Виртуальные организации, как новая организационная форма управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Виртуальная организация - новейшая и потенциально наиболее важная форма бизнес-организаций из тех, что появились в течение последних десятилетий. Новая модель стала возможной в результате развития наисовременнейших технологий, самой значимой из которых является Интернет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Определение виртуальной организации………………………………….3
Цели и структура виртуальных организаций…………………………….4
Создание виртуального пространства и управление им………………...6
Ресурсы знаний……………………………………………………………..7
Классы технологий …………………………………………………...……7
Комбинации различных типов технологических систем ……………….9
Системы коммуникаций …………………………………………………..9
Новые возможности для организаций …………………………………..10
Распределенные организации …………………………………………...10
Обучающиеся организации ……………………………………………...11
Голографические организации …………………………………………..11
Люди и знания в виртуальном пространстве …………………………...13
CESTA: взаимосвязи между людьми и технологиями ………………...14
Нематериальный капитал: типы и источники ……………………….…14
Новые задачи виртуального менеджмента ……………………………..16
Интеграция виртуальных компонентов с физическими: матрица создания ценности ………………………………………………………..18
Виртуальные компоненты или реальные: выбор в области инноваций....................................................................................................20
Виртуальные компоненты или реальные: выбор в области эффективности…………………………………………………………….22
Влияние виртуальности на обязанности менеджера…………………………………………………………………23
Отличительные черты виртуального менеджмента……….……………25
Виртуальный набор инструментов……………………………………....26
Последствия перехода к виртуальной форме организации ……………28
Заключение…………………………………………………………………...…..31

Работа содержит 1 файл

1Введение.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

 

Комбинации различных типов технологических систем 
Большинство виртуальных организаций используют комбинации технологических систем, так как использование только 1 типа попросту неэффективно. Ниже рассмотрены примеры самых распространенных. 
 
Системы коммуникаций 
Простые системы коммуникаций предназначены в основном для обмена информацией и координации действий. Они основаны на коммуникационных технологиях, хотя иногда требуют и технологий хранения информации. Примерами таких систем могут служить электронные журналы, виртуальные обучающие сети, телеграфные агентства. Стоит отметить, что системы коммуникаций составляют лишь часть организаций. Они, как правило, составляют сложные интрасети- сети внутри конкретных организаций(«мини-Интернет»). 
 
 
Системы обратной связи 
В системах обратной связи применяются технологии мониторинга и сканирования, а также коммуникационные технологии для сбора информации и передачи ее обратно менеджерам и другим лицам, принимающим решения. Эти системы поддерживают «контур обратной связи».В качестве примера можно назвать электронные точки продаж, а также системы сбора информации о рынке. Опять же, системы обратной связи не составляют всю организацию, а являются лишь ее частью. 
 
Сетевые системы 
Сетевые системы представляют собой гибрид коммуникационных систем, в которые встраиваются другие технологии в случае необходимости в сетевых ресурсах и функциях. На простом уровне коммуникационные системы комбинируются с системами обратной связи и некоторыми аналитическими технологиями для выполнения группового анализа и принятия решений. Системы распределенных сетей позволяют обходиться без физического сосредоточения и предназначены для использования коммуникационных технологий для частичного замещения материальных структур, таких как офисные здания и т.д., предоставляя возможности для удаленной работы. Многие банки отдают предпочтение форме распределенных систем, состоящих из центров кредитования, обработки заказов клиентов и т.д.. Сетевые системы также применяются и при построении виртуальных цепочек поставок.
 

Системы управления знаниями 
Такие системы комбинируются из технологий хранения и анализа данных, моделирования и коммуникаций для облегчения процесса управления знаниями. Основная цель таких систем- организовать знания таким образом, чтобы удавалось их быстро извлечь и использовать. 
 

 

Новые возможности для организаций 
Существование и развитие различных классов технологий и технологических систем предоставляет организациям ряд новых возможностей. Бизнес уже не зависит от концентрации капитала: он может распределяться и использоваться в организациях различных типов- сложных, зачастую гибких, иногда имеющих не вполне ясную структуру. 
 
