Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 15:17, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании сущности заработной платы, пути её реформирования и резервы повышения.
Для реализации поставленной цели логика исследования определена необходимость решения следующих задач:
рассмотреть сущность заработной платы
проанализировать виды заработной платы;
оценить состояние уровня заработной платы в РФ;
Введение
1. Заработная плата: пути реформирования и резервы повышения
1.1. Понятие заработной платы
1.2. Виды заработной платы
1.3. Минимальная заработная плата
1.4. Функции заработной платы
1.5. Законодательная база по
регулированию размера заработной платы
1.6. Пути реформирования
1.7. Резервы повышения заработной платы
2. Практическая часть курсовой работы
Заключение
Список использованной литературы
Сегодня в России доля оплаты труда в ВВП ниже, чем в развитых странах. При этом остро стоит вопрос о сохранении и развитии кадрового потенциала в образовании, здравоохранении и науке как основе ускорения темпов роста экономики. В данных условиях можно считать экономически обоснованной такую политику, которая направлена на обеспечение опережающих темпов роста заработной платы над производительностью труда. Причем, во-первых, рост заработной платы в отраслях бюджетной сферы должен происходить за счет ограничения необоснованно высоких доходов от собственности и предпринимательской деятельности монополистов и тех компаний, которые присваивают природную ренту, получая на этом сверхприбыли. И, во-вторых, указанное опережение должно носить кратковременный характер до выхода на оптимальное соотношение оплаты труда и ВВП.
В решении проблемы кардинального повышения заработной платы значительное место занимает политика правительства по регулированию цен и тарифов на услуги монополистов. Сегодня в структуре цены высокий удельный вес занимает стоимость сырья, топлива, электроэнергии, материалов и т.д. В последнее время на них устанавливались опережающие темпы роста цен по сравнению с заработной платой и конечной продукцией. Так, согласно предложениям Минэкономразвития в проекте бюджета на 2009 г. предусмотрена инфляция 10%, а предельное повышение тарифов: на газ – 20%, электроэнергию – 16 и железнодорожные перевозки грузов – 12%. И если цены на эти виды ресурсов активно приближаются к мировым, то заработная плата остается на необоснованно низком уровне. Думается, что государственная политика формирования тарифов на услуги монополистов должна быть более эффективной как с точки зрения ее влияния на изменение уровня жизни россиян, так и создания условий для динамичного развития экономики в целом, без чего невозможно кардинальное повышение реальной заработной платы.
Важным шагом в реформировании заработной платы должно стать поднятие МРОТ до ПМ ТЧ. Чтобы это сделать, необходимо выработать принципиально новые подходы в реализации политики доходов и оплаты труда. Во-первых, органам государственной власти следует отказаться от остаточного принципа выделения финансовых ресурсов на повышение заработной платы работников бюджетной сферы. И, во-вторых, важно нацелить деятельность руководителей организаций на рост производительности труда.
В этом плане следует использовать зарубежный опыт. Сегодня многие страны устанавливают часовой, а некоторые в дополнение и месячный минимум оплаты труда. Например, в США, Канаде и Франции законодательно определена минимальная часовая оплата труда, а в Чехии, Венгрии, Нидерландах и Японии – оба названных показателя. Думается, что и России нужно федеральным законом задавать не только месячный, но и часовой МРОТ. При этом целесообразно, чтобы месячный МРОТ составлял вначале не менее 50% ПМ ТЧ, а далее необходимо обеспечить динамичное повышение первого до уровня второго. Сохранение месячного гарантированного МРОТ, не менее чем в 2-3 раза увеличенного уже в 2004 г., нужно для того, чтобы работодатели не использовали теневые схемы выплаты заработной платы.
1.7. Резервы повышения заработной платы
По расчетам, при установлении МРОТ на уровне ПМ ТЧ и пропорциональном увеличении окладов работников отраслей бюджетной сферы не только потребуются существенные финансовые ресурсы, но и вырастут поступления в бюджет. Это произойдет благодаря дополнительным сборам подоходного налога, единого социального налога, НДС, а также выведению из тени части заработной платы, возрастанию товарооборота, экономии на дотациях ЖКХ, сокращению пособий и т.д.
Одна из самых важных проблем – это оплата труда в бюджетной сфере. Здесь нужен отлаженный механизм, поскольку разовые повышения заработной платы тарифной ставки первого разряда в бюджетной сфере не решают проблемы. Должен быть механизм, который бы предусматривал, что соотношение средней заработной платы в отраслях бюджетной сферы по отношению к средней заработной плате во внебюджетной сфере, на уровне не ниже 80-100 процентов. Желательно рассмотреть вопрос о создании единой системы оплаты труда работников отрасли бюджетной сферы и государственных служащих. Почему у нас доля государственных служащих такая низкая по сравнению, скажем, с Японией, с Францией, да потому что там учителя, врачи, профессора являются государственными служащими и, соответственно имеют более высокий доход. Возможно, у нас тоже целесообразно рассмотреть возможность решения этой проблемы. Сегодня оклады работников бюджетной сферы с учетом районных коэффициентов имеют различную покупательную способность из-за того, что районные коэффициенты неадекватно отражают различия в стоимости жизни. Необходимо, чтобы Правительство срочно привело в соответствие эти районные коэффициенты с различиями в стоимости жизни.
