Всеобщий менеджмент качества (TQM)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:05, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в ознакомлении с принципами и общими положениями концепций «Всеобщего Менеджмента Качества» (TQM - Total Quality Management) и «Бережливого Производства и Мышления» (LTM - Lean Thinking and Manufacturing), комплексной безопасности предприятия. Выбор данных концепций в качестве базовых объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, они апробированы и успешно применяются многими передовыми зарубежными и отечественными предприятиями. Во-вторых, являются наиболее подходящими для использования в качестве методологической базы при разработке интегрированных систем управления на основе менеджмента качества. В-третьих, большинство современных теорий в области управления являются частными случаями использования определенного числа принципов, положенных в основу указанных концепций.

Содержание

Введение
1. Этапы развития менеджмента качества
2. Концепция TQM
2.1 Основные понятия
2.2 Основополагающие принципы
2.3 Базовые элементы
2.4 TQM и теория агентских соглашений
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Всеобщий менеджмент качества.docx

— 33.63 Кб (Скачать)

 

Мировой и отечественный  опыт показывает, что для успешной и устойчивой работы каждому предприятию  необходимо обеспечивать выпуск запланированного объема продукции, соблюдать установленные  сроки, добиваться низкой себестоимости  продукции при одновременном  обеспечении требуемого уровня качества и безопасности. Трудность решения  данной задачи заключается в том, что на практике достижение каждой цели требует определенных затрат, а цели, как правило, противоречат друг другу (например, увеличение объемов  и сокращение сроков выпуска продукции  зачастую приводит к снижению качества, а повышение качества обычно требует  дополнительных затрат и снижения темпов производства).

 

Другой сложностью являются терминологические проблемы с однозначным  и адекватным определением понятий, применяемых в области конкурентоспособности. В этой связи, раскрытие основных понятий «качество», «бережливость» и «безопасность» применительно к продукции и процессам хозяйственной деятельности предприятия, а также рассмотрение возможных подходов к разработке интегрированных систем менеджмента предприятия на основе принципов управления и обеспечения качества, хорошо себя зарекомендовавших на практике, позволит руководителям обеспечить конкурентоспособность своих предприятий путем создания новых или модернизацией существующие систем управления.

 

2.3 Базовые элементы

 

Всеобщий менеджмент качества (TQM) - это система управления, сфокусированная на людях, цель которой - постоянное повышение степени удовлетворения потребителей при постоянном снижении реальных затрат. 
 
TQM - это подход на основе всей системы (а не отдельных участков или программ) и интегральная часть стратегии высшего уровня. Данная стратегия осуществляется на горизонтальном уровне, охватывает все функции и подразделения организации, привлекая всех сотрудников сверху вниз. При этом в общую сеть процессов включаются процессы поставок, а также потребители.  
 
В TQM большое внимание уделяется овладению политикой постоянных изменений и ее адаптации, так как эти составляющие считаются мощными рычагами, в значительной степени влияющими на успех организации. Адаптация философии TQM требует значительных изменений в структуре организации, рабочих процессов, выполняемых в ней, и ее культуры. Для этого организации используют самые разные подходы.  
 
Некоторые из них делают ставку на использование таких инструментов качества, как «Шесть сигм», но при этом не осуществляют необходимых фундаментальных изменений своих процессов и культуры. Фокусироваться на инструментах и приемах относительно легко, гораздо труднее разобраться в сущности необходимых изменений в человеческих отношениях и поведении и добиться их на практике.  
 
Другие делают ставку на поведенческий акцент и пытаются добиться от сотрудников организации понимания важность культуры, где на первое место ставится потребитель и его запросы. При этом они не могут добиться предотвращения ошибок, выйти на требуемое качество проектирования или приложить нужные усилия по постоянному совершенствованию.  
 
Есть и такие компании, которые фокусируются на совершенствовании операций, но не могут уделить достаточное внимания тому, что по-настоящему важно для потребителя.  
 