Распределенные организации 
Это простейшая форма виртуальной организации; капитал таких организаций сконцентрирован в различных географических точках. Впервые такую форму стали использовать международные торговые компании. 
В наши дни с реализацией коммуникативных технологий последних поколений, таких, как электронная почта, распределенные операции стали нормой для большинства компаний любого размера. Организации могут распределять свой капитал- людские ресурсы и др.- в тех местах, где он наиболее востребован и окажется наиболее эффективным, а не концентрировать его в конкретном месте для осуществления контроля. 
 
Обучающиеся организации 
Обучающиеся организации объединяют в себе технологии коммуникации, хранения данных, обратной связи и анализа. Это организации, которые учатся, а не обучают. Такие организации должны быть способны преобразовывать свои знания в ценность. Сейчас таких организаций практически не существует, однако современные разработки Всемирного банка реконструкции и развития в сфере построения интенсивной системы управления глобальными знаниями продемонстрировали верное направление движения.
 

Голографические организации 
Это наиболее сложная и инновационная форма из всех, в которой, как в голограмме, каждый элемент организации отражает в миниатюре организацию целиком. Например, каждая бизнес-единица, будь то команда проекта или отдел- копирует в меньшем масштабе все основные функции компании. Такие организации легко переконфигурировать и переструктурировать, используя технологические сети в качестве «хребта» организации, тогда как остальные элементы могут быть перестроены в соответствии с новыми требованиями. Некоторые розничные торговые сети в США осваивают подобную форму организации. 
 

 

Люди и знания в виртуальном пространстве 
Один из парадоксов виртуальных организаций заключается в том, что чем выше уровень технологий, тем важнее роль человеческого фактора. Виртуальные организации зависят исключительно от людей, без которых их системы и технологии становятся безжизненными артефактами. Важность людей в виртуальной организации заключается в том, что они выполняют роли производителей, передатчиков и пользователей информации. Доля знаний в виртуальных организациях невероятно высока. Таким образом, в них необходима большая активность сотрудников для создания и циркуляции знаний и управления артефактами, где эти знания могут храниться. Ничто не способно заменить людей в виртуальных организациях.
 

CESTA: взаимосвязи между людьми и технологиями 
Основное требование баланса между людьми и технологиями в виртуальных организациях таково: технологии должны предоставлять людям возможность выполнять работу творчески(Creatively-C), легко(Easily-E), с соблюдением высоких стандартов(Standard-S), своевременно(Timely-T) и подотчетно(Accountably-A). 
· C- технология должна помогать людям выполнять работу творчески и приспосабливаться к инновациям, так как это расширяет возможности работы и параметры продукции. Если технологии сдерживают творчество, то, как правило, случаются 2 вещи: во-первых, ограничивается возможность добавления ценности организации и ее капитал более не работает в полном объеме; во-вторых, сотрудники начинают чувствовать, что их «тормозят», возникает раздражение, в основе которого лежит осознание того, что «можно сделать больше, но система не позволяет». 
· E- технологии должны облегчать коммуникации, управление знаниями и другие формы работы, а не затруднять их. Здесь можно наблюдать еще 1 парадокс: техническая система становится более содержательной по мере ее усложнения. Следовательно, система, которая «облегчает» работу, зачастую сама должна быть весьма сложной в том, что касается разработки и поддержки. Это, в свою очередь, приводит к тому, что на эту систему приходится тратить больше ресурсов, чем хотелось бы. 
· S- качество остается важным вопросом для виртуальных организаций, и многие компании, занимающиеся электронной коммерцией, ощутили это по собственным издержкам. Технологические системы необходимы не только для того, чтобы отладить качество с самого начала процесса, но и для того, чтобы помочь сотрудникам контролировать качество собственной работы. В идеале при реализации такой разновидности «виртуального управления качеством» задачи поддержки качества должны рассматриваться как основная часть рабочего процесса, а не как набор дополнительных задач, отвлекающий от основной работы. 
· T- наравне с облегчением работы технология должна и ускорять ее. Технологическую систему, которая ту же самую задачу выполняет дольше чем прежняя, можно считать просто тратой ресурсов. 
· A- технические системы должны позволять сотрудникам выполнять их работу «прозрачно», особенно если возникают вопросы доверия в отношениях со сторонними заинтересованными лицами(клиентами, инвесторами и т.д.). Необходимо настраивать системы на прозрачность в течение операций, а не на подотчетность после выполнения задачи, так как это дополнительный объем рутинной информации.
 

