, полученного из нефти Мангистау, показывает, что масляные дистилляты отличаются весьма высоким содержанием (91,5%) парафинонафтеновых и легких ароматических углеводородов, что позволяет ожидать получение после проведения депарафинизации высокоиндексных базовых масел [4].
Результаты
анализа продуктов
В целом результаты опытов гидрокрекинга вакуумного газойля нефти Мангистау свидетельствует о том, что такая переработка остаточного углеводородного сырья помимо отличных базовах масел позволяет получить еще 63,6-71,3% светлых дистиллятов (бензина и дизельного топлива) на исходное сырье гидрокрекинга (рис.1). тем самым может существенно углубиться переработка нефти по предприятию в целом. В случае переработки мангистауской нефти по более сложной схеме, включающей стадию гидрокрекинга широкой фракции вакуумного газойля, ресурсы завода по моторным топливам увеличиваются на 20%, а выход базового масла в этом случае составляет 5,3% на нефть. При этом дизельное топливо гидрокрекинга полностью соответствует требованиям на экологически чистые марки летнего дизтопливо, а бензин с октановым числом около 70 также будет легко утилизирован на НПЗ в качестве компонента товарных автобензинов.
Таким
образом результаты исследования кумкольской
нефти и продуктов
100%
газы
1,5%
АВТ
гудрон > 500 0С дизельное топливо (180-350 0С)
Информация о работе Производство моторных топлив и масел методом каталитического гидрокрекинга