Опыт показывает, что однокоординатные и несистемные подходы могут в течение какого-то короткого времени приводить к улучшению отдельных результатов, но, как правило, в долгосрочной перспективе существенных улучшений это не приносит. Таким образом, всеобщий менеджмент качества требует всестороннего охвата, полного изменения мышления, а не только применения какого-то набора инструментов. 
 
Концепция TQM включает следующие базовые управленческие элементы (стратегии):

  • сфокусированность на потребителях (внешних и внутренних)
  • ориентация на процесс
  • постоянное совершенствование и обучение
  • наделение сотрудников полномочиями и командная работа
  • управление на основе фактов
  • масштабное лидерство, в котором всеобщее качество рассматривается как стратегический информационный актив.

Кратко раскроем содержание указанных базовых элементов (стратегий) концепции TQ

 

 

 

 

2.4 TQM и теория агентских соглашений

 

Одной из моделей теории организации, в настоящее время  привлекающей пристальное внимание специалистов по управлению, стала  теория агентских соглашений. Дело в том, данная теория позволяет вскрыть  многие проблемы, связанные с управлением  фирмой. Например, с ее помощью можно  исследовать договорные основы взаимоотношений  внутри предприятия, также она объясняет, в частности, некоторые проблемы управления и мониторинга предприятия. Следует признать, что некоторые  элементы теории агентских соглашений могут быть встроены в подходы, используемые при реализации стратегии в рамках всеобщего качества, однако ее существенные недостатки, которые будут рассмотрены  ниже, не позволяют использовать данную теорию в качестве концептуальной основы для совершенствования организации [15]. 
 
В основе теории агентских соглашений лежит концепция взаимоотношений агентского типа, при которой одна сторона (принципал) нанимает другую сторону (агента) для выполнения какой-то работы. Данная теория исходит из допущения, что люди, связанные агентскими взаимоотношениями, стараются добиться максимальной для себя полезности и всегда действуют так, чтобы наилучшим образом удовлетворить свои интересы. Как следствие, когда полномочия передаются агентам, действующим от имени принципала, агенты могут использовать эту возможность для повышения собственного благополучия, в том числе и за счет принципала. Основная проблема теории агентских соглашений состоит в обеспечении эффективного мониторинга, поскольку это главный механизм, используемый обеими сторонами для поддержания взаимоотношений и управления ими. 
 
Теория агентских соглашений резко контрастирует с теорией всеобщего качества в вопросах социальных отношений. Всеобщее качество исходит из наличия управленческой системы, в основе которой лежат социальные человеческие ценности, в то время как теория агентских соглашений строится на чисто экономической перспективе, фактически устраняющей из рассмотрения людей. 
 
Если теория агентских соглашений строится на том, что люди в первую очередь преследуют собственные интересы и действуют оппортунистически, то есть с учетом текущих событий, и что их права условны и зависят от тех ценностей, которые они добавляют организации, то всеобщее качество исходит из предположения, что люди получают мотивацию, учитывая при этом интересы других, и что у людей изначально есть право на уважение. 
 
Теория агентских соглашений исходит из предположения встроенного конфликта целей между агентами и принципалами и того, что цели агентов согласуются с целями принципалов через формальные контракты. Философия же всеобщего качества строится на том, что каждый человек, работающий в организации, разделяет ее общие цели и принимает идею постоянного совершенствования, а его цели согласуются с целями организации через адаптацию приемов и культуры всеобщего качества. 
 
Для всеобщего качества фундаментальным принципом служит распространение информации, позволяющей добиваться этих целей, в то время как теория агентских соглашений исходит из допущения, что информация иногда может скрываться, чтобы использовать ее в собственных интересах. 
 