 

Нематериальный капитал: типы и источники 
 
Человеческий капитал. Человеческое, согласно традиционным представлениям, означает материальное, и в такой материальной форме люди осуществляют вклад в производство, известный как труд еще в далекие времена. Однако работа человеческого мозга не вещественна, и именно способности к познанию и мыслительные процессы относятся кнематериальному человеческому капиталу. Ученый Дейли считал человеческий капитал инвестициями, которые компании вкладывают в развитие потенциала своих работников. Развитие почти всегда касается ментального уровня- другими словами, инвестирование в человеческий капитал означает рост «коллективного ума» организации, ее научных кадров. 
Человеческий капитал и капитал знаний неотделимы друг от друга. Так как знаниям для реализации чего-либо полезного требуются активные действия, то человеческий мозг без знаний представляет собой пустой сосуд, содержащий лишь основные инстинкты 
Организационный капитал. Согласно определению американского ученого Тремблея,«организационный капитал- это капитал, воплощенный в отдельных личностях(а не в технологиях или машинах)» и считал, что этот капитал не может быть присущ какой-то одной персоне. Таким образом, организационный капитал является специфическим для конкретной организации и включает ее в себя; в идеале он должен отражать суммарные знания и человеческий капитал, накопленные в организации. Уорнер и Витцель уровняли организационный капитал с общим менеджментом- они считают задачей менеджера общего профиля поощрять приобретение, создание, применение и распространение знаний внутри компании. Таким образом, одной из ключевых задач менеджера общего профиля является управление организационным капиталом. 
Капитал знаний. Питер Друкер определял знания как «информацию, которая изменяет что-либо или кого-либо – или став причиной действия, или создав возможности для различных и более эффективных действий». На практике капитал знаний бывает представлен в виде различных патентов и торговых марок каких-либо организаций. Взаимосвязи между этими 3 нематериальными активами, а также роль топ-менеджера иллюстрируются на рис.5.1 Организационный капитал, представленный здесь в виде нематериальной структуры организации, устанавливает параметры знаний и выполняет процесс их преобразования. Человеческий капитал состоит из отдельных элементов, функционирующих внутри фирмы, которые, в свою очередь, интерпретируют и используют капитал знаний; последний может быть приобретен у внешних источников или сгенерирован в компании.
 

 

Новые задачи виртуального менеджмента 
Повышенная сложность управления виртуальными организациями требует дополнительного набора задач вдобавок к современной концепции менеджмента(планирование, организация, мотивация, контроль). Эти 4 задачи можно выразить через концепцию CALV(Communication- коммуникация, Assessment- оценка, Learning- запоминание, Valuation- определение стоимости). 
· С- коммуникация позволяет обеспечивать эффективный и постоянный поток знаний, связывающий все элементы организации друг с другом, с поставщиками, инвесторами, клиентами и т.д. Коммуникация играет ключевую роль в превращении знаний в стоимость. Кроме того, она позволяет собрать воедино разрозненные части организации и помогать сотрудникам оставаться мотивированными и вовлеченными в процесс. Менеджерам виртуальных организаций придется потратить немало времени на эффективную настройку данного компонента. 
· A- оценка в этом случае означает сравнение целей организации с ее формой и структурой в динамике, а также совершенствование это структуры. Навыки оценки подразумевают планирование, в том числе и планирование познавательного процесса- анализ, прогнозирование, дизайн и конфигурирование компании, а также командное лидерство. 
· L- здесь обучение означает пополнение запасов капитала знаний организации посредством таких действий, как тренинг и образование, научные исследования и развитие, сканирование среды и т.д. Задачи обучения составляют часть процесса трансформации знаний. Обучающие навыки представляют собой ключевой элемент в виртуальном менеджменте. 
· V- определение стоимости представляет собой непрерывную и динамическую переоценку активов знаний в исчислении их настоящей и будущей стоимости для компании. 
 
