Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:05, реферат
Цель данной работы состоит в ознакомлении с принципами и общими положениями концепций «Всеобщего Менеджмента Качества» (TQM - Total Quality Management) и «Бережливого Производства и Мышления» (LTM - Lean Thinking and Manufacturing), комплексной безопасности предприятия. Выбор данных концепций в качестве базовых объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, они апробированы и успешно применяются многими передовыми зарубежными и отечественными предприятиями. Во-вторых, являются наиболее подходящими для использования в качестве методологической базы при разработке интегрированных систем управления на основе менеджмента качества. В-третьих, большинство современных теорий в области управления являются частными случаями использования определенного числа принципов, положенных в основу указанных концепций.
Введение
1. Этапы развития менеджмента качества
2. Концепция TQM
2.1 Основные понятия
2.2 Основополагающие принципы
2.3 Базовые элементы
2.4 TQM и теория агентских соглашений
Список литературы
Мировой и отечественный опыт показывает, что для успешной и устойчивой работы каждому предприятию необходимо обеспечивать выпуск запланированного объема продукции, соблюдать установленные сроки, добиваться низкой себестоимости продукции при одновременном обеспечении требуемого уровня качества и безопасности. Трудность решения данной задачи заключается в том, что на практике достижение каждой цели требует определенных затрат, а цели, как правило, противоречат друг другу (например, увеличение объемов и сокращение сроков выпуска продукции зачастую приводит к снижению качества, а повышение качества обычно требует дополнительных затрат и снижения темпов производства).
Другой сложностью являются
терминологические проблемы с однозначным
и адекватным определением понятий,
применяемых в области
2.3 Базовые элементы
Всеобщий менеджмент качества
(TQM) - это система управления, сфокусированная
на людях, цель которой - постоянное повышение
степени удовлетворения потребителей
при постоянном снижении реальных затрат.
TQM - это подход на основе всей системы
(а не отдельных участков или программ)
и интегральная часть стратегии высшего
уровня. Данная стратегия осуществляется
на горизонтальном уровне, охватывает
все функции и подразделения организации,
привлекая всех сотрудников сверху вниз.
При этом в общую сеть процессов включаются
процессы поставок, а также потребители.
В TQM большое внимание уделяется овладению
политикой постоянных изменений и ее адаптации,
так как эти составляющие считаются мощными
рычагами, в значительной степени влияющими
на успех организации. Адаптация философии
TQM требует значительных изменений в структуре
организации, рабочих процессов, выполняемых
в ней, и ее культуры. Для этого организации
используют самые разные подходы.
Некоторые из них делают ставку на использование
таких инструментов качества, как «Шесть
сигм», но при этом не осуществляют необходимых
фундаментальных изменений своих процессов
и культуры. Фокусироваться на инструментах
и приемах относительно легко, гораздо
труднее разобраться в сущности необходимых
изменений в человеческих отношениях
и поведении и добиться их на практике.
Другие делают ставку на поведенческий
акцент и пытаются добиться от сотрудников
организации понимания важность культуры,
где на первое место ставится потребитель
и его запросы. При этом они не могут добиться
предотвращения ошибок, выйти на требуемое
качество проектирования или приложить
нужные усилия по постоянному совершенствованию.
Есть и такие компании, которые фокусируются
на совершенствовании операций, но не
могут уделить достаточное внимания тому,
что по-настоящему важно для потребителя.
Опыт показывает, что однокоординатные
и несистемные подходы могут в течение
какого-то короткого времени приводить
к улучшению отдельных результатов, но,
как правило, в долгосрочной перспективе
существенных улучшений это не приносит.
Таким образом, всеобщий менеджмент качества
требует всестороннего охвата, полного
изменения мышления, а не только применения
какого-то набора инструментов.
Концепция TQM включает следующие базовые
управленческие элементы (стратегии):
Кратко раскроем содержание указанных базовых элементов (стратегий) концепции TQ
2.4 TQM и теория агентских соглашений
Одной из моделей теории
организации, в настоящее время
привлекающей пристальное внимание
специалистов по управлению, стала
теория агентских соглашений. Дело
в том, данная теория позволяет вскрыть
многие проблемы, связанные с управлением
фирмой. Например, с ее помощью можно
исследовать договорные основы взаимоотношений
внутри предприятия, также она объясняет,
в частности, некоторые проблемы
управления и мониторинга предприятия.
Следует признать, что некоторые
элементы теории агентских соглашений
могут быть встроены в подходы, используемые
при реализации стратегии в рамках
всеобщего качества, однако ее существенные
недостатки, которые будут рассмотрены
ниже, не позволяют использовать данную
теорию в качестве концептуальной основы
для совершенствования |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном разделе рассмотрены
основные этапы развития общего менеджмента
и менеджмента качества. Показано,
что общий менеджмент предприятия
и менеджмент качества, как его
часть, развиваются под влиянием
различных внешних и внутренних
факторов. Так, например, менеджмент современных
организаций испытывает непосредственное
воздействие тенденций
В настоящее время в практике менеджмента наиболее популярными являются идеи TQM, направленные на преодоление функциональных барьеров менеджмента, восстановление неразрывности управленческих процессов с фокусированием на интересы потребителя и учетом человеческого фактора. Отличительной чертой TQM является активное участие всего персонала в обеспечении требуемого качества продукции.
Поскольку TQM не ограничивает область своего применения, данная концепция будет развиваться по пути расширения сферы управления качеством, вовлечения в нее все большего числа направлений деятельности и факторов, определяющих внутреннюю среду предприятия. Одним из вероятных источников развития TQM может быть применение в науке управления принципов биотехнологии с использованием кибернетики, а также синергетические и гомеостатические системные подходы.
Информация, представленная в данном разделе, поможет успешно изучить основные положения концепции Всеобщего Менеджмента Качества (TQM), представленные в следующем разделе.
Список литературы
[1] Д. Харрингтон «Пять столпов
совершенства» // Европейское качест-во. Дайджест – 2004.
- №4. – с. 6-7 |