Одним из резервов повышения заработной платы является ограничение неоправданно высоких доходов топ-менеджеров акционерных обществ, в которых государство владеет контрольным пакетом акций. Правительству не следует уклоняться от представления в Государственную думу проекта закона «Об упорядочении регулирования заработной платы и доходов руководителей государственных (унитарных) предприятий и акционерных обществ с государственным участием». Необходимо внести изменения и в федеральный закон «Об акционерных обществах», в которых предусмотреть доступность для всех без исключения акционеров сведений о структуре и размерах доходов первых руководителей.
В курсовой работе рассмотрены лишь некоторые резервы роста заработной платы низкооплачиваемых категорий, от которых зависит формирование экономики знаний. В частности, не затронуты такие проблемы, как борьба с коррупцией, разделение власти и бизнеса, создание конкурентной среды и более благоприятных условий для инвестиций, изменение бюджетной политики и т.д. Чтобы оценить реальные возможности кардинального увеличения МРОТ и заработной платы работников отраслей бюджетной сферы, необходимо сравнить показанные резервы с потребностями в дополнительных финансовых ресурсах.
Основными факторами реформирования заработной платы являются:
Сложность труда, определяемая сложностью используемых средств производства, сложностью ведения рабочего процесса, сложностью рабочего места и т. д.
Условия труда, определяемые тяжестью, вредностью и опасностью работы, комфортностью рабочего места и внешних условий выполнения работы.
Интенсивность труда, определяемая главным образом темпом работы, интенсивностью затрат физической и нервной энергии в единицу времени.
Квалификация работников, которая характеризуется сроками и качеством обучения, уровнем общей и профессиональной подготовки, стажем практической работы.
Эффективность и результаты труда.
2. Практическая часть курсовой работы
Задание: рассчитать годовой фактический объем товарной, валовой и реализованной продукции.
Таблица 2.1
Расчет годового фактического объема
товарной, валовой и реализованной продукции
Наименование изделия, вида работ | Годовой выпуск продукции, шт. | Отпускная цена без НДС, руб. | Стоимость, тыс.руб. |
---|---|---|---|
1. Изделие № 1 (Qгп) | 40200 | 2800 | 112560 |
2. Изделие № 2 (Qгп) | 18900 | 4400 | 83160 |
3. Изделие № 3 (Qгп) | 37200 | 5260 | 195672 |
4. Изделие № 4 (Qгп) | 28700 | 10730 | 307951 |
5. Полуфабрикат № 1 своего производства для реализации на сторону (Qп/ф) | 7900 | 1370 | 10823 |
6. Полуфабрикат № 2 своего производства для реализации | 3600 | 860 | 3096 |
Итого | 132900 | - | 713262 |
7. Работы промышленного характера на сторону (РПх-ра) | 9850 | 4160 | 40976 |
8. Работы для капитального строительства (РНх-ра) | - | - | 7320 |
9. Работы для | 275 | 1910 | 525,25 |
10. Услуги для своих работников (УРраб) | 570 | 610 | 347,7 |
Формула для расчета | |||
Итого товарной продукции (ТП) |
| - | 759334,95 |
11. Стоимость НЗП: на начало года | - | - | 56320 |
на конец года | - | - | 59580 |
12. Стоимость полуфабрикатов своей выработки для дальнейшего использования в своем производстве: на начало года | - | - | 13100 |
на конец года | - | - | 16200 |
Формула для расчета | |||
Итого |
|
| 752974,95 |
13. Стоимость остатков нереализованной продукции: на начало года | - | - | 17330 |
на конец года | - | - | 21840 |
Формула для расчета | |||
Итого реализованной продукции |
|
| 754824,95 |
30
Задание: рассчитать производственную мощность для производства изделия № 1
Таблица 2.2
Расчет производственной мощности для производства изделия № 1
Показатели | Расчет показателей | |
Максимальный фонд времени (Тmax) | Формула для расчета | ; |
Расчет | 337824 | |
Производственная мощность (ПМ) | Формула для расчета | или |
Расчет | 2165538,46 |
Рассчитать показатели, характеризующие процесс использования ОФ на предприятии:
1. Стоимость основных фондов на конец года.
2. Структуру основных фондов на начало и конец года.
3. Среднегодовую стоимость основных фондов.
4. Амортизационные отчисления за год и за месяц.
Таблица 2.3
Расчет стоимости основных фондов на конец года, среднегодовой,
структуры основных фондов, амортизационных отчислений
Группа основных фондов | Стоимость, тыс. руб. | Среднегодовая | Средняя норма амортизации, % | Сумма | |||||
на начало года | структура, % | на конец года | структура, % | за год | за | ||||
Формулы для расчета |
| ||||||||
1. Здания | 16672,2 | 4 | 16672,2 | 4 | 16672,2 | 2 | 332,54 | 27,71 | |
2. Сооружения | 53456,8 | 13 | 53456,8 | 13 | 53456,8 | 3 | 1603,7 | 133,64 | |
3. Передаточные устройства | 21735,4 | 5 | 21675,4 | 5 | 21685,4 | 4 | 869,42 | 72,45 | |
4. Машины, оборудование | 302460 | 71 | 297237 | 71 | 299848,5 | 10 | 30246 | 2520,5 | |
5. Транспорт | 16520 | 4 | 17710 | 4 | 16619,17 | 8 | 1321,6 | 110,13 | |
6. Инструмент | 7790 | 2 | 7786,9 | 2 | 7787,6 | 50 | 3895 | 324,58 | |
7. Инвентарь | 5420 | 1 | 5420 | 1 | 5420 | 10 | 542 | 45,17 | |
Итого | 424009,4 | 100 | 419961,3 | 100 | 421489,67 |
|
|
|
Информация о работе Заработная плата: пути реформирования и резервы повышения