 
Интеграция виртуальных компонентов с физическими: матрица создания ценности 
Менеджеры должны развивать организации, которые будут состоять как из материальных, так и виртуальных компонентов. Эти компоненты должны совместно образовывать « творческую» организационную форму, которая, в свою очередь, согласуется с целями компании и способами их достижения. Это задача нового десятилетия для менеджеров в сфере комплексной экономики. Прежде чем решить, какой все-таки будет организация по структуре, компания должна ответить сама себе на несколько вопросов: 
1. Каков характер продукции/услуг, производимых ею? Эта продукция материальная или нематериальная, основанная на знаниях? 
2. Каковы взаимосвязи между компанией и ее клиентами? Требуются им тесные отношения или можно реализовать связь через Интернет(телефон)? 
3. Каковы взаимосвязи между компанией и ее поставщиками? 
4. Каковы отношения между организационными элементами компании? Как можно усилить их? 
5. Какие виды работ производятся внутри компаний? Можно ли их изменить, чтобы сделать более эффективными? 
6. Каковы взаимосвязи между менеджерами и сотрудниками? Как можно их улучшить?
 

 

Виртуальные компоненты или реальные: выбор в области инноваций 
Традиционно отделы научных исследований и развития были главным источником инноваций и стремились к концентрированному расположению. Громадные корпорации, такие, как IBM, могут содержать несколько научных центров по всему миру, однако такой вид инвестиций очень и очень дорогой. 
Виртуальные коммуникационные и координационные системы значительно облегчают и удешевляют процесс распределения знаний на расстоянии. В наши дни больше нет необходимости в концентрации инноваций в одном месте. Команды, проводящие исследования, занимающиеся разработкой проекта и его развитием, могут быть укомплектованы сотрудниками, работающими в различных офисах или даже городах, однако все внесут свой вклад в проект. 
 

 

Виртуальные компоненты или реальные: выбор в области эффективности 
Одна из возможностей, привлекающих интерес к виртуальным организациям, заключается в убеждении, что они снижают себестоимость, особенно из-за сокращений инфраструктуры и гораздо более эффективны, когда дело касается управления знаниями. Однако оба преимущества имеют ограничения. Снижение себестоимости должно быть компенсировано увеличением инвестиций в виртуальную инфраструктуру, особенно в технологии коммуникации. При определении наиболее эффективного набора материальных и виртуальных систем следует рассматривать концепцию эффективности на 2 уровнях. Недостаточно конструировать каждый процесс наиболее эффективным из способов- необходимо, чтобы каждый из них делал вклад в эффективность работы организации целиком. 
 

 

Влияние виртуальности на обязанности менеджера 
Файоль разделил менеджмент на 7 отдельных наборов задач, которые ныне известны под аббревиатурой POSDCRB(Planning- планирование, Organizing- организация, Stuffing- персонал, Directing- управление, Coordinating- координация, Reporting- представление данных, Budgeting- бюджетирование) 
· P-В организациях, построенных на основе веб-сетей, организационное ядро небольшое, а в некоторых моделях его и совсем нет; поэтому возникает вопрос, кто занимается планированием и берет на себя ответственность за это. Кроме того, принимая во внимание тот факт, что границы виртуальных организаций размыты, возникает вопрос о том, какие именно реальные элементы планируются. Вопрос границ относится к наиболее сложным, особенно потому, что члены виртуальной организации зачастую вовлекаются в другие действия вне компании. И не всегда легальные, надо сказать. Планы, разрабатываемые для организации, могут конфликтовать с планами и интересами ее членов. С этой проблемой можно справиться, установив с самого начала четкую ответственность за планирование. 
· O-Построение организации в киберпространстве превыше всего требует сосредоточения на целях. Члены любой организации должны ясно представлять себе ее цели и собственную роль в ее деятельности. Для виртуального процесса организации также необходимо рассматривать факторы затрат. Виртуальные компании- более дешевые формы предприятий в том, что касается снижения транзакционных издержек, ускорения потоков знаний и т.д. Но они не полностью свободны от издержек: необходимы затраты на тренинги и поддержку технологий. Установка виртуальной организационной структуры на 1 место может быть дорогостоящей операцией.
 

Информация о работе Виртуальные организации, как новая организационная форма управления