Всеобщее качество исходит из долгосрочной перспективы, базирующейся на постоянном совершенствовании, а теория агентских соглашений основное внимание уделяет краткосрочным достижениям в рамках контракта, заключенного между принципалом и агентом. В рамках всеобщего качества человек должен брать на себя риск, так как без этого нельзя заниматься инновациями, а в теории агентских соглашений считается, что риск надо минимизировать и распределять между обеими сторонами. 
 
Лидеры TQM имеют представление о качестве и играют в организации стратегически значимую роль, лидеры в теории агентских соглашений разрабатывают механизмы контроля и занимаются мониторингом.  
 
Сторонники TQM утверждают, что их стратегия лучше, поскольку культуру качества можно поддерживать, и что в долгосрочной перспективе это требует меньше затрат. Сторонники теории агентских соглашений придерживаются того, что высоких показателей функционирования можно достичь за счет правильного составления контрактов с агентами и согласования их целей. Обе теории повлияли на деятельность ученых и специалистов-практиков, однако, трудно оспорить высокими результатами, которых добиваются компании, делающие ставку на вариант всеобщего качества.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данном разделе рассмотрены  основные этапы развития общего менеджмента  и менеджмента качества. Показано, что общий менеджмент предприятия  и менеджмент качества, как его  часть, развиваются под влиянием различных внешних и внутренних факторов. Так, например, менеджмент современных  организаций испытывает непосредственное воздействие тенденций интернационализации  и глобализации и под их влиянием обретает новые формы и принципы, коренным образом меняя организационные  ценности.

 

В настоящее время в  практике менеджмента наиболее популярными  являются идеи TQM, направленные на преодоление  функциональных барьеров менеджмента, восстановление неразрывности управленческих процессов с фокусированием на интересы потребителя и учетом человеческого  фактора. Отличительной чертой TQM является активное участие всего персонала  в обеспечении требуемого качества продукции.

 

Поскольку TQM не ограничивает область своего применения, данная концепция будет развиваться  по пути расширения сферы управления качеством, вовлечения в нее все  большего числа направлений деятельности и факторов, определяющих внутреннюю среду предприятия. Одним из вероятных  источников развития TQM может быть применение в науке управления принципов  биотехнологии с использованием кибернетики, а также синергетические  и гомеостатические системные подходы.

 

Информация, представленная в данном разделе, поможет успешно  изучить основные положения концепции  Всеобщего Менеджмента Качества (TQM), представленные в следующем  разделе.

 

Список литературы

 

 

[1] Д. Харрингтон «Пять столпов  совершенства» // Европейское качест-во. Дайджест – 2004. - №4. – с. 6-7 
 
[2] Новый экономический и юридический словарь. Под ред. А. Азриля-на. – М.: Институт новой экономики, 2003 
 
[3] В.Трошин. Интегрированные системы менеджмента – что это такое? // Стандарты и качество. - 2002. - № 11 – с.10-13 
 
[4] В. Сай. Формирование организационных структур управления / На-учная монография. - М.: ВИНИТИ РАН, 2002 
 
[5] Управление качеством /Учебник для вузов/ Под ред. С. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999 
 
[6] В. Огвоздин. Управление качеством: Основы теории и практики //Учебное пособие. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2002 
 
[7] В. Лапидус. На что потрачен век? // Ежемесячный научно-технический журнал «Методы менеджмента качества». – М.: РИА «Стандар-ты и качество», Июль 2000 
 
[8] И. Мазур, В. Шапиро. Управление качеством // Под ред. проф. И.Мазура. – М.: «Высшая школа», 2003 
 
[9] С. Бир. Мозг фирмы. / Пер. с англ. – М.: «Радио и связь», 1993 
 
[10] И.Прангишвили. Системный подход и общесистемные закономер-ности. – М.: СИНТЕГ – 2000.- с.360-361 
 
[11] И. Ильин. // Русский колокол. Журнал волевой идеи. –1928. -  
№ 4.- с.3-4 
 


 


Информация о работе Всеобщий менеджмент качества (TQM)